Руководитель у каждого из нас может поменяться хоть завтра. И даже если вы не собираетесь менять работу, может так случиться, что ваш начальник уйдет на новое место или руководство посчитает, что с вашим отделом лучше справится другой человек. Можно гнуть свою линию, говорить, что вы испокон веков тут так работали, а еще...
Руководитель у каждого из нас может поменяться хоть завтра. И даже если вы не собираетесь менять работу, может так случиться, что ваш начальник уйдет на новое место или руководство посчитает, что с вашим отделом лучше справится другой человек. Можно гнуть свою линию, говорить, что вы испокон веков тут так работали, а еще...
Совместно с карьерным консультантом Людмилой Лукиной, Tengrinews.kz составил вредные советы: как сделать, чтобы отношения в паре руководитель-подчиненный были некомфортными.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Вредный совет № 1: "Узнайте, что вам должен работодатель"
Хотите проблем с начальством? Легко! Заходите в кабинет к руководителю со списком того, что он вам должен: "А когда вы отправите меня на обучение в США? А почему вы меня так плохо мотивируете? А почему у нас нет социального пакета? А давайте сделаем бесплатные обеды".
Почему такой подход приведет к конфликту с руководством? Потому что работодатель должен платить деньги, которые прописаны в трудовом договоре, и больше ничего. Заниматься развитием и обучением - задача самого человека. Конечно, работодатель может отправить на обучение и оплачивать обед, но не обязан этого делать.
"Каждый работодатель, которого я встречала, что-то делал для своих сотрудников. В первую очередь любой руководитель и работодатель ориентированы на цель компании, то, что называют бизнес-результатом. Исходя из цели, он выбирает, какие инструменты мотивации использовать, и использовать ли их вообще", - говорит Людмила Лукина.
Надо помнить, что руководитель больше на стороне компании, чем на стороне работника. Его интересует, как будут выполнены поставленные задачи. То есть ваша задача как работника - понять, что вы должны работодателю, каким образом вы будете ему полезны, какие функции заберете на себя - тогда будет успех.
"Если вы хотите, чтобы на работе появились бесплатные обеды, то надо сделать проект - организовать все, объяснив, что на самом деле работодатель от этого только выигрывает. Он кормит людей, они не опаздывают с обеда, а могут либо отдохнуть и восстановить силы, либо что-то еще успеть сделать. Любая идея должна быть не требованием, а инициативой с вашей стороны", - говорит эксперт.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Вредный совет № 2: "Уточняйте: "Почему я?"
Вопрос "Почему я? Почему вы на меня это повесили?" не хочет слышать ни один руководитель. Его не рекомендуется задавать никогда, даже если вам дают работу, которая не ваша. В любой компании ценится лояльность сотрудников. И иногда приходится делать что-то, что не является твоей непосредственной работой, но очень нужно компании.
Допустим, Эльмира работает менеджером по продажам в торговой компании. Раньше счета здесь выставляла бухгалтерия. Но после оптимизации штата эту функцию передали в отдел продаж. Если Эльмира воспримет новую задачу как зону развития, то и компании поможет, и расширит свои навыки.
"Однако есть исключение. Если для вас это слишком сложная задача либо у вас физически не хватит времени на ее выполнение, тогда стоит аргументированно сказать об этом. Нормально - попросить руководителя расставить приоритеты: "Мне поручили первое, второе, третье... Давайте определим, в какой последовательности я должен это сделать?" Руководитель не только расставит приоритеты, но и, возможно, сдвинет сроки, а еще задумается, что он завалил человека. Быть может, одно из заданий он заберет на себя или передаст другому сотруднику", - объясняет эксперт.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Вредный совет № 3: "Объясняйте: "Я звонил, не дозвонился"
Вы не выполнили задание и рассказываете, почему так произошло - не дозвонился, не нашел, не успел. Такой ответ не устроит руководителя. Задания должны выполняться. Если не получается сделать обычным способом, то надо проанализировать, почему не получается, какие непреодолимые обстоятельства возникли и какие дополнительные ресурсы нужны для выполнения.
Карьерный консультант приводит пример, как лучше поступить: "Ни в коем случае нельзя сообщать о неудаче в тот момент, когда задание должно быть выполнено. Рекомендую прийти до завершения срока по задаче и сообщить: "Мы рискуем не успеть по такой-то причине. Давайте обсудим, что можно сделать. Мой вариант - такой-то".
Иллюстративное фото: pixabay.com
Вредный совет № 4: "Спрашивайте: "А когда меня повысят?"
Некоторые работники, отработав два-три месяца на новом месте, начинают думать, куда бы дальше переместиться. Даже если сотрудник опытный, то в первый год работы просить повышения - дурной тон. Конечно, есть исключения. Например, в стартапах можно расти намного быстрее.
Завышенные карьерные ожидания характерны для выпускников вузов более высокого уровня. Это может быть и местный вуз, и зарубежный. Они считают себя великими специалистами. Но нет. Никакое образование не делает человека профессионалом сразу.
"Повышения зарплаты без большей ответственности не бывает, - говорит специалист в области HR. - Вы можете приобрести дополнительные навыки, настроить эффективнее бизнес-процессы в компании, предложить свой проект. И тогда разумно будет сказать: "Я знаю, что через месяц такая-то должность будет вакантной, увольняется Ерлан. Я хотел бы получить это место. Я готов сделать то и то".
Вредный совет № 5: "Утверждайте, что на этом месте нельзя сделать больше"
Любой руководитель ждет некоего улучшения деятельности. Он знает, что на любой должности можно делать чуть лучше или больше, чем вчера.
"Когда сотрудник заявляет: "В нашей профессии это невозможно", "Я - простой менеджер, маленький человек", "От меня ничего не зависит", то это настораживает руководителя. Любой человек на любой должности должен четко понимать, что от него зависит. Если ему за что-то платят деньги, значит, что-то от него зависит и в его силах сделать так, чтобы продукт труда был больше и лучше", - резюмирует эксперт.
Фото:facebook.com/adizesichak
Начиная работать с новым руководителем, нужно понять, что он за человек и как он работает. Важно помнить, что идеальных руководителей не бывает. Об этом подробно в своих книгах пишет бизнес-тренер Ицхак Адизес. У всех людей есть набор функций - функции производителя (работа на результат), администратора (наведение порядка и создание системы), интегратора (объединение команды для достижения цели) и предпринимателя (стратегия и генерация новых идей). Часть из них может быть развита, а часть нет. Например, предприниматель постоянно пробует новое, не боится рисковать (в том числе и людьми), и поэтому развивает проект. А интегратор заботится о людях и рисковать ими не будет.
Рекомендация такова. Понять, какой руководитель перед вами - производитель, администратор, интегратор или предприниматель. И взять на себя ту функцию, которая у него не развита. Хороший руководитель - тот, кто понимает свои плюсы и минусы, подбирая команду для выполнения других функций.
***
Помните, что это - вредные советы. Не перепутайте: так поступать не надо! Мы надеемся, что у вас с руководством хорошие отношения и в Новом году между вами будет еще больше взаимопонимания.
Ольга Пастухова