"Вышвырнули, даже день не дали доработать". Что происходит на автовокзалах Алматы
Корреспонденты Tengrinews.kz посетили автовокзалы в Алматы и выяснили, как сейчас обстоят там дела и чем недовольны горожане и работники. А также что необходимо предпринять, чтобы обеспечить там комфортные и безопасные условия.
В конце 2000-х крупнейший автовокзал Алматы "Саяхат" было решено снести. Тогда власти ссылались на аварийное состояние и непригодность к эксплуатации. А также на новую транспортную программу развития города, где было предложено передислоцировать автовокзы "Саяхат" и "Сайран" за черту Алматы для разгрузки транспортных потоков. Планировалось строительство трех новых автовокзалов - "Северного", "Восточного" и "Западного".
Позже на заседании общественного совета с участием заинтересованных сторон и госорганов было объявлено, что "Сайран" останется на своем месте и продолжит работать как автовокзал. "Саяхату" же повезло меньше. Его уже сровняли с землей. Что только не готовили власти к постройке на этом месте: и новый современный транспортный комплекс, и торговый центр, и жилой фонд. Последний вариант, как оказалось, взял верх, и теперь на месте когда-то значимого для исторического наследия города здания, возведенного в 1967 году, активно ведется строительство многофункционального жилого комплекса с коммерческими помещениями и подземным паркингом.
"Вышвырнули, даже день не дали доработать"
До конца января этого года перевозчики еще занимали кусочек пространства на месте бывшего автовокзала "Саяхат". Однако волей-неволей им пришлось разбрестись в разные стороны.
Гульназ из Конаева деликатно высказывает свое недовольство:
"Отсутствие автовокзала делает поездки ужасно неудобными. Билет на маршрутку стоит 800 тенге, тогда как такси берут 2000. Разница заметна. Поэтому, выбирая общественный транспорт, минут 15-20 ждем, ожидая, пока водитель наберет пассажиров. В часы пик же, напротив, бывает такое, что не влезешь в маршрутку, приходится ждать следующую. И так каждый день - утром и вечером - на работу и обратно".
Другие пассажиры подтверждают ее слова и добавляют, что здесь нет никаких условий для ожидания автобуса.
"А когда дождь, морозы, что делать? Автовокзал нужен. Такая удобная станция была, столько людей работу потеряли после ее закрытия. Раз уж забрали "Саяхат", пусть дают другой, но только, конечно, где-то рядом, потому что куда-то далеко тоже ведь не пойдешь", - говорит жительница Талдыкоргана Айна.
Диспетчер одного из направлений также высказала свое мнение:
"В январе уже год будет, как мы здесь находимся. Нас просто вышвырнули из "Саяхата", даже день не дали доработать. Мы просили, чтобы нас оставили хотя бы до конца января - два дня осталось. Вообще, был разговор до конца зимы нас оставить, потому что холодно. Сначала вроде согласились, а потом передумали. 29 января нас предупредили, на следующий день уже отключили электричество и воду. Все отрезали и выперли нас. Мы сами сюда пришли. А куда нам идти?"
На вопрос "а отсюда не выгоняют?" диспетчер подчеркивает, что акимат осведомлен о ситуации и иногда приезжает вместе с транспортниками.
"У нас есть лицензия, мы не повышаем цены на проезд. У нас есть касса и даже кафетерий, который переехал с нами с "Саяхата", точнее, мы с ними. Мы работаем с девочками, которые владели закусочной на автовокзале, более 17 лет. Когда "Саяхат" закрыли, они переехали сюда, и мы тоже. Пассажиры и водители могут здесь выпить чашку чая и перекусить - быстро, недорого и вкусно".
Сами перевозчики отмечают, что для улучшения ситуации в транспортной инфраструктуре города необходимо восстановить нормальный автовокзал, обеспечить безопасный переход через проспекты Суюнбая и Райымбека, а также выделить место для сбора пассажиров такси и строго наказывать тех, кто набирает салон без лицензии, так называемых бомбил.
