1. Главная
  2. Посмотри

Они не встретят Новый год. Казахстанская трагедия

<p><span style="margin: 3px 0px 0px; padding: 0px; box-sizing: border-box; outline: none; display: block; font-style: inherit; font-variant-numeric: inherit; font-variant-east-asian: inherit; font-stretch: inherit; font-size: 17px; line-height: inherit;">Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев</span></p> Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

В этот день не хотелось бы играть словами. Но по какому-то ужасному стечению обстоятельств день 27 декабря 2019 года стал для Казахстана, без всякого преувеличения, черной пятницей. В нелепой авиакатастрофе погибли 12 человек. До любимого многими праздника Нового года остались считанные дни. Но на этот раз кому-то не суждено сесть с родными и близкими за праздничный стол. О судьбе трагического рейса - в фоторепортаже Tengrinews.kz.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Борт авиакомпании Bek Air должен был лететь в Нур-Султан. Казалось, ничто не предвещало беды. Настроение у пилота было приподнятым. В обнародованной позже записи разговоров можно услышать пожелания доброго пути диспетчерам.

"05 правая, 2100, всего хорошего, хорошего дня вам!" - это была последняя фраза пилота.

Далее в международном аэропорту Алматы сообщат, что борт пропал с радаров. 


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Тем временем в социальных сетях стали в большом количестве появляться фото разбившегося самолета Bek Air.  Но официальной информации нет, и многие граждане не знают, воспринимать ли эти ужасные снимки всерьез.


Фото REUTERS

И вот, наконец, в профильном ведомстве (Министерстве индустрии и инфраструктурного развития) дают первые данные о крушении. 


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

"27 декабря 2019 года в 07:22 рейс № Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы - Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Незамедлительно начались спасательные работы, возгорания не произошло", - сообщают в министерстве.


Фото REUTERS

Спустя еще время происходит то, чего боялись: появляется первая неуверенная информация о погибших. 


Фото REUTERS

Как часто бывает в таких случаях, цифры о пострадавших и жертвах сначала даются неточные. Но пройдет время и во всех СМИ появятся данные МВД:  из 98 человек 12 погибли, 49 пострадали.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Далее в Казахстане до выяснения причин приостанавливают полеты всех самолетов типа Fokker 100.

Вице-премьер лично собирает пресс-конференцию. Вроде бы говорит все по делу, но вроде как чересчур мудрено, и чтобы понять, что все-таки произошло, нужно перечитать его речь как минимум дважды.

"Сегодня нами на взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой частью воздушного судна с интервалом в 300-400 метров. Затем воздушное судно развернуло вправо по окончании полосы, шасси уже к этому времени были убраны, судно пыталось взлететь. Как вы видели, оно столкнулось с забором, в доме никого не было. Судно было разбито на две части, в основном погибли пассажиры, которые были в носовой части", - говорит Роман Скляр.

МИИР публикует список пассажиров. Оказывается, на борту было трое младенцев. Соцсети облетает видео, на котором видно, как полицейский выносит с места трагедии ребенка.

Позже выясняется, что на самолете летели родители малыша и трое братьев. Все они в больнице. 


Фото REUTERS

"В 07:05 самолет уже должен был подняться в воздух. Но почему-то в этот раз задержали. Когда нам разъясняли правила безопасности, я дремала. Я не спала всю ночь, потому что думала, что опоздаю. Проснулась, когда самолет начал набирать высоту. Оказывается, самолет уже два раза поднимался и терял высоту. Потом был страшный звук - то ли двигатель, то ли еще что-то. Самолет криво летел. Все было как в кино: вопли, крики, плач людей. Я не могу все это описывать, страшно очень. Потом удар, грохот, и прямо передо мной железяка какая-то закрыла - выхода не было", - рассказала выжившая пассажирка Bek Air.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

По словам другой пассажирки Марал Ерман, многие люди на борту не могли понять, что происходит. "Когда пришла в себя, смотрю, передо мной все закрыто. Я сидела на месте у крыла самолета. Стюард нам открыл выход, и мы вышли. Тогда мы с пассажирами и увидели, что самолет разделился пополам", - рассказала пассажирка.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

МВД приступило к расследованию (статья "Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта").

"Создана следственно-оперативная группа из числа опытных следователей, криминалистов - сотрудников центрального аппарата МВД, департаментов полиции на транспорте, Алматы и Алматинской области, а также КЧС МВД", - доложат в ведомстве.

 
Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Позже Президент Касым-Жомарт Токаев проведет совещание и поручит проверить все авиакомпании.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

"В различные медицинские учреждения Алматы госпитализировано 49 человек, из них 18 - в тяжелом состоянии, остальным оказывается медицинская и психологическая помощь. По телефонам горячей линии поступило 603 звонка. Спасательные работы продолжаются", - дают сводку в МВД.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Список погибших:

1. Николай Асташов, 1971 года рождения.
2. Рустем Кайдаров, 1940 года рождения.
3. Бауыржан Калиев, 1974 года рождения.
4. Базархан Карибаева, 1974 года рождения.
5. Марат Муратбаев, 1961 года рождения.
6. Абай Нурбеков, 1986 года рождения.
7. Арман Исина.
8. Сания Аманжол.
9. Дана Круглова, 1984 года рождения.
10. Каирхан Туматов, 1955 года рождения.
11. Валерий Ануфриев.
12. Имина Оспанова, 1963 года рождения.


Фото REUTERS

Среди погибших - командир воздушного судна Марат Муратбаев, врач из Нур-Султана Арман Исина, председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров, а еще наша коллега - журналист, выпускающий редактор портала Informburo.kz Дана Круглова. Она вылетела этим рейсом в столицу, хотела встретить Новый год с родными. К сожалению, этого не случилось.

Коллеги Даны опубликовали реквизиты ее мамы. Сообщаем номер банковской карты матери Даны Жанаткул Жалмагамбетовой:

Halyk Bank – 4390 8782 6828 3016. ZHANATKUL ZHALMAGAMBETOVA.


Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Позже обнародуют запись переговоров с бортом Bek Air.

Диспетчер несколько раз безуспешно запрашивал взлетевший борт:

"БекЭйр 2100, Алматы-Вышка"...

"БекЭйр 2100, Алматы-Вышка"...

"БекЭйр 2100, Алматы-Круг"...

После нескольких попыток связаться с пилотами диспетчер предупреждает летчиков в другом лайнере:

"Astana 671, мы не знаем, где находится Fokker 100".

Затем прозвучал сигнал тревоги. Рейс 2100 не долетел до Нур-Султана. В числе пострадавших значились имена 23 человек. Их развезли по трем больницам. Было объявлено о необходимости донорской крови. Алматинцы без малейшего промедления ринулись сдавать кровь - центры по сбору были переполнены. Образовались огромные очереди. Люди хотели хоть как-то помочь, оказать поддержку. Позже им скажут: крови достаточно, все больницы ею обеспечены, и попросят не создавать ажиотаж.

Некоторые люди, чтобы выразить сочувствие, пришли в аэропорт с цветами почтить погибших.

Основными версиями авиакатастрофы называют ошибку пилота и техническую неисправность самолета. 28 декабря в Казахстане объявлен днем общенационального траура.


Фото REUTERS

Это - один из самых популярных рейсов у казахстанцев. Ежедневно тысячи людей летают в столицу из Алматы.