Кольсайские озера и озеро Каинды - привлекательные места для казахстанцев и иностранных туристов как летом, так и зимой. Однако экоактивисты все чаще стали выражать обеспокоенность по поводу чрезмерно активной деятельности людей в регионе и большой рекреационной нагрузки на природные объекты.
Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения неравнодушных казахстанцев, которые неоднократно бывают в этих местах, а также спросила о будущем региона вице-министра туризма и спорта Ержана Еркинбаева.
Кольсайские озера и озеро Каинды - привлекательные места для казахстанцев и иностранных туристов как летом, так и зимой. Однако экоактивисты все чаще стали выражать обеспокоенность по поводу чрезмерно активной деятельности людей в регионе и большой рекреационной нагрузки на природные объекты.
Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения неравнодушных казахстанцев, которые неоднократно бывают в этих местах, а также спросила о будущем региона вице-министра туризма и спорта Ержана Еркинбаева.
"Туристы ехали сюда за дикой аутентичностью"
Анатолий Савичев 16 лет организовывает путешествия для европейских туристов. Один из популярных маршрутов - Кольсайские озера.
"10 лет назад здесь было тихо, чисто, было понимание, что это национальный парк, где любят природу, - рассказывает Анатолий. - На тропе можно было встретить зверей, в озере много форели. На прокат можно было взять буквально пару лодок.
Я лично привозил сюда большое количество туристов, они ехали как раз за этой дикой аутентичностью. Людям было совершенно неважно, что здесь нет комфортного отеля, привычных санитарных условий".
Сегодня в регионе процветает цивилизация. В этом есть свои плюсы. Ближайший поселок Саты часто приводят в пример, когда говорят о развитии туризма в стране. Там проводилась большая работа, и теперь местным не нужно ездить в крупные населенные пункты на заработки. Гостевые дома в поселке - один из прибыльных бизнесов. У туристов эти места пользуются спросом.
Обеспокоенность у экоактивистов вызывает рекреационная нагрузка на природные объекты.
"На Кольсае идет бурная хаотичная застройка. Фанерные и юрточные городки, шум, гам. Нет ни зайцев, ни змей. Рыбу то ли выловили местные, то ли она уплывает от шума. Плавает огромное число пластиковых корыт, штук 100, наверное. Вакханалия, как на барахолке!
В этом сезоне я привозил туристов из Швейцарии и Австрии. Эти люди были просто шокированы, они ожидали увидеть дикую и относительно нетронутую природу", - рассказывает Анатолий.
Фото предоставлено Шакиром Исламбакиевым
С барахолкой популярное туристическое место сравнивает и алматинец Шакир Исламбакиев.
"У меня двоякие чувства по поводу Кольсая. С одной стороны, я понимаю, насколько увеличился туда поток туристов, когда там улучшилась инфраструктура, и как положительно это сказалось на жизни местных жителей. Села вокруг буквально расцвели.
С другой стороны, Кольсай сейчас и тот, каким он был несколько лет назад, - это два разных места. Сегодня он похож на барахолку. Музыка на всю округу такая, что не слышно щебетание птиц. Смотришь на водную гладь, а в глаза бросаются одни лодки, сейчас там еще один склон застраивают и почти уже на берегу возводят бургерную.
Считаю, что здесь мы должны применять методы устойчивого туризма, когда развитие гармоничное и соблюдены все балансы".
"Очень много мусора везде: на тропах, достопримечательностях, парковках. 8 лет назад на Нижнем озере Кольсай на холмике росли эдельвейсы, ромашка полевая. Ими буквально было выстлано целое поле. Сегодня там все просто вытоптано лошадьми.
Что касается объектов, то по дороге от села Саты до Нижнего озера Кольсай перед экопостом с левой стороны так называемые отели растут как грибы. Насколько мне известно, там нет центральных канализации и водоснабжения и довольно изношенные линии электропередач. Куда они сливают отходы жизнедеятельности своих гостей?" - задается вопросом Анатолий.
Есть вопросы у Анатолия и к местному сервису.
"На регион в свое время были выделены гранты, проводились многочисленные семинары по развитию туризма среди местного населения. Я, как организатор путешествий, могу сказать, что все это было бесполезно, потому что сервис как был на нуле, так и остался. 90 процентов собственников гостевых домов не зарегистрировали свои ИП и требуют оплату наличными.
Многие из них не заморачиваются ни в питании, ни в обслуживании гостей. Могут принять бронь, взять предоплату, а когда по факту мы приезжаем с группой европейских туристов, говорят: "Извините, мы забыли, ваши места заняты, поезжайте в другой гостевой дом". Если вернут предоплату, хорошо, а могут и не вернуть. Такие случаи были неоднократно".
Что предлагают сделать казахстанцы
Разветвленная сеть маршрутов и аутентичные беседки
Самый популярный пеший маршрут в национальном парке "Көлсай көлдері" - это Нижнее - Среднее озеро.