Пройдя через автомобильную развязку на проспекте Райымбека, мы убедились, что ситуация там не лучше. За светофором маршрутки и таксисты зазывают пассажиров в сторону Талгара, Иссыка, Шелека. Каждый вечер сотни людей, пытаясь уехать в талгарском и кульджинском направлениях, ловят попутки в буквальном смысле на проезжей части, подвергая тем самым себя опасности. Со стороны это выглядит как настоящий хаос.
Здесь водители также ратуют за то, чтобы было одно удобное место для базирования.
"Тогда был бы порядок", - уверены перевозчики.
"Проблем нет, только места маловато"
Автостанция в селе Иргели Карасайского района на "Алтын Орде" стала второй точкой нашего назначения.
"Наши двери открылись в 2021 году. Ранее, когда рынок "Барлык" относился к Алматинской области, базировались там. Когда же границы города расширились и "Барлык" стал частью Алматы, у нас там просто была стоянка, позже переехали сюда. Мы отправляем международные рейсы в Узбекистан и Ташкент, а также с нашей автостанции осуществляются междугородние перевозки в южном направлении: Шымкент, Туркестан, Кентау, Кызылорда и другие города. У нас здесь нет особых проблем, за исключением того, что места на автостанции маловато, особенно в сезон. Лето уже прошло, и ажиотаж улегся", - говорит директор автостанции Ирина Жайсанова.
В будущем фирма планирует ввести систему по типу Saparline. В ней каждый владелец автобуса должен будет зарегистрировать свой транспорт, поставить его на учет с предоставлением всех соответствующих документов, а пассажиры, не выходя из дома, смогут легко выбирать подходящий для себя рейс.
В летний период с территории автостанции отправляются в рейс от 50 до 60 автобусов. Осенью это число сокращается до 30. Кроме того, автостанция предлагает удобства для пассажиров: зал ожидания на 50 человек, туалеты (включая те, которые доступны для людей с ограниченными возможностями), душевые кабинки и комнаты отдыха.
"Здесь теперь будет СпецЦОН"
В нескольких километрах от "Алтын Орды" на трассе Алматы - Бишкек функционирует международный автовокзал Keruen, построенный в 2008 году. Ежедневно отсюда отправляется от 5 до 7 автобусов, направляющихся в Узбекистан, в основном Каракалпакстан. Столько же прибывает.
Ежедневный пассажиропоток достигает 600 человек в день. Однако, к нашему удивлению, значительная часть территории автовокзала остается неиспользованной, а его павильоны заброшены.
"На данный момент автовокзал переехал в более компактное здание, основное строение сдано в аренду, в нем будет размещаться специализированный центр обслуживания населения. Однако и в этом здании у нас имеется достаточно пространства. На втором этаже расположена гостиница на восемь номеров, имеется комната матери и ребенка, а также санузлы и отдельные туалеты для лиц с ограниченными возможностями. Перед отправкой на маршруты все водители проходят медицинский осмотр, а технический персонал проверяет состояние автобусов. Транспортировка осуществляется на паритетной основе, где каждая сторона является перевозчиком друг для друга. Пассажиропоток поддерживается круглый год, и перерыв бывает только в январе", - подчеркивает Нурислам Ыбраев, заместитель директора автовокзала Keruen.
Площадь автовокзала действительно внушительная, составляет пять гектаров. Как отмечает заместитель директора, здесь можно разместить более 100 автобусов. Именно поэтому владельцы автовокзала сдали в аренду еще одну часть территории автопарку Карасайского района. Теперь это место стало конечной остановкой для маршрутного автобуса № 202.
Это означает, что пассажиры, прибывающие из Узбекистана, могут сразу пересесть в автобус, направляющийся в город. Единственным недостатком, возможно, является неудобство для тех, кто приезжает ночью. Тем не менее Нурислам Ыбраев отмечает, что местные таксисты хорошо осведомлены о расписании каждого автобуса и заранее приезжают, чтобы ожидать клиентов. Но некоторые пассажиры жалуются, что цена такси до города иногда выше, чем цена билета из Узбекистана в Казахстан.
"Измените закон и тогда заезжайте"
На автовокзале "Сайран" возникают значительные трудности из-за наличия так называемых серых перевозчиков, которые, кажется, завоевали окрестности этого транспортного узла. Беспорядочные автостоянки транспорта дальнего следования, толпы зазывал и еще больше пассажиров, а также неорганизованная торговля создают настоящий беспорядок вокруг автовокзала, придавая месту атмосферу полного хаоса.
