На грани катастрофы? Что происходит с Каспийским морем
В ноябре 2003 года в Тегеране пять прикаспийских государств - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан - подписали знаковую рамочную конвенцию, направленную на защиту Каспийского моря. Несмотря на это, ситуация с самым крупным замкнутым водоемом на планете оказалась на грани экологической катастрофы. Каспий столкнулся с угрозой обмеления. Что говорят ученые, активисты и чиновники? Корреспондент Tengrinews.kz попыталась разобраться в ситуации.
Тегеранская конвенция вступила в силу 12 августа 2006 года. Она направлена не только на охрану окружающей среды Каспия от возможных источников загрязнений, но и на сохранение, восстановление и охрану морской среды. Однако ситуация не стала лучше. Как говорят некоторые специалисты, из-за загрязнения и чрезмерного рыболовства многие виды, в том числе осетр, находятся под угрозой исчезновения. Климатические изменения и антропогенное воздействие приводят к колебаниям уровня воды. Добыча нефти и газа может усилить ситуацию. К тому же прибрежные государства по-прежнему не могут прийти к окончательному согласию по некоторым вопросам.
"Спасение Каспия должно стать приоритетом долгосрочного международного сотрудничества. Призываю все заинтересованные стороны к выработке общего плана действий по улучшению состояния этого уникального водоема", - обращался к другим президентам Касым-Жомарт Токаев в ноябре 2023 года на саммите Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии.
Критическая отметка пройдена
По данным Министерства экологии и природных ресурсов, с 2006 года площадь водной поверхности моря уменьшилась более чем на 31 тысячу квадратных километра. Причем большая часть приходится на казахстанскую часть Северного Каспия.
"В связи с тем, что северо-восточная часть Каспийского моря мелководная, она наиболее подвержена изменению положения береговой линии и значительным затоплениям или осушениям побережья, которые могут доходить до 20-25 километров", - отметили в ведомстве.
Согласно историческим наблюдениям с 1900 по 2022 год уровень моря по Балтийской системе изменялся от минус 25,74 метра до минус 29,01 метра, в связи с чем перешел критическую отметку обмеления.
Но стоит отметить, что одной из интересных особенностей Каспийского моря является изменение его уровня с резкими падениями и подъемами различной продолжительности. Причины колебаний до сих пор точно не установлены. Предполагается, что это может быть связано с колебанием стока рек, деформацией дна, поступлением вод из-под земли и изменениями климата.
В интервью Tengrinews.kz доктор географических наук, профессор и заведующий отделом геоморфологии берегов и дна Каспийского моря при Институте географии Национальной академии наук Азербайджана Амир Алиев высказал свои наблюдения о колебаниях уровня Каспийского моря.
Эксперт из Азербайджана говорит, что Каспийское море всегда проявляло тенденцию к понижению и последующему подъему. Анализ данных показал, что за последние 4 тысячи лет в динамике Каспийского моря наблюдается циклический период, который составляет примерно 500 лет. Это означает, что в течение примерно 250 лет уровень моря снижается, а затем также долгое время поднимается. Последний максимальный уровень Каспия был достигнут в 1805 году. С тех пор уровень моря снижается. Исходя из этой цикличности, ожидается, что уменьшение Каспийского моря прекратится примерно к 2050 году.
"Кроме того, существуют эпизодические подъемы уровня моря на фоне этой основной динамики. Последние 200 лет данные показывают, что уровень Каспия периодически поднимается в течение примерно 30-35 лет, что в основном связано с воздействием солнечной активности. Последний такой эпизодичный подъем был зафиксирован в 1995 году, и ожидается, что к 2030-2035 годам произойдет еще одно небольшое поднятие уровня моря, несмотря на общий тренд снижения", - говорит профессор.
Будем ждать или пора брать ответственность?
Общественный активист и блогер из Мангистау Азамат Сарсенбаев наглядно показывает, как меняется Каспийское море. Его видео и фото публикуют не только казахстанские СМИ, но и зарубежные издания, что показывает растущий интерес мировых журналистов к проблемам Каспийского моря.
"Я, конечно, не эксперт в данной области, но для себя решил приложить усилия, чтобы через видеоконтент обратить внимание общественности. Все уже понимают, что проблема существует и требует немедленных действий. Каспийское море испытывает серьезные трудности. Мы, жители Мангистау, уже давно замечаем, что уровень воды убывает. К 2020 году ситуация стала крайне беспокойной. В тех местах, где мы купались в детстве, воды теперь нет. Расстояние от берега в Актау увеличилось на десятки метров, а на севере море ушло на километры", - поделился своими наблюдениями Азамат.
