ПОДЕЛИТЬСЯ
25 октября 2017 | 13:00
"Часто спрашивают, почему в слове "Агадырь" перевернута буква "Ю". О латинице в казахских селах
Представьте историю: журналист российского телеканала, оказавшийся в сарыаркинских степях, встречает семью, которая рассказывает ему о том, как их десять лет держат в рабстве. Мужчина принимает решение во что бы то ни стало вызволить этих людей. Отвозит их подальше и передает под защиту полицейских. В село приезжает большая проверка и, как говорится, поднимает всех на уши, а как иначе, ведь о спасенных "рабах" сообщают российские и казахстанские СМИ. Но позже правоохранительные органы дадут официальный ответ: факт рабства не подтвердился. Этот случай произошел в местечке неподалеку от поселка Агадырь. Поэтому, когда аким этого населенного пункта узнал, что приехали журналисты из Астаны, он не на шутку встревожился, как бы снова не произошло какого-то недопонимания. О том, как живут люди в Агадыре, о его истории и "латинском" названии, сохранившемся с прошлого века, - в репортаже Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Представьте историю: журналист российского телеканала, оказавшийся в сарыаркинских степях, встречает семью, которая рассказывает ему о том, как их десять лет держат в рабстве. Мужчина принимает решение во что бы то ни стало вызволить этих людей. Отвозит их подальше и передает под защиту полицейских. В село приезжает большая проверка и, как говорится, поднимает всех на уши, а как иначе, ведь о спасенных "рабах" сообщают российские и казахстанские СМИ. Но позже правоохранительные органы дадут официальный ответ: факт рабства не подтвердился. Этот случай произошел в местечке неподалеку от поселка Агадырь. Поэтому, когда аким этого населенного пункта узнал, что приехали журналисты из Астаны, он не на шутку встревожился, как бы снова не произошло какого-то недопонимания. О том, как живут люди в Агадыре, о его истории и "латинском" названии, сохранившемся с прошлого века, - в репортаже Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
Пессимистичная надпись "Вешайтесь" на нежилой пятиэтажке может создать впечатление, что жизнь в Агадыре напрочь остановилась. Но это впечатление обманчивое хотя бы потому, что вот этот дом, как нам сказали, в скором времени планируется восстановить и заселить в него людей по госпрограмме.
Сельчане, а особенно молодежь, замечают позитивные изменения в поселке. Теперь вот и здесь есть модная надпись, возле которой можно делать бесконечные селфи.
Школьники, говоря о достопримечательностях, все как один указывают на новый спортивный комплекс, где есть много секций и даже бассейн.
Этот объект построил за свой счет казахстанский бизнесмен Нурлан Смагулов, считающий Агадырь своей малой родиной.
Еще одна гордость, которую здесь считают нужным показать гостям, - новый детский сад. Говорят, он появился по настоянию Серика Ахметова, когда тот был акимом Карагандинской области.
Когда-то Агадырь, как любят выражаться сельчане, гремел, то есть всего здесь было много и вдоволь. Жизнь, как говорят они, кипела. Это был поселок городского типа. Постепенно после распада СССР Агадырь из райцентра превратился в село, по главной улице которого мирно гуляют коровы.
Сам поселок основан в 1937 году в связи со строительством направления Караганда - Балхаш и, по сути, все село исторически было, так сказать, завязано на железной дороге.
Ж/д-станция и по сей день является местом работы для большинства агадырцев.
Причем не обязательно для железнодорожников.
Эти тележки - передвижные торговые точки.
Местные жители на протяжении многих лет в прямом смысле кормят пассажиров. Вот к прибывающему поезду идет Валентина Николаевна. Она несет на продажу горячие блины и другую выпечку.
После того как все пирожки распроданы, пенсионерка рассказывает нам о том, как ей живется в поселке. "Я видела Агадырь разным: видела его хорошим, видела его разрушенным и вижу, дай бог, восстанавливающимся", - говорит женщина, приводя в пример все те же новые спортшколу и садик.
На вокзале она торгует уже 27 лет и уверяет, что за счет этого дела в Агадыре многие не только себя кормят, но и даже обучают своих детей. "У нас многие и студентов, так сказать, учат вокзалом. Бывают проблемы, говорят, мол, уберем вас отсюда, и тогда уже мы начинаем возмущаться, что это наш кусок хлеба..." - отмечает баба Валя.
"Некоторые говорят: "Ой, стыдно на вокзал идти". Я говорю, что никакой труд не считаю постыдным, это мой труд, я стою, я пеку. Конечно, если ты лежишь до 12 дня, вот так рука за голову, то тебе никто ничего не принесет: идите работайте. Они отвечают: "Ой, у меня ведь образование". А я им: "Ну и что, у меня тоже есть образование, я закончила кооперативный техникум в Бишкеке, я товаровед по специальности, я не стесняюсь, что я хожу. Главное, что мне люди говорят спасибо, вкусно, и я этому благодарна", - делится своими мыслями женщина.
"Я когда уезжаю к старшей дочери в Россию, то меня хватает на неделю, и я сразу же лечу домой в Агадырь, как будто я здесь век не была. Даже когда к младшей уезжаю в Караганду, то я там три дня и все, домой, в Агадырь. Она мне говорит: "Мама, ну сиди, все же есть". Нет, я домой, в Агадырь, все, больше мне ничего не надо, уже настолько он мне родной. Я люблю свой Казахстан и Агадырь", - признается женщина.
В поселке еще много двухэтажек - это одни из первых домов Агадыря. Несмотря на внешний вид фасада, жильцы очень хвалят свои квартиры.
Строили, говорят они, эти дома на совесть.