"Ситуация с незаконными перевозками остается безрезультатной. Несмотря на многочисленные обращения и жалобы, ответом являются только пустые отписки. Мы вызываем полицию, они разгоняют нарушителей, но через полчаса те возвращаются. Власти утверждают, что эти перевозчики имеют официальное индивидуальное предпринимательство и лицензию и этого, по их мнению, достаточно", - прокомментировала директор международного автовокзала "Сайран" Куляш Мукужанова.
Она также пояснила, что при перевозке пассажиров перевозчики должны соблюдать все правила транспортной безопасности. Например, водители, прибывшие на автовокзал "Сайран", после завершения рейса должны устроить автобус на парковке и отдохнуть не менее семи часов перед следующим выездом. Затем им предстоит пройти медицинский осмотр и проверку состояния автотранспорта. Только после всех этих процедур они получают разрешение на отправление в маршрут.
Нелегальные же перевозчики ищут различные способы для уклонения от ответственности. Они экономят на техническом обслуживании и проверке транспорта, а также уклоняются от проведения медицинских осмотров водителей и нарушают режим труда и отдыха. К тому же они часто не оформляют страхование жизни и здоровья пассажиров. Из-за такой экономии они могут предлагать более низкие цены, чем официальные перевозчики. Однако этот демпинг свидетельствуют о том, что организаторы экономят на различных аспектах, уклоняются от уплаты налогов, нарушают режим труда и отдыха водителей, потому что на маршрутах, где должно быть два водителя, у них работает один, деньги часто собирают в кепку, халтурят на запчастях и техобслуживании.
Когда-то с этого автовокзала выезжало 300 автобусов в день, сейчас из-за нелегальных перевозчиков выезды упали в разы. Кроме того, содержание такого огромного здания и прилегающей территории требует огромных вложений. Летом еще нормально, а вот в другие сезоны - беда. "Сайран" терпит убытки.
По словам начальника службы перевозок автовокзала "Сайран" Кайрата Юсупова, такую ситуацию можно наблюдать по всему Казахстану.
"Мы ведь совместно работаем, переписываемся с коллегами, и всем мешают эти нелегальные перевозчики, которые собираются не только около автовокзалов. Посмотрите, сейчас их везде можно увидеть, на любом базаре стоят. Недавно разговаривал с представителями из Караганды, тоже жалуются. Мы совместно с нашими коллегами из других городов готовим коллективное обращение к правительству с просьбой разобраться в этой проблеме. Следует отметить, что нелегальные перевозчики, желающие осуществлять регулярные маршруты непосредственно с автовокзала, должны участвовать в тендерах, проводимых государством, и получать свидетельства на конкурсной основе. Однако не все могут успешно пройти эту процедуру, и далеко не все в ней участвуют, что ведет к хаотичному размещению таких перевозчиков", - объясняет Кайрат Юсупов.
Возникает вопрос: почему бы не убедить этих мелких перевозчиков останавливаться на автовокзале, заключать с ними соглашения и предоставлять им места для посадки пассажиров, как это делают регулярные перевозчики? Они ведь имеют лицензии и, следовательно, могли бы встать в очередь, как и все остальные. Однако ответ на этот вопрос прост и однозначен: это невозможно, ибо противозаконно.
"Единственный путь решения этой ситуации заключается в изменении законодательства, которое действует с советских времен и на сегодняшний день, ясно, неактуально. Оно гласит, что перевозчику нерегулярного маршрута нельзя останавливаться в пунктах, которые официально предназначены для посадки и высадки пассажиров регулярных маршрутов. Другими словами, там, где есть регулярные автобусы, нерегулярным перевозчикам места нет. Как мне пояснили в Комитете транспорта, "измените закон и тогда заезжайте", - подытожила Куляш Мукужанова.
Стоит отметить, что этот автовокзал обслуживает международные рейсы в Китай, Монголию, Узбекистан и Кыргызстан. В настоящее время маршруты в Россию временно приостановлены, но скоро будут возобновлены.