Анатолий Савичев считает, что в первую очередь нужно создать разветвленную сеть пеших, а где-то и конных маршрутов. Тогда туристические потоки не будут собираться в одном месте, а будут распределены равномерно по территории национального парка.
"Не надо застраивать парк пятизвездочными отелями и вертолетными площадками. Достаточно грамотно обустроить территорию какими-то лавочками, небольшими аутентичными беседками из природного материала", - говорит казахстанец.
Лимиты на посещение
Для контроля рекреационной нагрузки Анатолий предлагает ввести систему электронных билетов.
"Например, в Европе, Канаде или Америке билет в нацпарки вы можете купить заранее онлайн и там есть определенные лимиты. Такое можно внедрить и у нас.
Туроператоры могут выкупать в начале сезона на контрактной основе определенное количество посещений, чтобы гарантировать доступ своим туристам. Для самостоятельных туристов можно создать сайт, через который они смогут приобрести билет вкупе с экосбором. Если на какие-то выходные лимит превышен, то билет купить будет невозможно.
Также встает вопрос об организации туристических групп. Сегодня огромное количество компаний из Instagram на больших 50-местных автобусах привозят туристов на Кольсай за условные пять тысяч тенге на несколько часов. И в сухом остатке, кроме антропогенной нагрузки, эти люди ничего там не оставляют. От небольших групп (до 15 человек), которые приезжают сюда на два-три дня, и платят, соответственно, дороже, гораздо больше пользы и с точки зрения экологии, и с точки зрения экономики".
Работа с местным населением
Работать с населением нужно как в вопросах благоустройства, так и в вопросах сервиса, говорит собеседник.
"Посмотрите, что творят ребята, которые сдают туристам в прокат лошадей. Как страшно вытоптали тропу между Нижним и Средним Кольсаем! Сейчас, когда идет дождь, она превращается в сплошной грязевой поток. Это чревато тем, что корневая система у растущих там елей будет размываться и деревья просто-напросто будут падать. Когда-нибудь там произойдет либо селевой поток, либо оползень.
Работать с населением также нужно по части сервиса. К примеру, возникают большие трудности при оплате безналичным платежом. У меня месяц ушел на то, чтобы получить от местных счет и оплатить его, и еще две недели на то, чтобы получить закрывающие документы. Это же абсурд!
Там попытались автоматизировать экологический пост по дороге на Нижний Кольсай. Но в этом году мы испытали дискомфорт от этого нововведения опять же с точки зрения сервиса. Нужно обучать сотрудников, которые находятся на экопосту, элементарным правилам вежливости. Создается впечатление, что там сидит человек, который ненавидит весь мир".
Алматинец Марат Садыков также считает, что необходимо регулировать число туристов. А еще просит обратить внимание на несколько моментов:
- "Тропы для пеших и конных прогулок между Нижним и Средним Кольсайскими озерами в самом начале объединены в одну и только через сто метров разделяются. Особенно неприятно ходить по этой тропе ранней весной, когда из-под снега появляются лошадиные экскременты. Не наступить практически невозможно!
Кроме того, дорога по левому берегу, особенно на крутых спусках и подъемах, не обустроена и представляет опасность как для пешеходов, так и для тех, кто передвигается на лошадях. Если пойдут осадки, а они там летом бывают часто и внезапно, становится опасно вдвойне.
- Нет моста для перехода речки, вытекающей из Среднего озера.
- Туалеты. Нет цивилизованных туалетов (хотя бы с водой) в конце Нижнего и возле Среднего озер. А эти места самые посещаемые! Все туалеты на территории нацпарка должны быть бесплатными и с водой. Для этих целей можно даже повысить плату при входе.
На Каинды туалеты – это просто дикость. Дырка в полу, и за это еще надо платить. При этом построенные современные туалеты до сих пор не введены в строй, они так и стоят как "памятник" разгильдяйству и разбазариванию средств.
- Дорога до Каинды и старые машины. В погоне за деньгами местные горе-водители на старых и убитых уазиках устраивают гонки между собой по недостроенной дороге к озеру. А современным внедорожникам, оснащенным всеми атрибутами безопасности, подниматься на верхнюю стоянку руководство нацпарка запрещает. И все это якобы во "благо" и для "безопасности" туристов.
Нужно сделать дорогу и не допускать к перевозке людей водителей, чьи транспортные средства не оснащены системой безопасности должным образом.
- Музыка на Каинды. Береговая линия Каинды небольшая, в отличие от Кольсая. Но даже на этом пятачке развернулся местный бизнес с орлами, дронами, переодеваниями в национальную одежду для фотосессий и музыкой. Получается, что бизнес мешает насладиться тишиной и красотой озера с его уникальными вековыми елями, затопленными водой. Это надо запрещать.
- Рейнджеры. Предлагаю ввести систему рейнджеров для обхода территории и контроля за чистотой парков. Можно для их содержания повысить входную плату в разы.
- Входные билеты и штрафы. Нужно принимать оплату за вход в парк только по безналу. Это поможет исключить коррупцию. А также следует увеличить штрафы за выброс мусора в неположенных местах".
