18 марта 2021 | 07:22

"Здесь восходит солнце". Жители поселка Заря Востока о жизни рядом с барахолкой

Фото: Алихан Сариев

Жители бывшего поселка Заря Востока уже давно привыкли к городскому шуму, воскресным пробкам, запаху горячих лепешек и шашлыка. Буквально в нескольких метрах от их домов находится знаменитая барахолка. Сейчас она, безусловно, видоизменилась, появились крытые рынки, и здесь уже не снуют так часто торговцы с тележками, нет прежней суеты, но это место по-прежнему привлекает сотни людей, местные приезжают сюда за дешевым товаром, а у иностранцев это еще одна точка на карте достопримечательностей Алматы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Жители бывшего поселка Заря Востока уже давно привыкли к городскому шуму, воскресным пробкам, запаху горячих лепешек и шашлыка. Буквально в нескольких метрах от их домов находится знаменитая барахолка. Сейчас она, безусловно, видоизменилась, появились крытые рынки, и здесь уже не снуют так часто торговцы с тележками, нет прежней суеты, но это место по-прежнему привлекает сотни людей, местные приезжают сюда за дешевым товаром, а у иностранцев это еще одна точка на карте достопримечательностей Алматы.

Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в поселке, который сейчас называется микрорайон Шапагат и относится к Алатауском району, поговорили с его жителями и выяснили, что когда-то это было одно из самых чистых мест города: вокруг были разбиты сады, повсюду росли апорт и лимонка, воду сельчане пили из арыка, а в город ходили только пешком. 

В поселок Заря Востока (в репортаже мы будем называть его поселком и упоминать старое, уже привычное всем название) мы въехали не без труда, здесь все перекопано, судя по всему, когда-то тут сняли асфальт, а постелить новый забыли. Эксперименты с дорогами начались так давно, что местные жители уже и не помнят, когда в последний раз спокойно гуляли по улицам. Видим, как особенно непросто приходится мамочкам с колясками и велосипедистам.  

Поначалу складывается впечатление, что здесь живут одни предприниматели. Чего тут только нет: и хостел, и баня, и салоны красоты, и массаж. Вот, например, этот дом принадлежит, очевидно, очень предприимчивому хозяину. 

На продажу жители вяжут веники, стоимость одной штуки - около 700 тенге. 

Здесь мы знакомимся с нашим первым героем. Он как раз в этот момент вышел на улицу, видимо, зазывать клиентов. Мужчина соглашается пообщаться с нами, а вот лицо просит не показывать. Маулен переехал сюда 15 лет назад из Китая, там работал на базаре, зарабатывал до двух тысяч юаней в месяц (по курсу тех лет это около 35 тысяч тенге). Говорит, что любит Казахстан, здесь у него своя парикмахерская, но клиентов уже год как нет. Хотя, на наш взгляд, вывеска у него вполне креативная. 

А мы идем дальше и радуемся, что мусор в поселке где попало не лежит. Жители аккуратно вывешивают его в пакетах.

А еще замечаем, что в этих окрестностях явно живут романтики и философы. 

Дома выглядят довольно контрастно. Вот, к примеру, стоит большой симпатичный дом, а в двух метрах от него - заброшенная хибара. 

Как и в других районах Алматы, о которых мы писали раньше (например, о Татарке), здесь сохранились еще старые названия улиц. 

Соседство с барахолкой дает о себе знать. Как заезжаешь в этот район, чувствуешь весьма специфический запах, это смесь еды, бензина, дыма и много чего еще. 

Одно из самых популярных лакомств здесь - это горячая лепешка. Мы и сами не удержались от соблазна и тоже ее попробовали. Продавец Карина рассказала нам, что сейчас клиенты приходят каждый день, и среди них есть постоянные, а вот зимой было туго. Помимо лепешек, она торгует самсой, молоком, курицей. В очень хорошие дни удается заработать до 70 тысяч тенге. Сама девушка еще работает учителем, и она попросила ее не фотографировать. Увлекательный процесс изготовления лепешек мы подглядели у ее соседа. 

Чуть подальше замечаем несколько микроавтобусов. Вспоминается, как раньше из города до барахолки ходили автобусы непрезентабельного вида, из окон которых на каждой остановке выглядывал голосистый молодой человек и кричал: "Оптовка! Барахолка!" Этот парень, наверное, мог состояться где-нибудь в оперном искусстве.

Подходим к месту, где кучкуются таксисты. Знакомимся с одним из них, его зовут Сарап, на этом пятачке он работает больше 30 лет, можно сказать, местная легенда. Ездит по маршруту Барахолка - Каскелен, в день, если повезет, совершает два рейса. "Я всю жизнь работаю шофером, а здесь начинал, когда еще барахолка только-только появилась. Работа вообще интересная, с кем-то и поругаешься, с кем-то подружишься, дорогая долгая, одни говорят, быстро не езжай, другие, давай быстрей, не останавливайся, оттуда уже еду пустым". 

