ПОДЕЛИТЬСЯ
25 августа 2022 | 06:30
Жизнь за паромной переправой. Чем занимаются в рыбацких поселках ВКО
Есть в Восточно-Казахстанской области районы, которые, можно сказать, отрезаны от остальной части Казахстана рекой Иртыш. Точнее, водохранилищем, образованным на ней благодаря ГЭС. Объездные пути в эти края хотя и существуют, но они настолько длинные, что преодолевать водную гладь местные жители и туристы предпочитают на паромах. Корреспонденты Tengrinews.kz побывали на другом берегу Бухтарминского водохранилища и посетили два некогда процветающих рыбацких поселка - Куйган и Курчум. Они выяснили, как и какие люди здесь живут, о чем они говорят и чем занимаются.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Есть в Восточно-Казахстанской области районы, которые, можно сказать, отрезаны от остальной части Казахстана рекой Иртыш. Точнее, водохранилищем, образованным на ней благодаря ГЭС. Объездные пути в эти края хотя и существуют, но они настолько длинные, что преодолевать водную гладь местные жители и туристы предпочитают на паромах. Корреспонденты Tengrinews.kz побывали на другом берегу Бухтарминского водохранилища и посетили два некогда процветающих рыбацких поселка - Куйган и Курчум. Они выяснили, как и какие люди здесь живут, о чем они говорят и чем занимаются.
Между Усть-Каменогорском и Курчумской переправой (так ее называют) 175 километров.
Когда мы планировали поездку, нам порекомендовали ехать утром в будние дни, с понедельника по четверг. В пятницу, субботу и воскресенье есть риск застрять в очереди из автомобилей, которая выстраивается перед паромом. Их здесь два - пока один плывет на другой берег, второй возвращается за следующей партией пассажиров.
Стоимость зависит от габаритов транспорта. За "Ладу Гранту" мы отдали 1300 тенге.
Зимой автомобилисты переправляются через водохранилище по льду через специально проложенный путь. Бывают и несчастные случаи, когда транспорт проваливается в воду.
На другом берегу всех прибывших "встречают" продавцы рыбы.
Это Гайнигуль Калибековна, ей 58 лет.
Узнав, что мы журналисты, она не упустила возможности пожаловаться нам на повышение пенсионного возраста для женщин.
"В этом году начала продавать рыбу. Я ее покупаю, готовлю, а потом с утра и пока товар весь не раскупят стою здесь. Зимой в школе работаю техперсоналом. Пока здоровье позволяет, работаю. Пенсионный возраст подняли, вот и приходится искать заработок. Сейчас бы уже на пенсии была, за внуками смотрела. Женщинам трудно. 63 года, куда это… там уже сколько останется, столько и проживу..." - говорит она.
Купив рыбу, направляемся в сторону села Куйган. По пути замечаем развернувшуюся на берегу водохранилища стройку. К 2024 году здесь будет самый протяженный мост в стране. Он поможет навсегда забыть о переправе на паромах. А местные фермеры смогут в разы быстрее и дешевле доставлять собранный урожай в Усть-Каменогорск и другие районы Восточно-Казахстанской области.
Заезжаем в Куйган. Это небольшой рыбацкий поселок, лучшие времена которого, по словам местных жителей, пришлись на советский период, когда в районе существовал крупный рыбзавод.
Николай Андреев родился и вырос здесь. По сей день он занимается рыболовством.
"Раньше Куйган рабочим поселком считался. Здесь была крупная нефтебаза, она снабжала два района горючим: бензином, соляркой. Сюда все это доставляли на танкерах по воде. Сюда в целом все завозилось теплоходами. Местный рыбзавод по 70-80 тонн рыбы в день обрабатывал. Очереди из машин стояли на погрузку. Там были холодильники. Часть морозили, часть вялили. Часть увозили на Бухтарминский завод, там ее до ума доводили и отправляли по железной дороге дальше. Я служил в Чехословакии в 1983 году. И наткнулся там на консервную банку с надписью «Зайсанский сазан» (Зайсан находится в 239 километрах от Куйгана - прим. автора). То есть мы его тут ловили, а из него, оказывается, еще и консервы делали и по Союзу отправляли", - вспоминает Николай.
"В 90-е нефтебазу порезали и продали по частям. С флотом и рыбзаводом случилось то же самое. То рыболовство, которым мы занимаемся сейчас, даже в сравнение не идет с теми временами. И рыбзавод, который в Курчуме функционирует в наши дни, это уже не те масштабы. Всегда о поселке надо судить по школе. У нас в классах по 3-4 ученика. Как ты думаешь, это хорошо или плохо? Молодежь уезжает. Наступит время, когда здесь одно взрослое население будет, а это все, конец поселка будет лишь вопросом времени", - добавил Николай.
Сын Николая Петр - тот редкий представитель местной молодежи, который решил остаться в родном селе. Так же, как и отец, он по лицензии занимается отловом рыбы, которую потом сдает и получает деньги.
Принцип простой: сколько поймал - столько и заработал.
Надо отметить, что Петр в совершенстве знает как русский, так и казахский языки. Молодой человек даже прославился в TikTok после того, как наш фотокорреспондент Турар Казангапов выложил видео с ним у себя на страничке.
@turarsan #kazakhstan #вко #курчум ♬ оригинальный звук - JPKZ
По соседству с ними живет пенсионерка Жамал Китапбаевна. Про таких, как она, обычно говорят: на них держится мир! Всю жизнь она работала экономистом и бухгалтером, а также возглавляла профсоюз.
Именно благодаря Жамал Китапбаевне в Куйгане есть питьевая вода.
"Около пяти лет назад нам в поселок провели воду. Я была главным инициатором всего этого. Раньше вода была по часам, еще и давали ее только раз в несколько дней. Куда мы только письма ни писали, и в итоге добились того, чтобы воду провели", - рассказывает она.
"Нашей молодежи нужна работа. Я переживаю из-за оттока молодых ребят. Хотя народ у нас очень трудолюбивый. Чтобы чаи пить ходить друг к другу – у нас такого нет. Даже вот внук мой сейчас удочку скоро в руки возьмет и все – уже сможет семью прокормить. Все почему-то в город стремятся. А город без села что будет кушать? Здесь можно заниматься рыболовством. Тут же можно туризм развивать. У нас пляжи какие. А жители смогут койко-места сдавать в аренду. Много вариантов, только бы на нас внимание обратили. Может, производство какое откроют", - делится размышлениями пенсионерка.
Петя решил проявить инициативу и вызвался показать нам село Курчум, в которое мы направились дальше.
Недалеко от Курчума возвышается памятник Барак батыру.
Проезжая по поселку, обращаем внимание на новенькие однотипные дома. Располагаются они, кстати, на улице Токаева.
Названа улица в честь ветерана Великой Отечественной войны Сейткамала Токаева, который родился в Курчумском районе.
К рабочим, которые прокладывали здесь дорогу и устанавливали бордюры, у нас появилось много вопросов.
Бордюры никак не закреплены и местами просто лежат на земле. Уронить их очень просто - достаточно пнуть ногой. Что, к слову, очень опасно для ребятни. А детей здесь много, так как выдавались эти дома в том числе многодетным семьям.
К одной из таких семей мы заглянули в гости. Здесь вместе с супругой и внуками живет пенсионер Кадырбек.
"Для русских я Костя", - смеется он.
"Этот дом нам выделили как многодетной семье, стояли в очереди несколько лет. Главное, что жилье теперь свое есть, грех жаловаться, конечно. Но фундамент уже рассыпается. Раньше внутри стояли "умные печки". У соседа такая печка однажды взорвалась. Мы от этих печек отказались, построили внутри обычные", - рассказывает Кадырбек.
Едем дальше и по совету нашего гида Пети решаем заглянуть в историко-краеведческий музей, который функционирует в поселке с 1987 года.
Экскурсию нам провел директор учреждения Бакытбек Назарбаев.
В музее множество экспозиций: животный мир, период Великой Отечественной войны, ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС. Представлены как период древности, так и независимого Казахстана.
В общем, не будем все показывать. Главное - запомните: когда будете в Курчуме, обязательно загляните в местный музей.
Кстати, есть в Курчуме и уменьшенная копия столичного Байтерека.
Паркуемся рядом с шиномонтажкой "У Василича". Петр сказал, что нам обязательно нужно познакомиться с хозяйкой этого места Светланой. Она же здесь единственный работник: сама выполняет всю тяжелую работу по монтажу колес и ремонту шин. Но так было не всегда.
"Открывал эту шиномонтажку мой муж. Однажды он упал, ребро сломал, попросил некоторое время помогать. Так я и начала тут работать, потихоньку училась всему. Уже 12 лет с тех пор прошло. Мужа в прошлом году не стало. Я осталась одна. Конечно, скучаю по нему, мы 35 лет вместе прожили", - рассказывает Светлана.
"Работать здесь не так сложно, как кажется. Тяжело разве что колесо снимать, поднимать его. Но у меня за 12 лет уже глаз наметан. Водитель катит колесо, а я ему сразу говорю: у тебя боковой порез. А он даже не видел этого. Негодное для эксплуатации колесо тоже сразу вижу. Я уже привыкла на себя работать, на кого-то вряд ли теперь смогу. Если бы муж меня однажды всему этому не обучил, я не знаю, чем бы я сейчас занималась. Работу в Курчуме найти сложно", - добавила наша собеседница.
Прощаемся со Светланой и продолжаем изучать Курчум.
К слову, по информации из открытых источников, Курчум был основан в 1914 году. До 1959 года он носил название Кумашкино.
Напоследок решаем купить в дорогу местные дыни и арбуз. Здесь мы познакомились с двумя подружками - Аянур и Аминой. Обе студентки, одна учится в Алматы, другая - в Нур-Султане. В Курчум девушки приехали на летние каникулы. О родном поселке говорят только хорошее, но жить сюда после обучения они вряд ли вернутся.
Покидаем Курчумский район. Бонусом на обратном пути получаем пейзажи, которые в свете закатного солнца смотрятся по-особенному красиво.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также