ПОДЕЛИТЬСЯ
29 октября 2018 | 16:36
Здесь будет курорт. Как в поселок возле Борового вкладывают миллиарды тенге
На самом деле поселок Катарколь, который находится неподалеку от Щучинска, уже является курортной зоной. Вокруг местного озера располагаются порядка 16 санаториев и детских оздоровительных центров, или, проще сказать, лагерей. Сейчас из этих объектов функционируют лишь девять. В планах властей преобразить поселок до неузнаваемости. Здесь уже начали прокладывать канализацию, планируют также сделать водопровод, асфальтировать дороги. Местный аким считает, что часть туристов из Борового в будущем возьмет на себя Катарколь. Впрочем, пока этот поселок не сильно отличается от других казахстанских деревень - непролазная грязь, брошенные пятиэтажки (речь не идет о месте, где расположены зоны отдыха, там все по-другому). Правда, что у этого места не отнять, так это природной красоты. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На самом деле поселок Катарколь, который находится неподалеку от Щучинска, уже является курортной зоной. Вокруг местного озера располагаются порядка 16 санаториев и детских оздоровительных центров, или, проще сказать, лагерей. Сейчас из этих объектов функционируют лишь девять. В планах властей преобразить поселок до неузнаваемости. Здесь уже начали прокладывать канализацию, планируют также сделать водопровод, асфальтировать дороги. Местный аким считает, что часть туристов из Борового в будущем возьмет на себя Катарколь. Впрочем, пока этот поселок не сильно отличается от других казахстанских деревень - непролазная грязь, брошенные пятиэтажки (речь не идет о месте, где расположены зоны отдыха, там все по-другому). Правда, что у этого места не отнять, так это природной красоты. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
При въезде в поселок нас встречают две каменные статуи - юноши и девушки - возле местного сельскохозяйственного колледжа. На здании заметна надпись "1965 год".
Также мы обращаем внимание на стелу, увенчанную серпом и молотом.
По центральной дороге проезжает телега с лошадью. На доме название улицы - Ленина.
Здесь же в центре демонтируют полуразрушенное здание. Как оказалось, это бывший дом культуры.
На развалинах виднеется надпись "Лицо акима".
Стоит немного отступить от главной дороги, как тут же оказываешься посреди непролазной грязи.
Местные жители к такому бездорожью приноровились, а мы по не знанию свернули не туда и застряли.
"Помочь?" - предложил отзывчивый парень и через пару минут на своем авто вызволил нас из трясины.
"Здесь-то еще более-менее, а на другие улицы вам лучше вообще не заезжать. Застрянете", - предупреждает мужчина.
На самом деле, такая грязь в Катарколе была не всегда. А появилась она после того, как начали прокладывать канализационные трубы.
То, что в поселке будет своя канализация, у местных жителей никаких претензий не вызывает, но между тем, видя всю эту грязь, они не сильно-то и радуются, что к ним идет благоустройство. Впрочем, их можно понять, ведь как таковой дороги уже нет, а проект строительства канализации еще не закончен.
Через всю эту грязь к адресатам пробирается местный почтальон. Поселок она обходит пешком. Сегодня нужно занести жителям несколько новых писем и стопку газет.
А вообще в ходу у катаркольцев вот такое мобильное транспортное средство.
"Перекопали все дороги, невозможно ездить, вон грязюка какая. Раньше здесь все хорошо было, засыпано аккуратно, но все перекопали. Там на нижних улицах вообще ловить нечего - яма на яме", - рассказывает один из местных жителей Владимир.
Вместе с супругой Людмилой он занимается чисткой поселка - они косят траву, убирают мусор. За это получают около 50 тысяч тенге. Но помимо этого, Владимир пытается еще зарабатывать перевозкой грузов на своем агрегате (нижнее фото).
"В день я на нем зарабатываю самое малое три тысячи, это когда неохота куда-то ездить. А так 15-18 тысяч в день я зарабатываю на нем. Где траву увезти, где кому-то мебель перевезти, дрова привезти, вот четыре рейса привезу, и уже машина дров", - говорит Владимир.
Вообще жизнь в Катарколе ему нравится. Говорит, пробовал жить в городе Щучинске, что поблизости, но вернулся обратно в село.
"Перебирались, три месяца там пожили, опять сюда вернулись. Ну там невыносимо", - говорит он.
"В городе не очень, здесь лучше", - соглашается его жена. "Вот сестра моя хочет тоже сюда переехать, сейчас дом подыщем, приедет и здесь будет жить. Здесь работы хватает. Мы в городе жили, там вообще ничего нет, а здесь есть. Да и воздух здесь лучше, и озеро рядом, вот прямо возле озера и живем. Мне нравится лично", - отмечает Владимир.
Они говорят, что из их поселка мало кто уезжает, в основном, наоборот, сюда приезжают. Люди покупают старые дома и восстанавливают их.
Вот и аким Катаркольского сельского округа Бурабайского района Мереке Кусаинов говорит, что в их поселке сейчас нет пустующих домов.
"У нас пустых домов нет. Лет пять назад массово уезжали люди в Германию, в Россию, но сейчас такой тенденции нет, пустых домов нет в Катарколе. Спрос есть на жилье. Например, дома в пределах 10 миллионов стоят, есть за 15 миллионов. Там, где две комнатки, - 5-6 миллионов. Так что люди приезжают. А если кто-то и уезжает, то другие заезжают в этот дом", - говорит Кусаинов.
