1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Папа бил меня за то, что я кушала". Трагедии алматинцев с ментальными расстройствами

Интересная и полезная статья ✅ "Папа бил меня за то, что я кушала". Трагедии алматинцев с ментальными расстройствами ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото: Алихан Сариев

История каждого героя из этого материала могла бы лечь в основу драматического фильма. Одну из девушек в детстве отец избивал только за то, что она ела. А потом она скиталась по подъездам и вокзалам, где ее неоднократно насиловали. Другую нашу собеседницу - Дилорам - мать малышкой оставила в магазине в коляске. А после укуса собаки девочка заболела эпилепсией. Светлана в 16 лет полезла разнимать драчунов, в результате получила удары по голове. 

Эти девушки и другие наши сегодняшние герои живут в алматинском медико-социальном центре "Алатау", где за ними ухаживают, занимаются их лечением и реабилитацией. А мечтают они о самых обычных вещах: жить в своем доме, ходить на работу, любить. Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в месте, где, несмотря ни на что, любят жизнь и живут надеждой.

После драки в 16 лет начались судороги и припадки

Светлане Лаптевой 38 лет. В 16 лет ее сильно избили, после чего начались судороги и припадки. Драчунов не нашли, а девушка с тех пор постоянный пациент психоневрологических учреждений. Из родственников у нее есть сын и старшая сестра. Говорит, что с сыном ее разлучили, когда ему было два года. Сейчас мальчику 10. И нет большей мечты для нашей собеседницы, чем найти своего ребенка.

К сожалению, она не знает, где он находится. Со слов Светланы, приступов у нее уже нет года три. Сама она творческий человек - вяжет тапочки, чехлы для телефонов, а сотрудники учреждения покупают. Строить отношения с мужчиной девушка не планирует, говорит, в мужчинах разочаровалась. Светлана попросила ее не фотографировать. 

На фото: Ирина Савина

Ее соседка по комнате - Ирина Савина, ей 29. Диагноз - ДЦП. Она не отстает от Светланы в трудолюбии и работает над созданием браслетов из натуральных камней. Свои работы девушка продает через инстаграм (доступ к интернету у опекаемых центра есть). У нее никого нет из родственников. В 10 лет благодаря спонсорской помощи ей сделали операцию в Италии, и она сумела встать на ноги.

В центре "Алатау" героиня находится уже год. Мечтает о своем жилье. О личной жизни Ирина предпочитает не говорить, лишь скромно сообщает, что общается с молодым человеком по интернету.

На фото: Гульфайруз Касымова

В медико-социальном центре "Алатау" проживают 153 пациента в возрасте от 18 до 40 лет с психоневрологическими заболеваниями. 100 из них проходят реабилитацию. 

"Многие переехали сюда из Центра психического здоровья на Каблукова. Там был перегруз - в одной комнате находились по восемь человек. У 70 пациентов нет родителей, они воспитанники психоневрологического дома-интерната на Лебедева.

Есть лежачие, которые не видят, не чувствуют ни ног, ни рук. За ними особый уход, за каждым закреплены санитары. Их кормят, одевают, моют, ногти, волосы содержат в хорошем состоянии и лечат", - рассказывает руководитель центра Гульфайруз Касымова

К лечению вернемся чуть позже. А пока знакомим вас с еще одной подопечной учреждения - Дилорам. 

На фото: Дилорам Касымова

В семь лет покусали собаки, вследствие чего - эпилепсия

Дилорам Касымовой 40 лет, она из Алматы. Когда девочке было два года, мама оставила ее в коляске в хлебном магазине. 

"Я знаю только то, что моя мать по национальности уйгурка. А произошло это где-то в Орбите. Милиция меня нашла и сдала в приют, а уже оттуда меня отправили в детский дом".

Дилорам оказалась в центре, потому что в детстве пережила сильнейший испуг. В семь лет ее покусали собаки, вследствие чего - эпилепсия, инвалидность второй группы. С 18 лет она пациент таких клиник. 