"Мы можем создать уникальный туристический продукт"
Анатолий Савичев говорит, что при введении ноу-хау следует не забывать нашу ментальность.
"Если мы будем брать европейский опыт, то не стоит его полностью копировать, его надо адаптировать под нашу действительность, наш менталитет. Представьте, что мы в какой-нибудь уик-энд просто закрыли шлагбаум, потому что отведенная норма посещений исчерпана. Что там будет? Как минимум этот пост придется обеспечить охраной. Чтобы этого не происходило, надо постепенно менять нашу ментальность, объяснять людям, что Кольсай - это ресурс, который такой же исчерпаемый, как уголь или нефть.
Да, развитие - это хорошо, но то, что происходит с природой, - это страшно. Мы просто своими руками убиваем наш потенциал. Развитие массового туризма - это путь в никуда. Нам нужно формировать турпродукт, что-то типа wild nature, где будет сохранена та самая дикая природа и в то же время созданы комфортные условия.
Например, можно ставить палаточные лагеря, где люди будут чувствовать себя как в пятизвездочном отеле, и при этом мы сохраним нашу культуру номадов. Поставили лагерь на несколько дней, снялись, после себя не оставили ничего. Это был бы уникальный туристический продукт. В качестве примера посмотрите на Монголию, Кыргызстан.
Тогда есть шанс, что мы сможем Кольсай сохранить. Сегодня это ужасно. Если подойти к берегу, то можно увидеть, как на камнях начинает расти зеленая мутная водоросль. Это говорит о том, что вода в озере становится грязной, она очень быстро зарастет и берега заболотятся. Так, из жемчужины Тянь-Шаня место превратится в высокогорное болото".
О будущем национального парка "Көлсай көлдері" мы поговорили с вице-министром туризма и спорта Ержаном Еркинбаевым.
"Три года назад мы разрабатывали приблизительный концепт национальных парков в Казахстане. Согласно этой концепции был определен стратегический инвестор, который приступил к строительству туристской инфраструктуры в некоторых нацпарках.
Начал он эту деятельность со строительства визит-центров как некой входной точки, куда все посетители приходят, чтобы помыть руки, поесть, а также параллельно получить информацию о том, как правильно вести себя в нацпарке, о вреде мусора, пластика и так далее. Это так называемая мягкая сила, которая формирует культуру туризма. Речь идет о 6 визит-центрах: в "Алтын-Эмель", Чарынском каньоне, на Бутаковке, Иле-Алатауском нацпарке и двух в Тургене.
Что касается "Көлсай көлдері", то, учитывая, что этот нацпарк особенно хрупкий и к нему надо внимательно относиться, Министерство экологии и природных ресурсов как его владелец и балансосодержатель проводит очень осторожную политику с поиском инвестора и распределением земель, которые определены под туристские нужды.
Пока инвесторов в этот нацпарк ведомство не запускает, подбирает того, кто понесет максимальную ответственность и осознанно зайдет в первую очередь не на строительство ресторанов и прочих объектов, приносящих прибыль, а на строительство туристской инфраструктуры, которая защитит природу от отрицательного антропогенного вмешательства и в то же время обеспечит комфорт для туристов".
В Министерстве туризма и спорта в свою очередь дали свои рекомендации по разгрузке Кольсайских озер и Каинды, рассказывает Ержан Еркинбаев.
"Мы рекомендуем сделать это путем строительства удобной инфраструктуры в соседних ущельях - Саты и Курметти. Эти места не менее живописны и тоже имеют озера и площадки для кемпингов. Так мы сможем рассредоточить потоки людей и снизить антропогенную нагрузку на Кольсае. Министерство экологии эту концепцию приняло во внимание".
Спикер отметил, что ущелье Курметти уже оснащено элементами мягкой инфраструктуры, речь идет о навигации и благоустройстве троп. До ущелья Саты проложена дорога. В планах - работа по благоустройству.
"Еще один важный момент. На сегодняшний день у сельских акиматов достаточно сложная процедура в плане строительства инженерных коммуникаций на территории нацпарков и вне населенных пунктов, так как акиматы могут строить дороги и инженерные сети только внутри населенных пунктов. Мы вносим необходимые поправки в закон и надеемся эти процедуры упростить, дать акиматам соответствующие полномочия", - отметил вице-министр.
Фото предоставлено Ержаном Еркинбаевым
Согласно статистике, предоставленной Министерством туризма и спорта, с 2019 года число посетителей нацпарков выросло в три раза. В частности, "Көлсай көлдері" в 2019 году посетили 87 662 человека, в 2022 - 225 269 человек.
"Люди отходят от пляжного туризма, предпочитая природные зоны. Рост посетителей неизбежен, и надо успевать за инфраструктурой, иначе туризм приобретет отрицательный характер, в том числе и для экосистемы. Кроме того, тут важны вопросы безопасности. Поэтому ждем с нетерпением, когда найдется социально и экологически ответственный инвестор", - заключил Ержан Еркинбаев.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев