ПОДЕЛИТЬСЯ
14 июня 2022 | 15:01
Раздутые баки и бензин в бачке омывателя. Как из Казахстана вывозят топливо в Кыргызстан
Ситуация в приграничном с Кыргызстаном селе Кордай плачевная, и ее нужно менять в срочном порядке. Об этом заявляют сами таможенники и пограничники. Все дело в бензине, который сейчас вывозят из страны. О том, как казахстанцы нашли лазейку в законе и превратились в "контрабандистов", читайте в материале Тengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ситуация в приграничном с Кыргызстаном селе Кордай плачевная, и ее нужно менять в срочном порядке. Об этом заявляют сами таможенники и пограничники. Все дело в бензине, который сейчас вывозят из страны. О том, как казахстанцы нашли лазейку в законе и превратились в "контрабандистов", читайте в материале Тengrinews.kz.
После визита в конце мая наших журналистов в Кордай на проблему с автомобильными очередями на границе Казахстана и Кыргызстана отреагировала Пограничная служба КНБ, которая предложила корреспондентам взглянуть на ситуацию "изнутри". Признаемся, первая наша поездка была случайной: мы ехали сюда с другой целью, поэтому пересекали границу как рядовые граждане. В этот раз мы направились туда уже в качестве представителей СМИ.
В приграничное село мы выехали на следующий день после публикации материала "Бензин - причина затора? Что происходит на границе Казахстана с Кыргызстаном". К границе подъехали к 11:00, когда перед контрольно-пропускным пунктом стояли порядка 30-40 автомобилей. Это меньше, чем было ранее.
Преимущественно это были немецкие машины: Audi, BMW, Mercedes и Volkswagen. Как выяснилось позже, объем топливного бака в таких авто больше, чем у других легковушек. Более подробно об этом расскажем ниже. Отметим, что в очереди был замечен белый Mercedes Gelаndеwagen, в который вмещается почти 100 литров бензина. Был ли водитель данного автомобиля "профессиональным перевозчиком ГСМ", выяснить, к сожалению, не удалось.
Мы плавно подъезжаем к воротам таможенного поста. Очередь в этот раз движется с гораздо большей скоростью.
На контрольно-пропускном пункте нас встретил его начальник - подполковник Ерлан Нысанов. Он организовал для нас экскурсию и показал работу пограничников.
Пограничник рассказывает, что в прошлом году здесь провели реконструкцию. Он с гордостью отмечает, что КПП претерпел много изменений: стал современнее, красивее. А число кабин паспортного контроля выросло с 13 до 34. Вместе с ними увеличились и полосы движения для машин.
"Сейчас здесь восемь полос: четыре - на выезд, четыре - на въезд. В данный момент работают четыре кабины на въезд и четыре кабины на выезд. Всего восемь контролеров, которые работают для оформления автомобилей. В резерве еще пять кабин, по два контролера в каждой. Они тоже полностью оборудованы, имеются компьютеры и все необходимые специальные технические средства для пограничного контроля", - начинает свой рассказ Нысанов.
Здесь на улице оформляются только водители. Если в салоне есть пассажиры, они заходят в здание. Внутри через так называемую галерею они проходят таможенный и паспортный контроль.
Пограничники признаются, что даже сейчас могут открыть резервные кабины, чтобы побыстрее и побольше машин пропускать. Однако любая таможня имеет две стороны.
Резервные кабины тоже можно открыть, но справится ли кыргызская сторона? Если мы увеличим поток, машины могут застрять на нейтральной территории. Коллеги из соседнего государства начинают "захлебываться", потому что не могут "проглотить" такой поток, который мы им даем", - отмечает Нысанов.
Тем не менее уже завтра стартует купальный период на Иссык-Куле. С началом туристического сезона казахстанская сторона собирается открыть все свои кабины.
Ну а пока границу, по данным пограничников, ежедневно пересекают 3000-3500 авто. Они признаются, что достаточно сложно предсказать наплыв машин. Оказалось, что в течение дня ситуация меняется каждую минуту.
"Вроде только что автомобилей было мало, а через пять минут уже стоит большая очередь. Подавляющее большинство - это те, кто везет бензин. Из лиц, пересекающих государственную границу, на сегодня 90 процентов - это жители поселка Кордай и близлежащих населенных пунктов. Все они везут горюче-смазочные материалы. Вот в данный момент, пока мы с вами разговариваем, заехало пять машин. Однозначно могу сказать, что четыре из них везут ГСМ", - подметил Нысанов.
Далее он показывает на одну из машин и говорит, что эта BMW к 11:00 успела сделать уже три рейса.
Пограничники подсчитали, что всего вывозом бензина через пункт пропуска "Кордай" на постоянной основе занимаются около 500 авто.
"Согласно нормативно-правовым актам разрешается вывоз бензина в баке автомобиля, предусмотренном заводом-изготовителем, и в 20-литровой канистре. Препятствовать этому мы не можем, потому что формально они не нарушают закон. На своем уровне я не могу ничего сделать, потому что автомобиль едет в законном порядке. Моя основная задача - это предотвратить провоз запрещенных товаров и предметов: оружие, наркотики, боеприпасы и так далее. Однако считаю, что по ГСМ нужно срочно принимать меры", - подчеркивает Нысанов.