Дилорам потрясла нас своей феноменальной памятью. Она любит смотреть индийские и турецкие сериалы. А потом все, что говорят герои, слово в слово записывает в свои тетради. А еще героиня прекрасно рисует. Говорит, что в детстве мечтала быть модельером, шила куклам платья. 

"Я мечтаю жить в своей квартире, ходить с работы домой, как все обычные люди. Хотелось бы найти маму. Может, у меня брат или сестра есть, кто-нибудь из них навещал бы меня", - делится с нами самым сокровенным девушка. 

В учреждении пациенты, помимо стандартного лечения, получают трудотерапию: они пекут, вяжут, строгают, шьют. Здесь также есть мастерская по изготовлению мебели из дерева и полностью оснащенная кухня.

Также центр оснащен специальным оборудованием, есть компьютерный класс, сенсорный и физиокабинет, соляная шахта, а также кабинеты дефектолога, логопеда и ЛФК. 

Директор Гульфайруз Касымова своих подопечных называет детьми, она их опекун. Они ее называют мамой. 

"Я не вижу в этих людях каких-то больных. Я просто вижу детей, которые сегодня меня ждут. Конечно, первые месяцы было сложно, не могла спать, мне казалось, кто-то упал, что-то себе сломал. 

Сейчас у нас появилась возможность взять небольшой участок земли в аренду. Мы планируем поставить там теплицу и сажать картошку, капусту вместе с ребятами. Их руки и голова должны быть постоянно заняты, должна быть мотивация. Например, я хочу сделать этот стульчик очень красивым, чтобы он понравился мастеру Андрею или маме, то есть мне". 

Гульфайруз Кабденовна также отмечает, что хотелось бы, чтобы технических работников, водителей, сантехников в учреждении приравняли к соцработникам и повысили им зарплаты, так как объем их работы ничуть не меньше. 

На фото: творческие занятия подопечных центра

"Папа бил меня за то, что я кушала"

Про одну из пациенток - Жибек (имя изменено) - в учреждении сняли фильм "Нити судьбы". 

Мы с ней поговорили. 

"Папа бил меня за то, что я кушала. Он напивался и избивал нас с мамой, даже с ножом кидался. Мы боялись его, потом ушли из дома. Я стала жить у тети в другом городе. Были две неудачные попытки пожить в интернате.

Потом, несмотря на хорошие отношения с тетей, я сбежала в Талдыкорган, где жила моя мама. Туда пошла пешком, ночевала где придется: на вокзалах, в подъездах, на улице. Меня все это время насиловали разные люди". 

Этот ужас продолжался несколько месяцев, потом девушку нашли и передали в интернат. 

Вернемся к методам лечения. В "Алатау" недавно появился аппарат "НейроЧат", разработанный российскими учеными. Он подойдет для людей с ограничением речи и движения, с такими диагнозами, как как инсульт, ДЦП, БАС, рассеянный склероз и т. д. 

Пользователь, концентрируясь на нужном символе на виртуальной клавиатуре, осуществляет мысленный выбор объекта. Так, буква за буквой или выбирая готовые слова, человек сможет "напечатать" целые предложения.

Аппарат способствует развитию мыслительных функций, с его помощью пациенты смогут общаться с близкими и друзьями. Но допуск к нему будут давать только тем, у кого нет противопоказаний. 

Как кормят в медико-социальном центре "Алатау"? 

Здесь шестиразовое питание. Обязательны салаты, на первое, к примеру, - борщ, на второе - блюда из птицы или рыбы. 

В меню также есть фрукты, соки, молочные продукты. На десерт подают конфеты или вафли.  

На фото: Юрий Матусевич и Адель Хибашева

История одной любви

Юра Матусевич (32 года) и Адель Хибашева (35 лет) - влюбленная пара. В январе они должны пожениться. Платье, со слов невесты, она еще не купила, планирует съездить в город с этой целью. Зато обручальные кольца будущие молодожены уже заказали. Их отношениям уже 10 лет. Познакомились они еще в центре социальных услуг "Демеу". А уже в "Алатау" их любовь стала крепче. 

