ПОДЕЛИТЬСЯ
02 апреля 2019 | 14:28
Сколько Казахстан тратит на болашакеров и действительно ли они ценные работники
На протяжении 25 лет в Казахстане существует международная стипендия "Болашак". Для многих людей, не имеющих больших денег, это реальный шанс получить качественное образование за рубежом. Но так ли все на самом деле? Насколько тяжело попасть в программу и доступна ли она для каждого желающего? На эти вопросы отвечает президент АО "Центр международных программ" Жанболат Мелдешов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На протяжении 25 лет в Казахстане существует международная стипендия "Болашак". Для многих людей, не имеющих больших денег, это реальный шанс получить качественное образование за рубежом. Но так ли все на самом деле? Насколько тяжело попасть в программу и доступна ли она для каждого желающего? На эти вопросы отвечает президент АО "Центр международных программ" Жанболат Мелдешов.
- Жанболат, какая квота болашакерам определена в этом году? И по каким категориям казахстанцы смогут пройти стажировки за рубежом?
В этом году выделено 555 стипендий для желающих пройти обучение по программам магистратуры и докторантуры. В том числе ежегодно 10 процентов от общего количества стипендий выделяется для прохождения стажировки. На 2019 год утверждены пять категорий стажировок: "Научные работники", "Работники Международного финансового центра "Астана", "Работники в сфере информационной (кибер)безопасности", "Медицинские работники в сфере биоинформатики и фармакогенетики" и "Работники правоохранительных органов".
- Во сколько сегодня в среднем обходится государству содержание одного студента за границей по программе "Болашак"?
Расходы, прежде всего, зависят от страны, в которой проходит обучение. Например, по программе магистратуры в США на одного стипендиата выделяется 47,7 миллиона тенге в течение двух лет. В Великобритании – 18,9 миллиона тенге на один год, в Швеции и Китае на два года– 24 миллиона и 9,2 миллиона тенге, соответственно. В эту сумму входит академическое обучение, стипендия, проезд и другие расходы.
Иллюстративное фото: pixabay.com
- На обучение казахстанцев за рубежом ежегодно из казны тратятся сотни миллионов государственных средств. Существуют ли сегодня возможности нести меньшие траты при обучении за рубежом?
Эта работа ведется нами с 2017 года. Основная задача - оптимизировать ценовую политику. Один из таких путей – заключение соглашений с ведущими зарубежными партнерами для получения льготных финансовых условий. В 2017 году мы привлекли скидки вузов-партнеров, которые покрывают от 10 до 25 процентов стоимости обучения. Это позволило сэкономить 48,5 миллиона тенге. В прошлом году уже 20 университетов предоставили скидки нашим стипендиатам. Фактическая экономия за 2018 - 2019 учебный год составила 580,3 миллиона тенге.
Еще одно направление, где мы экономим, это изменения в порядок начисления стипендии. Сейчас мы платим стипендии только на время фактического пребывания человека за границей. Дорожные расходы также являются одним из затратных пунктов. Приобретая билеты заблаговременно и по минимальному тарифу, мы смогли сэкономить порядка четверти миллиарда тенге.
- Ходит немало разговоров о том, целесообразны ли эти траты и насколько эффективно работают болашакеры, возвращающиеся на родину. Другими словами, каков экономический эффект этой программы?
Программа "Болашак" способствует формированию элиты высококлассных специалистов. Ее выпускники позитивно влияют на развитие организаций и сообществ, частью которых они являются, а также способствуют технологическому развитию страны, выстраивая гражданское, миролюбивое предпринимательское общество.
Трансляция зарубежного опыта создает реальный эффект на количественных и качественных показателях отдельных секторов экономики. Одним из примеров высокой отдачи является сектор медицины. Выпускниками программы в области кардиохирургии проведено более 32 тысяч операций. Средняя стоимость одной операции варьируется от 300 тысяч до 10 миллионов тенге, в то время как за рубежом такие операции стоят от 1,5 до 20 миллионов тенге. Согласно нашему анализу, на операциях сэкономлено 75 миллионов долларов, в то время как затраты на обучение кардиохирургов составили 1 миллион долларов.
Благодаря программе подготовлено более тысячи высококлассных IT-специалистов. Свыше тысячи работников образования, которые своим трудом вносят вклад в развитие страны. Я уверен, что все средства, вкладываемые в обучение наших специалистов за рубежом, в предстоящие годы окупятся с лихвой.
Иллюстративное фото: unsplash.com
- Часто в СМИ вы упоминаете о грантах иностранных вузов. Где и как их можно получить?
На сегодня мы привлекли порядка 20 тысяч грантов вузов Франции, России, Испании, Италии, Чехии, Китая, Кореи, Малайзии и других стран. К примеру, City University of Hong Kong , который входит в тройку лучших вузов Китая, выделяет шесть грантов для казахстанцев. Есть полные гранты, покрывающие обучение, проживание и стипендию, есть те, которые покрывают только обучение. При этом стоимость обучения в данном университете составляет порядка 18 тысяч долларов в год.
Ведущий корейский вуз KAIST выделяет 180 грантов, включающих бесплатное обучение, стипендию, страховку и т. д. При освоении выделенных 20 тысяч грантов мы экономим порядка 80-320 миллионов долларов. На будущее прогнозируется увеличение количества выделяемых грантов, и, соответственно, увеличится объем сэкономленных средств.
О возможностях обучения по межправительственным соглашениям можно узнать на нашем сайте либо в аккаунтах социальных сетей, где публикуется вся актуальная информация. Или же обратившись в центр международных программ.
- Не подразумевает ли бесплатное образование низкое качество?
При выборе вуза очень важно понять, что стоимость обучения никак не связана с качеством образования. К примеру, Берлинский технический университет готовит высококлассных специалистов, при этом обучение в нем бесплатное.
Практически в любой стране сегодня можно получить грант по программам бакалавриата, магистратуры либо докторантуры. И мы скрупулезно работаем над этим. Находим программы, ведем переговоры с вузами, даем информацию в СМИ, чтобы довести ее до населения. Кроме того, ходим по школам и разъясняем условия программ. Ежегодно проводим выставку высших учебных заведений, куда привлекаем иностранные вузы. К примеру, на последней выставке Educationfair присутствовали представители 200 высших учебных заведений из 40 стран, и прошла она в четырех городах. Половина из участвовавших учебных заведений дает образование на безвозмездной основе. Впервые образовательная выставка прошла в таком масштабе.
В этом году мы ожидаем, что участие примут 350 вузов, выставка пройдет в шести городах.
- Бытует мнение, что Центр международных программ способствует утечке мозгов за рубеж. Молодежь получает образование и не возвращается назад?
За 25 лет реализации программы "Болашак" меньше одного процента обучавшихся за рубежом не выполнили своих обязательств. На сегодня порядка шести тысяч выпускников исправно выполнили взятые на себя обязательства. Более четырех тысяч находятся на так называемом мониторинге трудовой отработки. Спрос на выпускников зарубежных вузов на рынке труда не просто высок, а очень высок. Соглашусь, что уровень заработной платы в сфере образования, где работает около 20 процентов выпускников программы, не соответствует мировому. Но в некоторых частных университетах наблюдается тенденция повышения заработных плат.
Причины того, что молодежь уезжает из страны, совершенно не связаны с деятельностью Центра международных программ и международной стипендией "Болашак". Мы занимаемся развитием человеческого капитала.
- Представляют ли сегодня интерес отечественные университеты для иностранных студентов? Какая работа проводится вашим центром в целях повышения отечественного образования?
Мы принимаем меры для того, чтобы сделать Казахстан образовательным хабом Центральной Азии. Это будет способствовать развитию образовательного туризма и привлечению денежных потоков в страну. Что в свою очередь повысит качество нашего образования.
К примеру, в 2017 году проведены выставки "Дни казахстанского образования" в странах Центральной Азии, Китае и Индии. В текущем году аналогичные выставки состоялись в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Выставки посетило более 25 тысяч человек.
В результате количество иностранных граждан, обучающихся в казахстанских вузах, увеличилось в 1,7 раза по сравнению с прошлым учебным годом и превысило 23 тысячи человек. К 2020-2021 году планируется довести данную цифру до 50 тысяч. Это будет составлять 10 процентов от общего числа студентов.
Основная доля иностранных студентов приезжают в Казахстан из стран СНГ (15 237). Наибольшее число приходится на Узбекистан (9 500 человек), Индию (3 717), Туркменистан (2 615), Китай (1 240) и Россия (1 273).
С учетом того, что затраты каждого иностранного студента на обучение и проживание в Казахстане составляются 5-6 тысяч долларов в год, увеличение количества иностранных студентов позволит привлекать в экономику Казахстана ежегодно до 300 миллионов долларов. Согласно мировым стандартам 10 процентов от количества обучаемых в университете должны составлять иностранные студенты.
На привлеченные средства университеты смогут закупать лаборатории, привлекать профессоров, увеличивать заработную плату преподавателям.
Иллюстративное фото: pexels.com
- Можно ли сегодня ставить в один ряд зарубежные и отечественные вузы? В чем их разница, в чем мы им уступаем?
В Казахстане есть сильные университеты, где готовят хороших специалистов, но сравнивать, например, Евразийский университет с Оксфордом или Кембриджем, которые на протяжении веков являются мировыми образовательными центрами, неправильно. К сожалению, наши вузы пока не могут похвастаться тем, что выпустили нобелевского лауреата. Возможно, когда-нибудь это случится, но пока нужно признать, что зарубежное образование существенно превосходит отечественное. И на это есть несколько причин.
Во-первых, слабый профессорско-преподавательский состав, в то время как в зарубежных вузах преподают сильные ученые, так как там заработные платы многократно выше. К примеру, когда я учился в Алматинском государственном университете, нам преподавали по учебникам российских ученых. Позже, во время моего обучения в Москве, моими преподавателями были авторы тех учебников, по которым я учился в Алматы.
Во-вторых, во многих учебных заведениях слабая материально-техническая база.
В-третьих, у нас не выстроена система "от науки до реализации". К примеру, на базе корейского университета передовых технологий KAIST присутствует Samsung и другие компании. Это позволяет напрямую воплощать в жизнь разработки ученых и производить готовый продукт.
Еще одна из причин того, что зарубежные университеты дают более качественное образование, чем наши, это коррупция. Несмотря на то что ведется борьба с взяточничеством, вопрос коррупции, к сожалению, пока еще остается актуальным для наших вузов.
Вообще, идея Президента о создании международной программы "Болашак" стала востребованной. Человеческий капитал - это основные движущие силы в любом государстве. Китай, Сингапур и многие другие страны благодаря подобным программам, вкладывая средства в развитие человеческих ресурсов, за короткое время добились высокого скачка в экономике.
Нам нужно стремиться к 100-процентному обеспечению населения качественным высшим образованием, в том числе зарубежным. Чем больше людей будут иметь первоклассное высшее образование, тем быстрее будет развиваться страна.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также