"Они стоят 80 лет, а если сделать хороший ремонт, то они еще 180 простоят", - уверяют люди.
Одну из таких ветхих двухэтажек было решено снести. Очевидцы уверяют, что для этого пришлось применить много усилий - настолько прочными оказались дома.
Единственная трудность, говорит местная жительница Роза Мынбаева, в том, что приходится топить печку. "Когда-то у нас была центральная котельная, потом все это разрушили. Сейчас каждый топит печку углем", - отмечает она.
"У нас ведь узловая станция, был поселок городского типа, районный центр, а потом уже райцентр перенесли. Теперь у нас как станция. Как раньше говорили: к совхозу идем. А так вообще у нас было хорошо, конечно, особенно когда районный центр был", - говорит женщина.
О былом величии поселка и славных временах рассказывают и учителя-пенсионеры местной школы.
Учитель географии Рымкеш Мартыкенова об Агадыре знает все. "По одной версии название Агадырь связано с тем, что здесь росла белая ковыль, по другой - так село названо из-за солончаков, которые придавали белый цвет земле", - говорит она.
Но чаще всего учеников интересует надпись на вокзале Агадыря.
"Дети всегда говорят: "А почему в слове Агадырь перевернута буква "Ю"? Это на латинском языке, на момент основания поселка еще была латиница", - поясняет Рымкеш Асанхановна.
Учителя очень гордятся местной школой, которая носит имя космонавта Юрия Гагарина.
Здесь даже есть мини-музей, посвященный этому человеку.
"Когда-то мы переписывались с мамой Гагарина, она была так рада, что в маленьком казахстанском поселке школа названа в честь ее сына", - вспоминает учитель.
А еще преподаватели очень гордятся тем, что их поселок многонациональный.
"Мне нравится наша школа, потому что здесь разные национальности: вот чуваш сидит, вот азербайджанец, есть украинка", - вызвался прокомментировать ситуацию один из школьников.
"У нас дети даже в русских классах очень хорошо владеют казахским языком, и общение очень хорошее идет", - уверяют учителя.
На вопрос, чем займутся после школы, ребята отвечают по-разному, но большинство говорят, что поедут учиться в Караганду.
Например, этот парень хочет овладеть профессией повара. Пока ассортимент блюд, которые он умеет готовить, небогатый - коронным блюдом считает яичницу с помидорами.
Многие из ребят после учебы в Караганде планируют вернуться в родной Агадырь. Кто-то даже хочет открыть свое кафе.
Кстати, насчет заведений. На фото - перекус в одном из небольших кафе Агадыря: чай с коржиком и сосиской в тесте.
Но больше всего нас привлек аромат горячего хлеба, который делают в местной пекарне.
Булка хлеба - 75 тенге.
Владельцы этой пекарни планируют расширять свое производство. Они решили приобрести новую печь, которая позволит снабжать хлебом еще больше людей. Проверить, как идут дела у предпринимателей, зашел и аким Агадыря Даурен Карсембаев.
Неожиданный визит журналистов его насторожил. Дело в том, что тут еще хорошо помнят "историю про вызволение из рабства".
В прошлом году журналист российского телеканала, оказавшись в сарыаркинских степях, встретил семью, которая рассказала ему о том, что их якобы десять лет держат в рабстве. Мужчина принял решение во что бы то ни стало вызволить этих людей. Отвез их подальше и передал под защиту полицейским. В село приехала большая проверка и, как говорится, подняла всех на уши, а как иначе, ведь о спасенных "рабах" сообщили российские и казахстанские СМИ.
Позже правоохранительные органы дали официальный ответ: факт рабства не подтвердился. Этот случай произошел в местечке неподалеку от поселка Агадырь, которое называется Ортау. Тогда акимом этого аула и был Даурен Карсембаев. Поэтому, когда он узнал, что приехали журналисты из Астаны, он решил с нами обязательно встретиться, чтобы ответить на все вопросы.
"Та женщина, Роза (которая рассказала российскому журналисту, что находится в рабстве - прим. автора), действительно работала на ферме. Я как раз в то время работал в том же месте, этого фермера там все знают. Он построил им дом, баню, как положено. Была проверка и выяснилось, что это они (имеет в виду журналиста - прим. автора) ошиблись. Позже я слышал, что они даже хотели приехать, извиниться, но фермер сказал, что не нужно", - рассказывает аким.
"На самом деле эта женщина у них росла, как полноценный член семьи была. Сейчас она там у фермера работает до сих пор", - рассказывают местные, знакомые с ситуацией. То есть получается, эта женщина вернулась на ферму.
Свой поселок агадырцы любят. Но жалуются на грязь и мусор.
И если грязь - вопрос сложный, то проблема с мусором, считают местные жители, напрямую зависит от граждан.
"Вот, забор поставили в том году, в этом году кто-то уже сломал. Если сами жители так будут делать, тогда никакой аким, каким он бы он ни был хорошим, не поможет", - говорят пенсионеры.
"Пенсии, вот, не хватает. Например, у меня непрерывный стаж 31 год, столько лет проработали, а пенсию получаем минимальную", - вздыхает еще одна пенсионерка, переводя разговор в другую плоскость.
"Конечно, если бы это был районный центр и весь бюджет с прибыли в Агадыре оставался в Агадыре, то было бы хорошо, а у нас все забирает Шетск (имеет в виду районный центр - прим. автора), он восстанавливается, а нам остаются крохи, и мы на эти крохи что-то пытаемся сделать", - рассуждают местные жители.
К станции Агадырь подъезжает поезд.
Торговцы выходят на перрон - у них начинается работа.
Продолжение следует...
Текст Ренат Ташкинбаев, фото Турар Казангапов.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также