ПОДЕЛИТЬСЯ
18 сентября 2012 | 18:51
Внесистемная системность
Сегодняшние аналитические обзоры казахстанских политологов, как правило, не обходятся без упоминаний внесистемных процессов, происходящих в нашем обществе. К ним относят и известные события на пограничном посту "Арканкерген", и коллективный уход 11 пограничников с заставы на казахстанско-китайской границе, и массовое убийство в Аксайском ущелье, и уничтожение в пригороде Алматы преступной группы, и ликвидация в Кульсары террористов, и взрыв в ДВД Атырау, и многие другие события.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Сегодняшние аналитические обзоры казахстанских политологов, как правило, не обходятся без упоминаний внесистемных процессов, происходящих в нашем обществе. К ним относят и известные события на пограничном посту "Арканкерген", и коллективный уход 11 пограничников с заставы на казахстанско-китайской границе, и массовое убийство в Аксайском ущелье, и уничтожение в пригороде Алматы преступной группы, и ликвидация в Кульсары террористов, и взрыв в ДВД Атырау, и многие другие события.
Однако если внимательно посмотреть даже на сам далеко не полный перечень этих "внесистемных" событий, то становится ясно, что все они укладываются в определенную систему. Что же это за система, и на достижение какой цели она ориентирована? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.
Корни всех выше перечисленных событий, на наш взгляд, уходят далеко за пределы Казахстана. Все мы помним поначалу шокирующие, но потом становящиеся все более и более привычными события так называемой "арабской весны". Сейчас всем известна логическая последовательность государственных переворотов: Египет, Ливия, Сирия. Совершенно ясно, что на очереди Иордания, Марокко, Иран. Случайны ли эти события и являются ли они также внесистемными? Постараемся рассмотреть все вышеперечисленные события через призму системного подхода, позволяющего установить как само наличие системы, так и суть каждого ее элемента.
Проведенный нами анализ ближневосточной ситуации позволил констатировать следующее.
1. Первый удар, направленный на "демократизацию" Ближнего Востока приняли так называемые диктатуры - Египет, Ливия, Сирия, Тунис, правители (или их семьи, как в Сирии) которых находились у власти несколько десятилетий.
2. Второй удар совершенно очевидно направлен против монархий - Марокко (дуалистическая конституционная монархия) и, по всей видимости, на очереди Иордания (конституционная монархия).
3. Третий "демократический" удар должен быть нанесен по так называемым тоталитарным (в классификации западных политологов) режимам. А к ним, как известно из западных публикаций и СМИ, принято относить Иран и центральноазиатские государства: Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. К этой же группе многие западные специалисты очень часто причисляют и Казахстан.
Таким образом, вырисовывается четкая картина, а точнее четкий поэтапный план "демократизации" Ближнего Востока и Центральной Азии, который заключается в последовательной ликвидации: 1) диктатур, 2) монархий и 3) тоталитарных режимов.
Сегодня полным ходом реализовывается первый этап по ликвидации так называемых диктатур и запущен второй этап по ликвидации монархий. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а начата ли реализация третьего этапа, и на какой стадии она находится?
При ответе на этот вопрос можно с большой степенью вероятности предположить, что его реализация уже начата, и Казахстан сегодня находится в стадии "предварительной разработки" "демократизаторов". В данном случае зарекомендовавшим себя политическим инструментом выступает экстремизм в разных его проявлениях, главным образом, под религиозным обличьем.
Если это так, то все вышеперечисленные казахстанские события последних месяцев представляются не такими уж "внесистемными", к тому же, если учесть, что поддержку изнутри могут оказывать только те лица, которые имеют непосредственное отношение к политической системе.
Мы упоминали о системном подходе для анализа этих явлений. Постараемся продемонстрировать его применение.
Как известно, в любой системе системообразующим фактором всегда является цель. То есть, если нет цели, то нет и системы. Соответственно, если множество элементов связаны одной целью, то эти элементы принадлежат одной системе. Исходя из этого, зададимся вопросом, а связаны ли все последние события, перечисленные (и не перечисленные) в начале статьи единой целью или нет.
Ответ на данный вопрос может быть весьма недвусмысленным - связаны, что подтверждается характером событий, их определенной периодичностью и высокой организованностью. Ближайшая же цель, на достижение которой они направлены, может быть сформулирована как подрыв доверия к действующей власти, при отдаленной цели ее свержения.
Таким образом, если наши выкладки верны, называемые политологами "внесистемные процессы" перестают быть таковыми и приобретают системную целостность, требующую адекватного ответа со стороны государства, олицетворяющего для общества самую важную систему.
Сегодня мы строим в Казахстане гражданское общество, где каждый гражданин, чувствуя себя свободным, может участвовать в управлении этим обществом. Однако такое общество может существовать только в условиях полной защищенности, которую должен чувствовать каждый гражданин страны. Существует ли такая защищенность в ближневосточных странах, где "демократия" с помощью западного оружия уже установлена? Безусловно, нет. Стихийные выступления, кровавые столкновения, территории полного безвластия - вот результат произошедших государственных переворотов. Очень похоже, что и нашу страну готовят к этому.
Да, сегодня государственная система функционирует неидеально. Да, существует коррупция и другие негативные явления. Однако у нас есть стабильность, которая является ключевым внутренним стержнем, придающим устойчивость политической системе. Стоит лишь слегка подорвать стабильность, а имеющаяся коррупция и прочие негативные явления выполнят свою разрушительную функцию.
В конце концов - у нас есть разум и воля, которые должны помочь нам не скатиться в пропасть псевдодемократической вакханалии и сберечь общественно-политическую и межнациональную стабильность, отсутствие которой, кстати говоря, также может стать механизмом дестабилизации общества. Но это отдельная тема.
Санжар Бокаев, политолог
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также