26 июня 2024 | 07:02

"Эффект летников". Почему казахстанцы все чаще едят не дома

Фото Олеся Савченко

Казахстанцы стали чаще есть вне дома? Почему в Алматы так популярны летние террасы? С какими рисками сталкивается индустрия общепита? Корреспондент Tengrinews.kz попыталась найти ответы на эти вопросы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Казахстанцы стали чаще есть вне дома? Почему в Алматы так популярны летние террасы? С какими рисками сталкивается индустрия общепита? Корреспондент Tengrinews.kz попыталась найти ответы на эти вопросы.

Амина - частый посетитель алматинских "летников". "Жизнь летит слишком быстро, чтобы упускать возможности наслаждаться каждым солнечным днем на свежем воздухе", - говорит она. По словам девушки, в летние кафе, пока позволяет погода, они с женихом ходят практически каждый день. В месяц траты на питание вне дома составляют примерно 350 тысяч тенге. В прошлом году сумма была меньше.

"Готовить дома не то чтобы лень. Времени не хватает на это. Сейчас молодые люди больше нацелены на то, чтобы зарабатывать. По крайней мере, я и мое окружение такие. А в летниках можно насладиться красивыми видами, посидеть на свежем воздухе, встретиться с друзьями".

По данным Finprom, расходы казахстанцев на питание вне дома в 2023 году выросли почти на 49 процентов, составив около 75 тысяч тенге на семью (в 2022-м было около 50 тысяч). Так, в Астане расходы на посещение кафе и ресторанов увеличились с 81 тысячи до 145 тысяч тенге.

Помимо увеличения суммы таких трат, выросла и их доля в общих продовольственных расходах семей: с 3,1 в 2022 году до 4 процентов в 2023 году.

Расходы на питание вне дома сильно различаются по регионам и зависят от уровня их экономического развития. К примеру, в области Абай семья тратила в среднем 38,6 тысячи тенге в год, а в Мангистауской — 202,7 тысячи тенге, что в пять раз больше. Мангистау лидирует по этому показателю, за ней следуют Астана (145,3 тысячи тенге) и Павлодарская область (109,9 тысячи тенге). Алматы находится на четвертом месте с показателями в 80 тысяч тенге. Наименьшие расходы отмечены в Шымкенте (36,3 тысячи тенге) и Жамбылской области (24,7 тысячи тенге). 

Аналитики INFOLine оценивают оборот рынка общественного питания в Казахстане в 2023 году в 2,4 миллиарда долларов. Это второе место среди стран СНГ после России.

Председатель ассоциации "Клуб рестораторов РК" Гульнара Катибаева отмечает развитие культуры употребления кофе.

"Культура кофеен наиболее развита в крупных городах, таких как Астана, Алматы и Шымкент. В Алматы, например, наибольшее количество заведений сосредоточено в Алмалинском, Медеуском и Бостандыкском районах. Интересно, что жители Алматы предпочитают большие чашки кофе, особенно утром. Утренние траты в кафе в среднем составляют две-три тысячи тенге", - говорит эксперт.

По ее словам, в Алматы на сегодняшний день насчитывается около 10 тысяч заведений питания, но при этом статистика довольно "кривая".

"Существуют точки общепита, которые никем не контролируются, например - на рынках. Они стихийно открываются и также закрываются. Очень много заведений работают на доставку как в Алматы, так и по всему Казахстану. Недавно была в маленьком ауле в 80 километрах от Алматы и была удивлена, узнав, что там заказывают пиццу! Представляете, насколько развивается гастрономическая культура? И это, конечно, хорошо. Единственное, что нужно легализовать и контролировать такие предприятия, чтобы избежать отравлений и других проблем", - подчеркнула Гульнара Катибаева.

Летние кафе свидетельствуют о том, что город живет и дышит, считает руководитель клуба рестораторов. У туристов, в свою очередь, при виде разнообразия зон питания улучшается мнение о городе.

"В Алматы сама природа и погода способствуют тому, чтобы было много летних кафе. Во всех крупных туристических городах множество таких зон".

Фото: depositphotos.com

Однако у владельцев таких кафе есть и свои "особенные" трудности. Из "летников", например, легче сбежать, не заплатив.

"Мы таких называем "жрунами". В социальных сетях для них есть специальная "доска почета". Примечательно, что на эту доску часто попадают одни и те же люди. Причем "жруны" не заказывают на тысячу тенге, они наедают на кругленькую сумму, угощают соседние столики, заводят друзей, изображают из себя джентльменов и светских львиц. Раньше было очень трудно что-то с них потребовать. Полиция не реагировала, у бизнесменов не было времени проходить все инстанции. Часто долги вешали на бедных официантов. Сейчас ситуация изменилась: сотрудники органов стали серьезнее относиться к этому вопросу, спасают и видеокамеры. Повесишь такого "жруна" на доску позора, и на следующий день он сам прибегает с деньгами. Никому не хочется так светиться, особенно зная, что потом ни в одно заведение не пустят. Но я всегда говорю рестораторам: не спускайте это на тормозах. Доведите пару раз дело до суда, пусть оплатят чек, издержки, возместят моральный ущерб - другим неповадно будет", - подчеркивает эксперт.

Еще одним минусом летних кафе является возможный шум для окружающих, отмечает Гульнара Катибаева. Если кафе расположено в жилом доме, можно ожидать жалобы, поэтому такие нюансы необходимо учитывать.

Фото: depositphotos.com

Ресторатор Ерлан Айтбаев убежден, что наличие летних террас - это всегда преимущество для любого заведения.

"Часто летние веранды становятся настоящим спасением для общепита в городе, принося хорошую прибыль. Я считаю, что государство и местные власти должны поддерживать такой бизнес. Во-первых, это способствует привлечению туристов. Во-вторых, конкуренция поднимает уровень индустрии. Это означает улучшение качества блюд и более выгодные ценовые предложения", - говорит он.

Ресторатор уверен в преимуществах летних площадок, но отмечает, что в Алматы действительно высокая плотность таких заведений.

"Коллеги из России, посещая Алматы, неоднократно замечали, что у нас очень много ресторанов для города с двухмиллионным населением. Также отмечают, что город очень красивый, дружелюбный и значительно вырос в плане ресторанной индустрии за последние годы".

На вопрос о количестве заведений в Алматы председатель ассоциации "Клуб рестораторов РК" Гульнара Катибаева поясняет, что в городе одновременно могут находиться не два, а четыре миллиона человек, что объясняет высокий спрос на точки общепита.

Фото: depositphotos.com/ Antonbr

Ерлан Айтбаев объяснил рост цен в сфере общепита и оценил расходы казахстанцев в заведениях.

"В среднем посещение кафе-бара с летней террасой обходится в четыре-пять тысяч тенге. Летом гостей больше, что приводит к росту выручки. Однако это не значит, что зимой наши граждане меньше посещают кафе - в летний период просто добавляются туристы. Повышение цен в первую очередь происходит из-за компаний, которые продают топливо, продукты питания, алкоголь, напитки. Рестораторы, наоборот, стараются сдерживать цены до последнего. Чтобы не повышать ценник, многие прибегают к хитростям: уменьшают порции или заменяют дорогие продукты на более бюджетные. Но в конечном счете инфляция, удорожание аренды помещений, грузоперевозок, заработной платы сотрудников делают свое дело".

Айтбаев отметил, что культура потребления вне дома растет с каждым годом, особенно это заметно в Алматы. По его мнению, проходит то время, когда женщина обязательно должна была уметь готовить. Молодежь меньше времени уделяет быту, сосредотачиваясь на карьере, заработке и путешествиях. Наиболее ощутимый всплеск посетителей за последние годы компания заметила осенью 2022-го. В 2023-м наблюдался спад, а в этом году дела, по его словам, идут намного лучше.

Он еще раз подчеркнул важность летних террас и отметил, что количество их не имеет значения. Главное, чтобы было комфортно не только отдыхающим, но и остальным горожанам.

Текст: Олеся Савченко.

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная