ПОДЕЛИТЬСЯ
11 апреля 2017 | 13:08
"Манон" - балет для взрослых. Алтынай Асылмуратова о предстоящей премьере
Громкую премьеру готовит театр "Астана Опера". 28 и 29 апреля на сцене Большого зала состоится балет "Манон" выдающегося хореографа XX века Кеннета Макмиллана. Корреспондент Tengrinews.kz узнал подробности подготовки к этому событию у народной артистки России, художественного руководителя балетной труппы "Астана Опера" Алтынай Асылмуратовой.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Громкую премьеру готовит театр "Астана Опера". 28 и 29 апреля на сцене Большого зала состоится балет "Манон" выдающегося хореографа XX века Кеннета Макмиллана. Корреспондент Tengrinews.kz узнал подробности подготовки к этому событию у народной артистки России, художественного руководителя балетной труппы "Астана Опера" Алтынай Асылмуратовой.
TENGRINEWS: Сегодня труппа театра "Астана Опера" полным ходом готовится к премьере. Партия Манон очень сложная. Вспомните, пожалуйста, как Вы вживались в этот образ будучи прима-балериной английского Королевского балета, театра Ковент-Гарден, где и был поставлен этот спектакль.
Алтынай Асылмуратова: Мне повезло, что я была введена в этот спектакль при жизни Макмиллана. Тогда смотрела на постановщиков, как на инопланетян. Это связано с тем, что мы с ними практически не работали. 90-е годы - страна еще "закрытая", выезжать, чтобы выступать в зарубежных спектаклях, было нельзя. Мы изучали видео, которое подпольно было привезено, несколько раз перезаписано, очень плохого качества, именно так знакомились с западной хореографией, в том числе и Макмилланом. На сцене шла классика, и о таких спектаклях мы могли только мечтать. В репертуаре Кировского театра (ныне Мариинский) тогда шло всего 3-4 западных балета. Вскоре занавес "рухнул", и у нас появилась возможность ездить, выступать в других странах. Мне посчастливилось работать в Ковент-Гардене в качестве приглашенной балерины. В спектакле "Манон" со мной танцевал приглашенный солист - Роберт Хилл, у него был высокий рост, мы подходили друг другу. Он очень хороший партнер, в этом балете важно иметь хорошего партнера. Тогда я еще хорошо не знала английского языка, волновалась. В общении не возникло никаких проблем, потому что он был обаятельным, внимательным. Мне было легче, чем сейчас нашим балеринам, потому что он прекрасно знал этот спектакль.
TENGRINEWS: Какая была Ваша Манон?
Алтынай Асылмуратова: Моя Манон всегда испытывала искреннее чувство к де Грие. Зритель должен быть готов к тому, что мы покажем другое время, когда у женщины, не имевшей образования, положения в обществе не было иного способа зарабатывать деньги, кроме как "торговать" собой. Хореограф Макмиллан был из не очень обеспеченной семьи, он знал, что такое бедность. Ему не понаслышке знаком тот мир, который он рисует на сцене. Главные персонажи - не очень положительные, к примеру, Манон изображена меркантильной, как и ее брат Леско, участвующий в постоянных аферах, но все равно публика будет им сочувствовать, потому что так задумал хореограф. Возлюбленный Манон - Де Грие - из семьи с хорошим воспитанием, но так получилось, что он влюбился и пошел на противозаконные действия, чтобы быть с ней, чтобы поддержать ее. В конце он даже убивает человека, пытаясь ее спасти.
TENGRINEWS: Труппа готовится, возникают ли какие-то сложности?
Алтынай Асылмуратова: Артистам сложно и эмоционально, и технически, потому что это не "Лебединое озеро", не "Дон Кихот", совершенно другие требования, очень сложный драматический спектакль, с непростой техникой. Но это очень полезно и нужно артистам. Идея постановки в том, что зрители являются, своего рода, наблюдателями, они "подглядывают" за тем, что происходит на сцене. Артистам нужно погрузиться в эту атмосферу, рассказать историю, не работая на зрителя.
TENGRINEWS: Что для Вас самое главное в танце?
Алтынай Асылмуратова: Эмоции. Искусство создано для того, чтобы пробудить у зрителя эмоции. Танец - это видимая музыка, которая вызывает разные состояния у человека - слезы, смех, радость…
TENGRINEWS: Вам никогда не хотелось отойти от репертуара театра и создать свою постановку?
Алтынай Асылмуратова: Хореографов очень мало, это такие личности, как М. Петипа, М. Фокин, К. Макмиллан, Р. Пети … Это создатели, они делают то, чего не было до них. К примеру, Макмиллан взял тему, которую никогда не брали до него балетмейстеры, и до сих пор к этой теме никто из хореографов не обращался. Такое же свое видение было у М. Бежара. В моем понимании, хореографом нужно родиться, это особый дар, для этого не обязательно быть гениальным танцовщиком, это другая профессия, другой дар, они как композиторы или художники. Я себя хореографом не считаю. Мне не хватит смелости взяться за создание спектакля, с этим нужно родиться. Этому нельзя выучиться, дар либо это есть, либо нет.
TENGRINEWS: Спектакль "Манон" входил в репертуарный план четвертого театрального сезона?
Алтынай Асылмуратова: Этот премьерный спектакль входит в репертуарный план, то есть в год мы всегда планируем две балетные премьеры. И "Манон" - одна из них. Всем известно, что театр для проведения крупных проектов привлекает спонсоров, также спонсоры театра финансируют гастрольные поездки. Сейчас в мире сложная ситуация с развитием культуры. Я очень благодарна Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который уделяет колоссальное внимание развитию искусства, а также Министерству культуры и спорта РК за то, что нас поддерживают. Тем более, впереди "ЭКСПО-2017"- важное для страны событие международного масштаба, где будет представлена насыщенная культурная программа.
TENGRINEWS: Как Вы сказали, в год репертуар театра пополняется двумя новыми балетами, из которых один - классический, другой - современный. Планируется ли поставить национальный балетный спектакль?
Алтынай Асылмуратова: Национальный балет нужен, считаю, что просто необходим, но хочется, чтобы он был не для галочки. А чтобы это был спектакль самого высокого уровня, чтобы это было произведение искусства. Проблема с хореографами, потому что людей, которые могут сделать балет интересным - и хореографически, и использовать музыкальный материал максимально грамотно, и зрительски, чтобы восприятие было правильное, и правильно выбрать хорошую тему - все это может не каждый. Мы ищем хореографа. В плане также стоит и постановка детского балета. Нам необходимо развивать национальный и детский репертуар, потому как очень важно правильно формировать подрастающее поколение.
TENGRINEWS: Увидят ли этот балет "Манон" гости ЭКСПО-2017?
Алтынай Асылмуратова: Этот спектакль входит в список культурных мероприятий ЭКСПО-2017. Думаю, нашим гостям будет интересно, а может быть, даже несколько удивительно. Почему? Потому что, когда говоришь, что в репертуаре театра идет балет "Манон", многие мои коллеги удивляются, так как не все могут себе позволить иметь такой драгоценный камень. Интересный спектакль, ставший английской классикой, прекрасная музыка Ж. Массне, редко использующаяся в балетах, уникальная хореография - не оставят публику равнодушной. Очень красивое сценическое оформление - отражение эпохи XVIII века, костюмы и декорации не похожи на те, что есть в других постановках нашего театра. Над сценографией спектакля работает команда казахстанских и британских специалистов. Мастерицы швейного цеха "Астана Опера" быстро перенимают опыт британских коллег. Постановка насыщена разнообразными персонажами, соответственно, и костюмов в ней очень много. Наряды трудно назвать балетными, они тяжелые за счет нескольких слоев ткани, это создает некоторые неудобства артистам. Но вся эта роскошь ручной работы великолепно смотрится на сцене.
TENGRINEWS: В этом спектакле задействованы дети - ученики Казахской национальной академии хореографии, ректором которой Вы являетесь, все ли у них получается?
Алтынай Асылмуратова: Я рада, что теперь у нас есть Академия. У детей появилась потрясающая возможность - с юного возраста участвовать в репертуарных спектаклях театра на большой сцене. Это потрясающая практика, потому что в школе учат для того, чтобы потом они вышли на сцену. И чем раньше произойдет встреча с публикой, чем больше маленькие артисты будут общаться со старшими коллегами, учить спектакли, тем больше они будут втягиваться в процесс творчества. Получается ли у них? Они стараются, но я не устаю повторять, что нужно всегда быть немножечко недовольным собой, нужно все время двигаться, расти, познавать. На разных уровнях: если ты ученик, то у тебя будет масса информации, которую нужно постичь, переварить, применить. Хочется, чтобы они постоянно занимались самосовершенствованием. Процесс интересен тем, что завтра ты должен быть лучше, чем есть сегодня. То же самое могу сказать и о себе - я всю жизнь учусь. Сейчас с нашими артистами занимаются педагоги-репетиторы - Карл Барнетт и Патрисия Руанн. Хотя я и танцевала Манон, не могу сказать, тело "помнит" все до мелочей. Сижу на репетициях и учусь у той же Патрисии, педагога, которая с 1985 года переносит балеты Макмиллана на лучшие сцены мира, она детально знает всю постановку, все объясняет, мне это нужно. Всегда необходимо развиваться.
TENGRINEWS: Балет, как и роман, - провокационный, как думаете, он будет восприниматься нашей публикой?
Алтынай Асылмуратова: В первую очередь это классика. Приходя в музей, вы видите Венеру Милосскую, и вас не должна смущать ее нагота, потому что на нее нужно смотреть как на произведение искусства, то же самое с балетом, на него нужно смотреть, как на произведение искусства. Но все-таки это балет для взрослых. Мы рады пригласить жителей и гостей столицы на премьеру, приходите!
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также