Главной причиной обмеления моря блогер считает дамбы в бассейнах рек Волги и Жайык (Урал), которые создавались для улучшения системы ирригации. Важно отметить, что именно Волга и Жайык вносили значительный объем воды в Каспийское море: около 85 процентов стока воды приходилось на Волгу, а примерно 15 процентов - на Жайык.
Азамат Сарсенбаев также специально посетил Дагестан и Азербайджан. И ситуация на побережье там схожа. Уровень воды с набережной Махачкалы и Баку ушел на десятки метров. Активист обращает внимание на серьезные экологические проблемы на дагестанском побережье. На видео видно, как сточные воды сливаются прямо в море.
Ролик ниже видео снят в рыбацком селе Атырауской области и наглядно демонстрирует проблему обмеления Каспия. За последние 20 лет море отошло от села настолько далеко, что даже не видно берега.
Почему? Вот что говорят наши чиновники
В Минэкологии и природных ресурсов пояснили, что колебания уровня Каспийского моря в основном обусловлены соотношением характеристик водного баланса, изменяющихся под влиянием антропогенного изменения климата.
Так, например, в период с 2006 по 2022 год на акваторию Каспийского моря выпало наименьшее количество осадков - их объем уменьшился с 120 до 42 км³. А процессы испарения были более интенсивные. К тому же из-за серии маловодных лет в бассейне Волги средний приток воды также был наименьшим.
"Согласно информационному бюллетеню о состоянии уровня Каспийского моря, основной причиной снижения уровня воды в 2023 году стал низкий сток реки Волги, наблюдаемый третий год подряд", - проинформировал государственный орган.
Профессор из Азербайджана Амир Алиев согласен, что Каспийское море, как замкнутый водоем, находится в зависимости от сложного водного баланса. Его можно разделить на две ключевые составляющие: приходную и расходную.
"Приходная составляющая включает в себя сток рек и атмосферные осадки, в то время как расходная, главным образом, связана с испарением, - поясняет профессор. - В последние годы, вследствие изменения климата и потепления, мы наблюдаем изменения в процессе испарения. Увеличение испарения влечет за собой уменьшение уровня моря. Ключевую роль в этом процессе играют также стоки рек", - утверждает ученый.
На основе данных, собранных за последние 30 лет, стало видно, что основной поставщик воды в Каспийское море - река Волга - столкнулся со снижением своего стока, и это снижение составило приблизительно 25 процентов. Профессор объясняет, что такое явление частично связано с движением циклонов и антициклонов в бассейне Волги, которые охватывают площадь примерно 3,5 миллиона квадратных километров. Главным образом, влагу в этот регион приносят циклоны, исходящие из Северной Атлантики.
"Научное сообщество утверждает, что в последнее время интенсивность и частота появления таких циклонов снизились, что также ведет к уменьшению уровня Каспийского моря", - добавляет профессор.
Может ли Каспий повторить судьбу Аральского моря?
Профессор Амир Алиев считает, что нет.
"Аральское море пережило серьезный кризис в результате массированного водопотребления для сельского хозяйства и неправильного управления ресурсами. Это привело к уменьшению размеров моря и значительному ухудшению его экологического состояния. Каспийское море, с другой стороны, обладает более сложной и устойчивой гидрологической системой, которая функционирует уже более пяти миллионов лет. Природные характеристики делают его менее подверженным серьезным изменениям. Рельеф Каспийского моря и его прибрежной зоны, геология и геоморфология не позволяют ему сильно уменьшаться или увеличиваться в объеме", - уверен ученый.
По его мнению, существует несколько ключевых факторов, обеспечивающих стабильность Каспийского моря. Во-первых, это географическое расположение. Каспийское море находится под наклоном с запада к востоку, что обеспечивает естественное движение воды в море. Лишняя вода уходит на восток и испаряется, что создает некий баланс.
Во-вторых, структура моря. Каспий разделен на три части - северную, среднюю и южную. Северная часть моря очень мелководная (глубиной 5-6 метров), что ограничивает объем воды, который может в ней накапливаться.
В-третьих, регулирование объема воды. В случае увеличения речного стока, Каспийское море имеет способность вмещать лишнюю воду без серьезных проблем. Кроме того, уменьшение испарения из-за северного Каспия компенсируется увеличением испарения из других его частей.
Все эти факторы делают Каспийское море более устойчивым к воздействию человека и природных факторов по сравнению с Аральским морем.
Не так оптимистичны, как азербайджанский ученый, представители Министерства экологии и природных ресурсов. По их словам, судьба Каспийского моря зависит от множества факторов, таких, например, как: степень снижения притока воды, изменение климата, загрязнение. В ведомстве отметили, что только развитие сотрудничества с прикаспийскими государствами, улучшение исследовательских возможностей, обмен знаниями и опытом будут содействовать устойчивому развитию Каспийского региона.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно высказывал обеспокоенность состоянием Каспийского моря. Он поручил создать государственный научный институт, который будет осуществлять исследования Каспийского моря. Президент также подчеркнул важность тесного взаимодействия с соседними прикаспийскими государствами.
Дмитрий Калмыков, эколог и директор по развитию Карагандинского областного экологического музея, говорит о недостаточной активности прикаспийских стран в решении этой проблемы.
"В целом не прослеживается серьезного отношения к проблеме ни в одной из прикаспийских стран. Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Пока не случится катастрофа, подобная Аральской, никто никаких мер принимать не будет. По крайней мере, я не вижу конкретных шагов от стран, способных оказать реальное воздействие на положение дел. Когда люди используют воду на реках, впадающих в Каспийское море, они не учитывают мнение стран-соседей. Строение плотин и направление воды на ирригацию приводят к тому, что вода не достигает Каспия. Проблема в неэффективных согласованиях между соседними странами. Вывод можно сделать один: государства должны сотрудничать для управления общими водными ресурсами", - подчеркивает экоактивист.
Что еще губит Каспий?
Ухудшение состояния флоры и фауны - еще одна проблема Каспийского моря. Связана она с загрязнением окружающей среды отходами человеческой деятельности. Главным загрязнителем моря называют нефть. Экологические последствия добычи и использования нефти подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода, накапливаются в донных отложениях. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влагообмене между водной поверхностью и атмосферой.
По оценке экспертов, море страдает и от проникновения чужеродных организмов, приходящих с балластными водами судов, а также от перелова и браконьерства и от огромных объемов неочищенных бытовых и промышленных отходов. Только в Дагестане в море ежегодно выбрасывается более 100 миллионов кубометров неочищенных канализационных стоков. Стоки и сбросы нечистот превратили море там в источник инфекционных заболеваний.
Бурное развитие добывающих отраслей и активное вмешательство в природные экосистемы Каспийского моря оказывают серьезное отрицательное воздействие на численность тюленей, являющихся эндемиками этого региона. К примеру, если в начале ХХ века в Каспии обитало до миллиона тюленей, то в настоящее время, по данным специалистов, их число колеблется всего до 60 тысяч. Согласно последним оценкам, популяция этого уникального вида сокращается на три-четыре процента ежегодно.
Морские порты Казахстана
Обмеление моря негативно сказывается на работе морских портов Казахстана.
Как отметил в разговоре председатель правления Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев, последняя полная реконструкция порта была произведена в 1999 году, с того момента по настоящее время падение уровня Каспийского моря у сухогрузных причалов порта составило более 2,5 метра.
"В настоящее время нефтеналивные суда грузоподъемностью 12 тысяч тонн, при загрузке, к примеру, на Махачкалу, могут принять только до семи тысяч тонн, что составляет всего 60 процентов от вместимости судна. Также при загрузке судов в направлении Баку, при грузоподъемности танкера 12 тысяч тонн, принимается к загрузке 10 тысяч, что составляет 83 процента от имеющейся максимальной возможности. Также падение уровня моря сказывается и на судозаходе сухогрузов. На сегодняшний день морской администрацией порта разрешен заход сухогрузных судов с осадкой до 4,4 метра. При этом у большинства сухогрузных судов осадка составляет 4,6 метра", - утверждает руководитель порта, дополняя, что каждые 10 сантиметров снижения уровня Каспийского моря приводит к недогрузу судов от 150 до 200 тонн.
Генеральный директор ТОО "Порт Курык" Серик Ахметов также отметил, что обмеление Каспия серьезно и негативно сказалось на производственной деятельности порта.
"В первую очередь это негативно отразилось на общем процессе погрузочно-разгрузочных работ, то есть снизилось общее количество одновременно обрабатываемых вагонов, вследствие чего увеличилось время обработки паромов - это привело к неполной загрузке судов с 50 до 40-44 вагонов", - утверждает Ахметов.
По его словам, с 2016 года по сегодняшний день уровень воды в акватории порта "Курык" упал почти на полтора метра. Администрация начала подготовительные работы для проведения дноуглубительных работ в акватории порта и подходном канале.
"Начало проведения дноуглубительных работ планируется во втором квартале 2024 года, окончание работ ожидается в третьем квартале этого же года", - заверил Серик Ахметов.
Указанные ограничения приводят к недополучению доходов и существенно сокращают грузооборот на Каспии, и при дальнейшем снижении уровня моря негативные тенденции будут только усиливаться. Недозагрузка торговых судов, вследствие падения уровня моря, снижает рентабельность морских грузоперевозок через Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Фото Турара Казангапова