У обоих героев сложная судьба. Адель в 17 лет заболела депрессией. Причиной тому стала разлука с парнем. Молодого человека посадили за решетку за участие в драке. Сначала Адель его ждала, а потом ее состояние ухудшилось и девушку поместили в лечебницу, болезнь приобрела тяжелые формы. 

У Юры эпилепсия с детства. Иногда бывают припадки.

Адель понравилась Юрию тем, что она веселая, талантливая, красивая. А Адель признается, что в начале отношений молодые люди ревновали друг друга. Сейчас у девушки депрессия может проявляться раз в четыре года. У влюбленных большие планы на жизнь. Они стоят в очереди на квартиру. Юра может работать дворником, грузчиком, сборщиком мебели. Адель хорошо поет, но певицей быть не планирует.

Поскольку они оба дееспособны, то имели право голосовать. И этим правом наши герои воспользовались. 

На фото: Мурат Абдумажитов

О здоровье подопечных учреждения мы поговорили с заведующим медицинским отделением Муратом Абдумажитовым

"В нашем центре проживают люди с ментальными нарушениями, органическими поражениями ЦНС и коры головного мозга, эпилептики, шизофреники и т. д. Конечно, эти заболевания можно и приобрести. Для этого есть причины: наследственность, последствия ДТП, родовые травмы, которые проявляются через 10-15 лет. Несчастная любовь, смерть близкого человека могут быть спусковым крючком для развития депрессивного состояния".

(К слову, одну из таких историй нам рассказала директор учреждения. Молодой, ранее здоровый парень заболел шизофренией после того, как его отец ушел из семьи). 

"Депрессий стало больше по ряду причин, - рассуждает Мурат Абдумажитов. - Очень много факторов ведет к тому, что человек становится агрессивным. Люди, которые не приспособлены к такому восприятию, очень близко к сердцу принимают все трудности жизни.

Случаются разводы. Ребенок все это видит прекрасно, кто-то тяжело переносит.

Я вижу связь депрессии с развитием цифровых технологий, отсутствием контакта между родителем и ребенком, социальной напряженностью. Ребенок должен быть любим, и должно быть воспитание. 

Наших ребят мы делим на условные три группы. Первая - это те, кто более-менее адаптированы, они социально реабилитируемы. Есть еще средняя и третья группы. В последней пациенты с очень низким реабилитационным потенциалом. У них глубокие нарушения системы органов, они маломобильные, им нужны только уход и любовь. 

Все пациенты, которые здесь находятся, процентов на 80-90 лишены дееспособности.

Сначала они состоят на учете в психоневрологическом диспансере, проходят медико-социальную и судебно-медицинскую экспертизы. Дальше их родители или опекуны подают в суд на лишение дееспособности ребенка и признание его инвалидом определенной группы. После рассмотрения материалов и привлечения врачей суд принимает решение. И только потом, в случае если за этим человеком некому ухаживать, наша служба им занимается". 

На фото: Назира Омиржанова

В центр "Алатау" можно попасть по направлению Управления занятости и социальных программ города Алматы. Идейный вдохновитель создания центра - руководитель управления Назира Тогизбаева.

По словам руководства, желающих здесь проживать сейчас очень много, у всех должна быть городская прописка. Это говорит о том, что количество пациентов с психоневрологическими заболеваниями растет. 

На фото: Руслан Турсунов

Заместитель директора по социальной работе Назира Омиржанова рассказала нам о судьбе еще одного парня. Его зовут Руслан Айдарович Турсунов, он пациент паллиативного отделения. Этот парень мечтает найти маму, а еще сделать операцию в Италии и встать на ноги. Немного расскажем о нем, вдруг кто-то из близких отзовется. Руслан родился в Алматы 5 октября 1995 года. Мама его оставила в роддоме. Это все, что известно. Сам он веселый парень, любит петь.

"Первые дни эмоционально тяжело было, - говорит Назира Мыктыбековна. - Потом стало все нормально, ведь это обычные люди. Им так же, как и всем, нужны внимание и ласка.

Они любят сладости. Когда конфеты им раздаю, они такие счастливые".   

Текст: Юлия Сарачакова, Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

Реклама
Реклама