Мы спрашиваем, сколько зарабатывают таксисты. "Масло иногда кушаем, а икру не видим, - шутят мужчины. - А если серьезно, то в день максимум выходит около 8 тысяч тенге. Маршрут нам дает автопарк, а машины наши, если простаиваем, то никто ничего не выплачивает. Привез, увез, потом на солярку надо оставить, отложить план для парка, до коронавируса он был 50 тысяч тенге, сейчас немного скинули. В месяц получается чистыми тысяч 80, и то, бывает, и этого не видать. Вот у одного из нас машина сломалась, больше месяца стоял, так у него даже на хлеб денег не было, пришлось ему из дома последний металлолом выносить, сдавать". 

Что касается местных жителей, то для многих источником заработка стала барахолка. Вот, к примеру, наша следующая героиня Татьяна переехала сюда еще в 60-х годах, поначалу, когда здесь еще был совхоз, работала на овощной базе, а потом больше 10 лет торговала носками и перчатками на барахолке, сейчас она на пенсии. 

Проходим чуть дальше и знакомимся с еще одним старожилом - Ахмедом Мамедьяровым, ему 85 лет, а поселку, по его рассказам, в этом году 88 лет. "Сперва здесь командовали донские казаки, это сто лет назад было, а потом начался колхоз, их отсюда начали вытуривать и всю землю отдали колхозу. Тогда пять-шесть артелей вошли в коллективное хозяйство, и назвали его "Заря Востока", из улиц были только центральные, остальное все потом достроили. 

Здесь поля были, каждому, кто вступал в колхоз, землю давали, по 25 соток. Там чуть подальше сады цвели, выращивали клубнику, малину, лимонку, апорт. А ведь вы же уже и не знаете, что такое апорт! Тогда это был очень чистый район, редиску сеяли, лук, помидоры вот такие были (показывает руками)! Прям с куста сорвешь, вытрешь халатом и ешь, и все здоровые были, а сейчас помидоры жесткие. Воду из арыка пили, зимой она замерзала, лед отломил и грызешь, а она с плодоконсервного комбината шла, там и люди купались, но пока до нас доходила, фильтровалась, даже рыба в ней водилась. 

Помню, воду тянули с Ташкентской-Розыбакиева. Как колхоз открылся, надо ж было как-то поля поливать. А проспекта Рыскулова не было, это где-то в конце 1950-х начали Рыскулова пробивать и Северное кольцо пробили.

До этого мы ходили пешком, были те, кто с аэродрома шел, а кто на ишачьей телеге, такси сюда не заезжали. А печку, знаете, чем топили? Угля не было, дров тоже, коровий навоз собирали и топили, он был как уголь, положишь - и всю ночь топится. За хлебом на Кунаева ходили, там хлебозавод был, идешь туда пешком, через трамваи, хорошо, если возьмешь, а если нет, в очереди стоишь, ночуешь. Так наша мать после войны нас четверых выкормила, холод, голод, а вы сейчас выкормите четверых?

После войны колхоз поднимать надо было, но населения было мало, с войны оставались один-три человека, в основном работали женщины, они на полях, на лошадях, пшеницу косили, молотили. А с фронта пришел старик, то рука у него не действует, то нога. На Бурундае есть кладбище, так вот там раньше были наши хлебные поля. Мать туда ходила с серпом, пшеницу косила, а мы завязки делали, а днем нельзя завязку делать, жара, пшеница сыплется, вечером на телегу грузим и привозим на стан большой, где молотилка будет молотить, комбайнов ведь в то время не было. И так 40 гектаров за три дня убирали. А с 1960-х годов колхоза здесь не стало, появился совхоз. Вот я 50 лет и проработал шофером в этом колхозе и совхозе. 

В середине 1990-х начали отдавать землю тем, у кого есть деньги, люди пошли на барахолку работать, заводов и фабрик не осталось.

А барахолка, что о ней говорить, эти спекулянты вчера-позавчера появились, в 1991 году, говорят. Дочка, дома сейчас у меня все условия, душ, туалет, но так не хватает воды из того самого арыка, не хватает детства. Раньше посеешь что-то на своем поле, пойдешь, на базаре продашь, булки три купишь, уже не умрешь, а сейчас дом на дом построили, ничего нет, сидим голые, если квартирантов пустишь, то налоговая придет, корову тоже нельзя держать, считается, что это территория городская. 

Что тут есть? Ну театра у нас нет (смеется), поликлиника, очень маленькая, да школы две. А вы сходите на кладбище наше, там мы памятник поставили воинам, тем, кто жил в этом поселке и погиб на войне. Из 100 человек 87 не вернулись. Мой отец уехал на фронт, он в Воронеже пропал, и если б этот город признали героическим, наши б родители носили имя героя". 

Уже прощаясь, мы решили поинтересоваться, почему поселок назвали Зарей Востока.

"Раньше хотели назвать Биянху, хотели Масанчи, но все ведь тогда решал райком. Когда все собрались и начали предлагать много разных названий, шли споры. И тут один человек встал за трибуну и говорит: не надо никакие имена ставить, вон, видите, заря, а это восток. Это ведь то самое место, откуда солнце встает, это заря востока!"

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная