ПОДЕЛИТЬСЯ
30 сентября 2024 | 15:05
Как цифровизация меняет медицину в Казахстане: интервью с основателями клиник ЭМИРМЕД
На форуме Health Business Forum обсудили будущее медицинского бизнеса, включая цифровизацию и искусственный интеллект. Основатели сети клиник ЭМИРМЕД – Юсуп Мухамедов и Айгуль Конырбаева – поделились своим опытом внедрения технологий и видением будущего здравоохранения в Казахстане.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На форуме Health Business Forum обсудили будущее медицинского бизнеса, включая цифровизацию и искусственный интеллект. Основатели сети клиник ЭМИРМЕД – Юсуп Мухамедов и Айгуль Конырбаева – поделились своим опытом внедрения технологий и видением будущего здравоохранения в Казахстане.
27 сентября в Алматы прошел Health Business Forum, организованный платформой 103.kz, где представители медицинского бизнеса, технологий и государственного сектора обсудили цифровизацию и роль искусственного интеллекта в медицине. Одними из ключевых участников форума стали основатели сети многопрофильных клиник ЭМИРМЕД — Юсуп Мухамедов и Айгуль Конырбаева, которые рассказали о своем пути в цифровизации и перспективах медицинского бизнеса.
Расскажите в двух словах о вашем бизнесе и ваших первых шагах по его цифровизации.
Айгуль Конырбаева (А.К.): Все началось 12 лет назад, когда мы, два молодых врача, работавшие в государственных больницах, решили открыть кабинет приема и процедурный кабинет. Мы начинали с двух комнат по адресу: Манаса, 59, на тот момент, конечно, было не до технологий, во главу угла мы ставили опыт, профессионализм и качество обслуживания.
Юсуп Мухамедов (Ю.М.): Не соглашусь, меня всегда привлекали инновации, уже тогда я пристально следил за технологическими новинками в медицинской сфере, грезил о покупке на тот момент, казалось бы, недосягаемых диагностических аппаратов, но и тогда не мог и мечтать, что у меня в клиниках будет диагностическое оборудование с внедренным искусственным интеллектом и будут проводиться роботизированные операции высокой точности. Но супруга права, именно опыт, профессионализм и высокое качество обслуживания помогли нам вырасти от процедурного кабинета до, не побоюсь показаться нескромным, сети № 1 многопрофильных клиник. На сегодня у нас одна из самых широких филиальных сетей, в составе нашего холдинга 12 клиник, каждая из которых 24/7 оказывает полный спектр медицинский услуг – от приема, диагностики до самых сложных операций.
Какие цифровые технологии используются сегодня в компании ЭМИРМЕД? Что из того, что вы внедрили у себя за последнее время, дало наибольший эффект для бизнеса? Для клиентской лояльности?
А.К.: Несмотря на устоявшийся стереотип, что медицина достаточно консервативная отрасль, мы в ЭМИРМЕД активно пользуемся всеми благами цифровой эпохи и внедряем новые прогрессивные технологии – CRM, Big data, Power BI, искусственный интеллект, телемедицину, инструменты digital-маркетинга, уникальную медицинскую платформу, совмещающую корпоративный университет ЭМИРМЕД, мобильное приложение и IT-инфраструктуру медицинского сообщества и пациентов Казахстана.
Некоторые из них позволяют нам хранить и управлять большими объемами медицинской информации пациентов при 100-процентной безопасности и защищенности данных, другие – оптимизируют рабочие процессы, сводя к нулю бумажную работу и улучшая координацию между структурными подразделениями.
Искусственный интеллект и Big data работают на улучшение качества обслуживания, исключая человеческий фактор и позволяя предсказывать заболевания на ранних стадиях, что делает наш подход к здоровью пациентов действительно проактивным.
Отдельно хотелось бы упомянуть о телемедицине, благодаря которой уже более 50 тысяч наших пациентов получили консультации онлайн, что особенно актуально в современных реалиях, более того, широкая сеть наших филиалов и более 1500 высококлассных специалистов позволяют проводить целые консилиумы узких специалистов в режиме телемоста.
ЮМ: Мы открыли у себя департамент разработчиков, приоритетной задачей которого на сегодня является разработка единой глобальной медицинской платформы.
Благодаря нашему мобильному приложению можно будет записаться на прием, получить результаты анализов и выстроить динамику результатов, также в приложение будут интегрированы push-уведомления о приеме лекарств… Но это только наши первые шаги на этом поприще, мы нацелены создать такой продукт, который станет вашим виртуальным доктором, медицинским консьержем, фитнес-тренером и нутрициологом в телефоне.
Как происходит вовлечение персонала в новые технологии? Есть ли сопротивление сотрудников и как вы с ним работаете?
А.К.: Мы, врачи, как никто другой знаем, что человеческий мозг – "самая ленивая часть тела" и сопротивляется всему новому и непонятному, поэтому внедрение новых технологий не может происходить по щелчку пальцев. Понимая это, мы избрали путь – хочешь научить, научись сам. Мы постоянно в поисках новых решений, мы стараемся следить не только за технологическими инновациями в медицинской отрасли, но и за трендами в управлении, маркетинге и HR. Когда мы сами понимаем и принимаем все преимущества технологий будущего, мы волей-неволей становимся бренд-амбассадорами технологических изменений. И благодаря командной работе новые технологии принимаются всеми нашими сотрудниками, кроме того, мы проводим регулярные тренинги и семинары, мотивируем сотрудников. Создание рабочих групп из разных отделов позволяет делиться best-practices и проводить регулярные work-shop-ы.