В Кыргызстане наш казахстанский бензин скупают буквально в 100 метрах от КПП. Там стоят специальные бензовозы, в которые пересекающие границу автомобилисты опустошают свой бензобак.
"Даже далеко ехать не надо, "гэсээмщики" там же сдают бензин, затем разворачиваются и едут назад в Казахстан. И так по кругу. В связи с этим создается парадоксальная ситуация. Чем быстрее мы пропускаем их, то есть чем лучше работает Пограничная служба, тем больше бензина вывозится из страны.
С другой стороны, если мы станем их специально тормозить, будут страдать те граждане, которые едут в Кыргызстан на отдых. Вот в этом вся проблема", - отмечает Нысанов.
Пограничники заявляют, что со своей стороны ведут анализ и фиксируют, сколько машин вывозят ГСМ. По их данным, в день насчитывается от 500 до 700 автомобилей.
"При этом за один раз каждая машина вывозит до 100 литров бензина. А они ведь в сутки ездят по два или три раза. Поэтому, чем быстрее мы будем работать, тем больше кругов они будут делать: не два-три, а пять-шесть. За месяц через пять постов в Жамбылской области было вывезено 570 тысяч литров ГСМ", - сказал Нысанов.
Все то, чем сейчас занимаются люди у границы Казахстана и Кыргызстана, очень опасно, считают пограничники. В первую очередь с точки зрения техники безопасности.
"Многие приезжают на заправку и специально приподнимают одну сторону машины, чтобы бензин залился во все ответвления и отсеки бензобака под горло. Потом машина ровно встает, бак пробкой закрывают. Машина приезжает на КПП, а у нее из бака бензин течет. А это ведь очень большой риск. Но люди не понимают или просто не хотят понимать, у них цель - только заработать деньги.
Другие же свой заводской бак специально снимают и надувают, чтобы он стал больше. Если заводом-изготовителем предусмотрен 70-литровый бак, в надутый может поместиться 80-90 литров.
Вы представьте, на досмотровой площадке одновременно находится от 15 до 20 машин на выезд и все они с полными баками ГСМ. Любой небрежно брошенный окурок может привести к трагедии", - отмечает Нысанов.
По его словам, другие идут на еще один хитроумный, но также опасный трюк. Водители умудряются заливать бензин даже в бачок омывателя лобовых стекол.
"Они в Кыргызстане полностью сливают бензин из бака, а на ГСМ из омывателя возвращаются назад. И это тоже крайне опасно. Ведь когда заводится мотор, искра может попасть в этот отсек и машина может загореться. Это очень опасный бизнес", - предупреждает граждан пограничник.
На сегодняшний день известны как минимум два случая, когда полностью сгорели два автомобиля. Первый инцидент произошел 4 июня, когда огнем был охвачен Volkswagen Passat. Случилось это на территории Кыргызстана.
Второе ЧП произошло днем 7 июня при въезде в Казахстан. Автомашина Audi 80 подъехала к шлагбауму, и часовой поста заметил, что она начала дымиться. О происшествии сразу было доложено, и военные были подняты по команде "Пожар".
"Наша задача была потушить и обезопасить близстоящие машины, потому что там на нейтральной территории была большая скученность, а это очень опасно. Было тяжело разогнать всех, хорошо, что кыргызская сторона быстро открыла шлагбаум и начала загонять к себе машины. Водители проявили солидарность: каждый подбежал и начал тушить пламя из своих огнетушителей. Параллельно была вызвана пожарная бригада, она прибыла в течение 10 минут и потушила пожар", - рассказал Нысанов.
Он отметил, что оба водителя сгоревших авто были из числа "гэсээмщиков".
Еще один инцидент произошел в пункте приема ГСМ на территории Кыргызстана. Он полностью сгорел 11 июня.
Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, пограничник предлагает несколько вариантов.
"Во-первых, можно ограничить количество пересечений границы в сутки, применив его только для КПП "Кордай" и только во время туристического сезона. Но эта норма должна быть закреплена в нормативно-правовых документах. Сами мы на местах не имеем права не пускать гражданина, так как это противоречит Конституции.
Во-вторых, необходимо разделить очередь: "гэсээмщики" будут стоять в очереди на одной полосе, а туристы - на другой. Чтобы они не смешивались, можно поставить разделительные бордюры. Мы обращались с этим предложением в местный акимат, так как территория за воротами КПП к ним относится, но пока поддержки не получили.
В-третьих, надо ограничить количество отпускаемого бензина на АЗС. В сутки, предположим, отпускать не более 100 литров на одну машину. Этот вопрос тоже должен решаться на правительственном уровне", - заключил Нысанов.
Отметим, что рядом с КПП "Кордай" есть другой пропускной пункт - "Карасу". Здесь границу пересекают грузовые авто. Легковые тоже могут проезжать, однако сейчас им временно ограничили движение в связи с реконструкцией моста.
