В Послании к народу в нынешнем году Нурсултан Назарбаев дал поручение: создать эффективную модель социально трудовых отношений. Президент уточнил, что в основе ее должны лежать механизмы партнерства государства, частного сектора и профсоюзов. Как создать эту модель сейчас, когда профсоюзы - явление скорее номинальное, а частный сектор живет по принципу "главное - заработать"?
Мировой экономический кризис последних лет поднял тему трудовых конфликтов. Причем речь идет не только об отдельно взятом Казахстане. Скорее, это стало глобальной мировой проблемой. Если в докризисные времена объявляли забастовки представители отдельных компаний или отраслей (как то авиадиспетчеры Хитроу, или водители поездов во Франции), то нынче бастуют целыми странами. То граждане Греции протестуют против политики правительства, то испанцы - против соседних стран и вообще экономических тенденций современности. Что уж говорить о локальных вспышках недовольства в пределах отдельно взятых предприятий.
Именно поэтому вопрос приведения действующих законодательных норм в части разрешения трудовых конфликтов под современные реалии стоит сегодня на повестке дня чуть ли не половины стран так называемого "развитого мира". И в большинстве любые законодательные изменения проживали долгий процесс обсуждения с заинтересованными сторонами. В первую очередь, профсоюзами, как главным действующим элементом (по крайней мере, на Западе) рабочего протеста.
В Казахстане, увы, роль профсоюзов скорее номинальная, нежели реальная. Профсоюзные взносы, честно выплачиваемые многими работниками, не дают гарантию работнику иметь в качестве "защитной стены" мощный профсоюзный кулак.
Такая ситуация - последствие развала устоявшихся социально-трудовых отношений, доставшихся нам из советского прошлого, и пассивность (как со стороны работников, так и работодателей) в деле построения новой системы. Конечно, в стране существует законодательство о профсоюзных организациях. Правда, соответствующий закон был принят аж в далеком 1993 году. И с тех пор ни разу не корректировался. Ни под текущую рыночную реальность, ни под участившиеся случаи конфликтов работников и работодателей.
Еще летом этого года Нурсултан Назарбаев поднял тему трудовых конфликтов, точнее способов их предупреждения, на инвестиционном форуме в Астане. Так, Президент напомнил правительству, что в действующем Законе "О профессиональных союзах" "неясно изложено положение коллективных договоров об ответственности сторон за их выполнение. Нет даже понятия о социальном партнерстве. Требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения".
Куда двигаться, стало ясно из других слов, сказанных Президентом тогда же.
В первую очередь, в сторону развития механизмов предупреждения и профилактики трудовых споров. Причем тогда было предложено ввести правовую ответственность за провоцирование трудовых конфликтов.
Интересно, что в данном случае речь не идет об односторонней ответственности забастовщиков или профсоюзных деятелей (ежели таковые имеются) за забастовку, митинг или другие подобные методы выражения народного недовольства. Под гнет ответственности подпадают и собственно работодатели, которые не пожелали вовремя прислушаться к требованиям. Или, например, систематически задерживали выплату заработной платы работникам, не следили за качеством условий труда (к слову, последнее требование было первым в череде претензий забастовщиков в Жанаозене) и т.п. "В наших трудовых кодексах нет статьи об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных лиц и отдельных активных провокаторов. Так же следует повысить ответственность за выполнение социального законодательства не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане…", - заявил тогда Назарбаев.
Как известно, любое слово Президента правительством воспринимается как установка к действию. А потому экстренно были написаны и проведены через парламент поправки в трудовое законодательство, которое грозит административной ответственностью любому, затеявшему превращать трудовой спор в трудовой конфликт.
Согласно принятой терминологии, к трудовым спорам относятся споры между работником (или группой работников) и работодателем по поводу условий труда. А трудовой конфликт, как более широкое понятие, подразумевает уже целый ряд требований (условия труда, зарплата и тому подобное) и сопровождается забастовками или демонстрациями. Именно поэтому трудовые конфликты подпадают под действия как трудового законодательства, так и других правовых и неправовых средств.
Разумеется, любое ужесточение трудового законодательного поля не означает полный запрет забастовок. В конце концов - это право любого казахстанца, прописанное в Конституции страны.
В первой половине нынешнего года больших и малых трудовых конфликтов насчитали более десятка. А сколько еще впереди. В начале августа тогдашний министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкаликова заявила, что треть всех крупных предприятий страны находится под угрозой "вспышки" трудовых конфликтов. Причем наиболее «болезненными» в числе 10 критериев оценки «самочувствия» предприятий (соответствующий мониторинг проводило Минтруда) определены: своевременная ли оплата труда, условия труда, правомерность увольнений работников и так далее.
Интересен один факт: предприятию предлагают добровольно "продекларировать" свою деятельность. "Раз предприятие добровольно декларирует (как в некоторых странах) свою деятельность, значит, оно хорошо работает, значит, нет особого смысла доставать это предприятие проверками", - заявила тогда Абдыкаликова.
Тем самым, перед предприятиями (то бишь, их владельцами как казахстанскими, так и иностранными) был поставлен этакий ультиматум: либо учитесь договариваться с работниками (фактически это означает активизацию деятельности профсоюзного движения), либо - ответственность за конфликт.
Борис Баниев