Ю.М.: Конечно, мы не понаслышке знакомы с ригидностью сотрудников, но мы считаем, что у каждого свое время принятия инноваций и кому-то надо чуть больше времени, чуть больше вводных, чуть больше разъяснений. Важно, чтобы сотрудники не боялись задавать вопросы, не боялись показаться "непродвинутыми" и могли обратиться за помощью на любом этапе внедрения тех или иных новшеств. Открытому диалогу и проникновению цифровизации на всех уровнях способствует и создание нашего Emirmed University, это тоже совсем новый наш проект, где будут внедрены инструменты E-learning, благодаря чему каждый сотрудник становится неотъемлемой частью технологических инноваций нашего холдинга. Более того, у каждого сотрудника будет свой персональный GPT-помощник, к которому наш сотрудник сможет обратиться за консультацией в любое время.
Что, на ваш взгляд, останется неизменно важным для компаний в сфере здравоохранения, независимо от того, какие технологии появляются и будут появляться?
А.К.: Какие бы инновации и футуристические изменения ни приготовил бы для нас XXI век, неизменно важными для любой компании в медицинской сфере будут простые человеческие ценности - служение людям, надежность, стремление к совершенству… Именно эти вечные истины мы выбрали для себя в качестве константы ЭМИРМЕД, и именно через них мы добиваемся своих целей. Несмотря на инновации, технологии и искусственный интеллект, пациенты идут к врачу во многом ради эмпатии, это подтверждается и исследованиями – 38 процентов респондентов отвечают, что самым важным для них является то, сколько времени уделил врач приему, насколько внимательно и вовлеченно выслушал, насколько был отзывчив. Поэтому никакие технологии, никакой ИИ не заменят тепла человеческого общения и эмпатии врачей ЭМИРМЕД.
Ю.М.: Что касается зарождающихся технологий в медицине, тут можно только ванговать, но, бесспорно, ИИ с каждым днем становится все более и более востребованным, способность самообучаться у него колоссальная, и вполне возможно, что со временем ИИ станет полноправным членом врачебных консилиумов для клиник и "карманным доктором" для пациентов. Ну, и возвращаясь к нашей уникальной платформе – она позволит проводить телемосты, консилиумы и онлайн-консультации для каждого субъекта медицинского сообщества Казахстана.
Какие ключевые возможности и какие вызовы для медбизнеса в Казахстане вы видите на сегодня?
А.К.: Радует, что рынок коммерческой медицины растет (+4,9 процента за первый квартал 2024), это означает, что мы работаем в высококонкурентной среде, что мотивирует каждого врача, каждую клинику развиваться и расти, отвечать новым вызовам и постоянно искать прогрессивные решения, в том числе прибегая к помощи прогрессивных технологий. Для пациентов же рост рынка означает еще большую свободу выбора – возможность выбирать клинику и врача по совокупности факторов – как то профессионализм и опыт работы врача, оснащенность клиники, сервис, дополнительные услуги и так далее. Маленький пример из практики – мы были первыми, кто предоставлял возможность пройти МРТ-исследования на самом мощном и точном оборудовании мощностью 3 Тесла (в основном в РК использовались аппараты мощностью 1,5 Тесла), и мы по праву гордились этим. Сейчас мы уже не единственные, кто обладает столь мощным и точным оборудованием.
Сейчас в наше диагностическое оборудование внедрен ИИ, который обладает базой данных из более чем миллиона проведенных исследований, что позволяет провести более точную диагностику, исключая человеческий фактор, более того, ИИ подсказывает врачу, каким зонам и участкам уделить пристальное внимание при исследовании. Во многом мы пионеры отрасли, и нам лестно, что мы задаем тренды в современной медицине, но мы не будем и не хотим быть монополистами, мы за высокую конкуренцию, мы за синергию экспертизы и профессионализма наших коллег по рынку.
Ю.М.: Сегодня на форуме была обнародована немного пугающая статистика – 68 процентов казахстанцев переживают об использовании искусственного интеллекта в сфере медицины, это настоящий вызов нам, представителям медицинской отрасли. Мы не должны забывать, что, помимо оказания медицинских услуг, мы должны нести и просветительскую миссию – доносить до людей все преимущества прогрессивной медицины, бороться со стереотипами, просто и доходчиво объяснять каждый этап лечения и диагностики, в том числе если на этих этапах мы используем технологические инновации. Каких-то 15-20 лет назад у нас в Казахстане люди не доверяли и боялись МРТ, сейчас же это диагностическое оборудование – must have любой клиники и лучший инструмент диагностики онкологических заболеваний. Маленький кейс из международной практики, может быть, он поможет хоть 1 и 68 процентов казахстанцев, не доверяющих ИИ, поменять свое мнение. На диагностических снимках мозга искусственно добавили микросмайлик обезьянки, и более 90 процентов врачей не заметили его, тогда как ИИ сразу же сигнализировал об ошибке на каждом подложном снимке.
Сегодня Казахстан плотно интегрирован в мировое медицинское сообщество, мы имеем все возможности узнавать, внедрять и применять самые передовые технологии мировой медицины – будь то современные методы лечения, такие как иммунотерапия, кардиологические интервенции, технологии кибернетической хирургии и роботизированные системы для проведения операций. Мы постоянно следим за мировыми открытиями и новшествами в медицине и стараемся быть для Казахстана первооткрывателями в той или иной области медицины.
В заключение я хочу подчеркнуть, что цифровые технологии имеют огромный потенциал для улучшения здравоохранения. Важно, чтобы мы продолжали развиваться, обучаться и адаптироваться к новым условиям, чтобы обеспечить лучшее будущее для наших пациентов.
Фото: пресс-служба ЭМИРМЕД.
Рекламный материал
Читайте также