"У нас очень много приезжих людей. Есть шахтеры из Караганды, пожилые люди, природу нашу вы видели, они приезжают в наш регион, чтобы дальше жить, переезжают, так сказать, сюда", - отмечает аким.
За крышами частных домов возвышаются две пятиэтажки без окон и дверей. Как выяснилось, дома эти нежилые.
Рядом с пустующими коробками пасется скот. Как рассказал аким, в советское время эти дома поддерживало одно из предприятий Степногорска.
"В связи распадом того строя эти заводы, большие гиганты ушли, а новое руководство сочло, что эти дома им не нужны, содержать же надо было их. Люди, которые жили в этих двух пятиэтажках, постепенно кто куда перешли. Вот такая история", - рассказывает Мереке Сапарбекович.
Он говорит, что лет семь назад была попытка восстановить эти дома, но она не удалась. Скорее всего, пятиэтажки придется разобрать. "Есть ЖСК "Орбита" и они говорят, что будут разбирать дом и собственникам выплачивать долю в денежном выражении", - отмечает аким.
"Этот дом уже давно расселен. Мы раньше в нем жили, в этом доме, ну а потом все разрушилось в 90-х годах и все - кто куда. Мы, вот, пристроились в этом домике", - говорят Николай и Людмила Богдановы.
Их теперешний дом расположен прямо перед той самой нежилой пятиэтажкой, где они когда-то жили.
"Пятиэтажка была полностью благоустроенная, газифицированная. Ну а потом дом перестали финансировать, сначала котельную отключили, люди стали замерзать, потом стало все валиться, сыпаться, воду отключили, и все стали съезжать", - отмечают Богдановы.
К слову сказать, эти два дома-призрака расположены в очень живописном месте. Фактически возле леса.
Богдановым нравится в поселке и уезжать они отсюда не собираются.
"В целом хорошо, мы довольны. Здесь курорт. И многих людей это и держит, что здесь природа. Город рядом, цены не сказать, что большие такие, в достатке все", - говорят они.
"Вот только дороги все перекопали, очень тяжело. Здесь асфальт еще с советских времен был, и во всяком случае мы проходили тут в туфлях. А сейчас приходится ноги ломать, все понарыли, везде глина, выйти невозможно, даже в город собираемся, надо обувь мыть, чтобы в люди выйти. Ко многим домам вообще нет подъезда, люди не могут дрова привезти, слякоть, машина увязает", - говорят Николай и Людмила.
"Нам сказали: вам же хорошо, для вас делается. Сначала канализацию, потом будут воду проводить, а потом будут полностью весь совхоз асфальтировать. Здесь вроде бы обещали курортные дома поставить на берегу озера, почистить, большой план, но будет ли он. Благие намерения, но понакопали и теперь оно проваливается все", - рассуждают Богдановы.
"Грязь - это как раз последствия водоотведения, которое до сих пор не доделали, оно переходит на 2019 год. Речь идет о канализации. Этот вопрос мы очень много поднимали, писали, приезжало телевидение. Но вы сами знаете, когда вот такая работа ведется, то необходимо года три-четыре, чтобы вот это все уплотнилось. На следующий год большой проект по реконструкции водоснабжения на 2 миллиарда 700 тысяч. Получается, если по одной стороне улицы идет водоотведение, то параллельно на противоположной стороне со следующего года у нас начнется реконструкция водопровода. Вот и представьте себе", - комментирует ситуацию с грязью аким.
"В прошлом году, когда начинали работу, я людям объяснял, что надо терпеть лет 5-6 нам. В конечном итоге есть еще проектно-сметная документация строительства и реконструкции улиц на 12 километров. Это асфальтирование, тротуары и освещение. То есть это будет после того, как закончатся работы по канализации и водоотведению", - поясняет аким Катаркольского сельского округа.
Он рассказал, что его поселок входит в Щучинско-Боровскую курортную зону, и сюда уже с недавних пор пошли большие вложения.
"С прошлого года программа заработала, миллиардные суммы, это канализация внутри села - 635 миллионов тенге, коллектор вокруг села - 2,5 миллиарда тенге. Разработана проектно-сметная документация строительства и реконструкции автомобильной дороги Катарколь - Боровое, напрямую 20 километров. Конечно, с вводом этой дороги отдыхающие пойдут в нашу сторону, ведь Боровое и так у нас уже перенасыщено", - делится планами аким Мереке Сапарбекович.
По его словам, всего в курортную зону входят шесть направлений. "Мы в тройке, то есть Боровое, Щучинск и Катарколь. У нас направление - конно-спортивное развитие, и в этом направлении и бизнес пойдет, конечно. А если бизнес к нам пойдет, то и рабочие места будут", - надеется аким.
А еще он надеется, что в поселке когда-нибудь заработают все санатории и детские оздоровительные центры, или, проще говоря, лагеря. Тогда, говорит он, можно будет дать работу очень многим людям. Всего вдоль озера расположено 16 центров и санаториев. Из них на сегодняшний день функционируют только девять. О том, что стало с одним из таких детских лагерей, читайте в ближайшее время на Tengrinews.kz.
Мы уже выезжали из поселка, когда увидели местного жителя, который пас баранов. Фотограф остановился, чтобы сделать несколько снимков.
Мужчину зовут Валера, он оказался очень общительным. Всю жизнь он прожил в этом поселке, был пастухом, а сейчас работает сторожем в местном колледже.
Мы поинтересовались у него, был ли он когда-нибудь в катаркольских санаториях, оздоровительных центрах или на базах отдыха. "Зачем нам там бывать, когда мы и так сами на курорте живем", - с улыбкой ответил он.
Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также