"У нас одна полоса на въезд и одна на выезд. Только грузовой транспорт пропускается. После окончания реконструкции будет две полосы на въезд и две на выезд. Приблизительно в конце сентября планируется завершение строительства моста. Тогда и легковой транспорт сможет проезжать. Но это уже после окончания туристического сезона", - подчеркнул начальник поста "Карасу" майор Куаныш Кокенов.
Здесь тоже бывают очереди, но на кыргызской стороне. По словам Кокенова, заторы объясняются тем, что у некоторых водителей нет электронных счетов-фактур на товар.
"Но это уже не к нам вопрос, это к Комитету госдоходов. Однако в перспективе здесь будет располагаться свободная экономическая зона согласно межправительственному соглашению. Недавно здесь закладку первого камня делали. Также планируется строительство новых терминалов, пассажирского и грузового, и расширение полотна на четыре полосы на въезд и четыре на выезд", - заключил он.
Чтобы лучше понять ситуацию, мы также поговорили с водителями, которые вывозят бензин. Многие из них избегали прямого контакта с журналистами и не хотели на камеру рассказывать про свои подработки. Те из них, кто решался-таки пообщаться, были скромны в оценке своих заработков.
Так, один из "гэсээмщиков" по имени Сакен ездит на Audi 100. Живет в поселке Сарыбулак, работает таксистом. Мужчина говорит, что, когда клиентов нет, возит бензин в соседнюю страну.
"У меня пятеро детей, они дома, маленькие еще, учатся. Жена домохозяйка. По профессии я сварщик. Если была бы работа по профессии, с удовольствием работал бы сварщиком. Но работы нет, поэтому вожу бензин марки АИ-92.
В Казахстане покупаю по 175 тенге, а там продаю по 50 сомов (около 275 тенге). Недалеко от кыргызской границы есть точка, туда сдаю бензин. На официальных заправках в Бишкеке АИ-92 стоит 340 тенге. По времени один рейс занимает примерно три часа с учетом очереди. В сутки езжу один раз, получаю за рейс семь тысяч тенге. Но есть еще расходы, если их отнять, в среднем за рейс зарабатываю 6500 тенге. В месяц получается около 180 тысяч тенге", - говорит Сакен.
А вот 38-летний Вагиф живет и в Бишкеке, и в Кордае. Он гражданин Казахстана, по образованию юрист. Мужчина водит пикап, в бак которого вмещается 150 литров бензина. Машина у него на кыргызстанском учете. Водитель отмечает, что сейчас весь регион ездит на кыргызских авто.
"Я не полностью бак сливаю, потому что машина объемная и нужно оставлять бензин для защиты бензонасоса. В сутки я делаю два рейса, за каждый из которых зарабатываю 2000 сомов, или 10 тысяч тенге. И это без учета расходов.
Говорят, что из-за "гэсээмщиков" в Казахстане могут поднять цены на бензин. Но я не думаю, что это основная причина. В любом случае после отмены моратория, думаю, бензин подорожает. И тогда все закончится. Смысла уже не будет вывозить его в Кыргызстан", - отметил он.
По словам Вагифа, сейчас "гэсээмщики" вывозят только положенное: полный бак и 20 литров в канистре. Сверх этой нормы Погранслужба не пропустит.
"Поймите, люди зарабатывают хоть какие-то деньги. Чем они будут грабить, воровать, убивать, пусть лучше так зарабатывают. Сейчас безработица, работы нет. За рейс они зарабатывают шесть тысяч тенге, но они эти деньги зарабатывают своим трудом и потом.
Стоять целый день в очереди - это тоже непросто. У них машины горят, потому что старые, но если люди хотят заработать, пусть зарабатывают. Они имеют на это полное право. Ничего незаконного они не делают. Они же пересекают границу на основании закона", - добавил мужчина.
Что касается туристов и наплыва людей с началом летнего сезона, то Вагиф предлагает организовать для них отдельный коридор пропуска.
"Гэсээмщики" же тоже люди, они против не будут. Мы с ребятами договорились: если видим, что человек едет с детьми или просто по делам в Бишкек, мы его пропускаем. Но если отдельный коридор будет, будет лучше", - подытожил он.
Между тем некоторые другие наши собеседники в неформальной беседе заявили, что за день водители умудряются зарабатывать до 60-100 тысяч тенге. По их словам, это можно сделать с помощью автомобиля с большим баком. Причем машину эксплуатируют круглые сутки: ночью ездит отец, утром - жена, после обеда - сын, а вечером - даже невестка. Однако насколько это достоверная информация, ответить сложно.
Тем не менее за каждый литр бензина люди выручают на разнице в цене до 100 тенге. Как ранее отметил пограничник, одна BMW с утра до обеда успела сделать три рейса. За сутки можно будет сделать как минимум 10 рейсов. Если за каждый рейс вывозить до 100 литров бензина, то выходит 100 000 тенге.
Авторы: Юлия Сарачакова, Алихан Сариев и Шокан Алхабаев.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также