12 марта 2015 | 11:30

Записки из Центризбиркома. И не только

"Дым Отечества"

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Дым Отечества"

Утром 11 марта 2015 года правую часть холла Дворца независимости заволокло дымом. Это был табачный дым. Курили делегаты и другие приглашенные на XVI съезд партии "Нур Отан". И судя по нависшему смогу, едкому запаху и непрекращающемуся кашлю уборщиц, курили граждане много и часто. Делали это курильщики в специальной кабине. Войти в нее не морщась для многих из них уже было подвигом. В самой же кабинке курящие фактически не видели друг друга. И казалось, что, выходя из нее, только что курившие вместе приятели впервые за сегодняшний день узнавали друг друга и здоровались.

Реклама
Реклама

Но все же особое страдание эта "газовая камера" приносила не столько этим людям, сколько женщинам, работающим в гардеробе напротив. Когда кто-то из курильщиков решил приоткрыть дверь, чтобы, видимо, немного запустить в кабину свежего воздуха, одна из них не выдержала и строго ему крикнула: "Закройте дверь!". Мимо проходила женщина-полицейский. Впрочем, лучше сказать, пробегала. Прикрыв рот и нос платком, она как можно быстрее старалась преодолеть эту дымовую завесу.

Один из наблюдательных курильщиков позже нашел причину проблемы - вытяжка не работает.

На другой стороне Дворца независимости атмосфера была иной. Воздух здесь был чище. И поэтому, наверное, улыбались, обнимались и фотографировались здесь чаще.

Здесь можно было увидеть спешащего заместителя председателя Ассамблеи народа Казахстана Анатолия Башмакова. Его окликнул знакомый и шутя заметил, мол, это же все из-за тебя.

Доля правды в его словах была. Ведь инициативу АНК о проведении внеочередных выборов озвучил именно Башмаков. Поэтому все сегодняшнее собрание, по большому счету, следствие его заявления. Теперь наш герой торопился в зал, чтобы, видимо, успеть подготовиться к своему новому историческому выступлению. На этот раз его миссией было своей проникновенной речью поддержать предложение делегатов о выдвижении в качестве кандидата от "Нур Отана" Нурсултана Назарбаева.

После того, как с такой же поддержкой выступили еще несколько человек, объявили 10-минутный перерыв. Его некоторые с радостью восприняли как 10-минутный перекур и направились к уже знакомой кабинке, к большому сожалению сотрудников гардероба.

Как известно, после перерыва Президент согласился стать кандидатом от "Нур Отана", перед тем озвучив свою предвыборную программу.

"Говорят, будет фуршет", - рассказывал один делегат другому. Для них, по всей видимости, приехавших из регионов, все самое важное на тот день закончилось. А для Нурсултана Назарбаева, получается, все только началось. Покинув Дворец независимости, который, кстати, после окончания съезда пришлось насквозь проветривать из-за запаха сигарет, Назарбаев отправился в Центральную избирательную комиссию, чтобы сдать экзамен на знание государственного языка.

"Экзамен без лишнего шума"

А он таким и был. В прямом смысле - без лишнего шума. Когда Глава государства поднялся к членам лингвистической комиссии, в холле Центризбиркома стояла удивительная тишина. Конечно, такая атмосфера была создана не без участия сотрудников службы охраны Президента. Они очень вежливо встречали у входа журналистов и просили не шуметь. В заботливых словах охраны слышалось что-то вроде: тише, тише, тише...

До этого дня единственным претендентом, чей уровень владения казахским языком понравился лингвистической комиссии, была Лимана Койшиева. О ней председатель комиссии Мырзатай Жолдасбеков как-то не без волнения сказал: "Самой лучшей пока из всех претендентов была Койшиева, женщина. Одна она в общем всесторонне готова. Приятная она".

О Нурсултане Назарбаеве Жолдасбеков говорил иначе. Он сказал, что уровень владения государственным языком действующего Президента достаточно высок, и даже предположил, что, учитывая, что Лидер нации уже в четвертый раз успешно сдает этот экзамен, можно было бы подумать и о том, чтобы проставлять ему экзамен "автоматом".

А еще Жолдасбеков сообщил журналистам, что имел небольшую беседу с Назарбаевым. Рассказал ему о самовыдвиженцах, удивился тому, что некоторые из них безработные, и сказал, что хорошо было бы с претендентов спрашивать медицинскую справку. Видимо, у председателя лингвистической комиссии наболело. В одном из интервью журналистам он уже рассказывал о странностях некоторых кандидатов в предыдущей предвыборной кампании. Он надеялся, что в этом году это не повторится, но, кажется, повторилось.

"Они хотя бы попытались"

Список претендентов в кандидаты Центральная избирательная комиссия вывешивает на своем сайте почти каждый день. Время от времени он пополняется новыми фамилиями. Между тем, не совсем понятно, почему в нем до сих пор остаются имена тех, кому официально отказано в регистрации в качестве кандидата по той или иной причине.

Для чего, например, в нем числятся два товарища, работающие в одной организации - один водителем, другой инженером-строителем? Ведь им четко дали понять: что вы, господа, не подходите, потому что не отвечаете требованию Конституции, согласно которому президенту должно быть не менее 40 лет. Зачем эти граждане решили пойти на выборы? Должна же быть какая-то причина. Кто знает, возможно, они руководствовались железным аргументом персонажа фильма "Пролетая над гнездом кукушки": "Я хотя бы попытался".

Не совсем понятно, для чего в списке значатся претенденты, которым отказано в регистрации в связи с тем, что они не смогли пройти экзамен на свободное владение государственным языком? Таких, кстати, большинство. Председатель лингвистической комиссии Мырзатай Жолдасбеков почти каждый день вынужден выносить неутешительный вердикт тому или иному экзаменуемому. Причем порой он дает чуть ли не развернутый анализ ответам претендента. Свои замечания Жолдасбеков часто подкрепляет фразой:"Это же будущие президенты сдают...".

Иногда лингвистическая комиссия, кажется, даже пытается залезть в голову претенденту. "Разговорным владеет неплохо, но все равно, я должен прямо сказать, что он мыслит по-русски, а пишет по-казахски", - говорил глава комиссии об одном претенденте, не сдавшем экзамен. Продолжая свой приговор, Жолдасбеков добавил, что этот претендент в своем заявлении на государственном языке написал, что является гражданином другой страны. Из-за этого Центризбирком даже направил соответствующий запрос в МВД, чтобы перепроверить эту информацию. Сам претендент потом демонстрировал телеканалам свое удостоверение личности гражданина Казахстана, заявляя, что он уже 49 лет им является. Так или иначе, но ему в регистрации было отказано.

Примечательно, но все эти случаи отказа в регистрации являются как бы демонстрацией работы одной и той же нормы - второго пункта 41 статьи Конституции, где говорится, что "Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет".

Продолжение следует.

Ренат Ташкинбаев

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная