"Поколение, выросшее на заднем сиденье" - так называют людей, которые привыкли полагаться на помощь родителей и не могут обойтись без нее. Они не способны самостоятельно передвигаться, к примеру, на общественном транспорте. До какого возраста ребенка нужно возить в автомобиле и когда он уже может ездить сам? Корреспондент Tengri Life узнала мнения экспертов по этому вопросу.
"Поколение, выросшее на заднем сиденье" - так называют людей, которые привыкли полагаться на помощь родителей и не могут обойтись без нее. Они не способны самостоятельно передвигаться, к примеру, на общественном транспорте. До какого возраста ребенка нужно возить в автомобиле и когда он уже может ездить сам? Корреспондент Tengri Life узнала мнения экспертов по этому вопросу.
Что означает термин Backseat generation
Фразу Backseat generation за последние годы использовали в своих публикациях несколько иностранных медиа. Кэтрин Колон, автор одной из статей, считает, что воспитывать "поколение, сидящее на заднем сиденье", - задача не из легких. Однако, по ее мнению, чаще всего проблема кроется в тревожных родителях.
Они отвозят детей в школу на автомобиле, несмотря на то что существуют велосипедные и пешеходные дорожки. Это снижает мобильность детей и способствует ухудшению экологической обстановки в городах из-за выбросов автомобилей.
"Наши дети стали слишком сильно зависеть от нас. Они слишком много времени проводят в автомобилях родителей, теряя свою независимость. Но так не должно продолжаться", - считает Кэтрин Конлон.
Она называет "поколением задних сидений" детей, которых повсюду сопровождают взрослые. В первую очередь эти дети занимаются тем, что им предлагают взрослые, а не тем, чем они хотят заниматься сами.
С увеличением количества быстро движущихся и припаркованных автомобилей вдоль улиц исчезли детские игровые площадки, считают иностранные эксперты.
Дети, сидящие дома
Доктор Лиа Карстен, адъюнкт-профессор Амстердамского университета, выделяет две группы: "дети, живущие в помещении", и "дети поколения, сидящего на заднем сиденье". По ее мнению, сидя дома, ребенок больше времени проводит за экраном электронных устройств, испытывая виртуальные, а не реальные впечатления.
Карстен считает, что "дети, сидящие дома", обычно относятся к малообеспеченным семьям, живущим в районах с развитой автомобильной инфраструктурой. У них нет возможности организовать свой досуг и заполнить свободное время мероприятиями.
"При строительстве городов, где ограничивается свобода передвижения детей, возникает социальная изоляция, которая может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье детей в долгосрочной перспективе", - отмечает адъюнкт-профессор.
А "поколение задних сидений" повсюду сопровождают взрослые. Их пространственно-временное поведение в основном определяется взрослыми. К этому поколению относятся в основном дети из среднего класса. Они постоянно заняты: ходят из дома в школу, с футбола - на уроки музыки, а оттуда - на плавание и так далее.
"Раньше считалось, что эта возрастная группа отличается крепким здоровьем и выносливостью, однако теперь мы понимаем, что они нуждаются в постоянном внимании и контроле. За несколько поколений их способность свободно передвигаться по улицам значительно снизилась, а у многих она и вовсе исчезла", - полагает эксперт.
Многие современные дети находятся под таким строгим контролем и считаются настолько уязвимыми, что в их жизни практически нет места для риска. Из-за этого дети упускают возможность научиться оценивать опасность и преодолевать трудности, считают исследователи.
Многие подростки проводят свои лучшие годы, полагаясь на других в вопросах транспорта и считая дни до получения водительских прав. Однако есть положительный пример - Нидерланды. По мнению экспертов, голландские подростки чувствуют свободу и автономию даже без автомобиля. Они путешествуют по голландским городам на велосипедах, не испытывая дополнительного стресса и опасностей.
Что говорят психологи
Психолог Татьяна Сорокина отмечает, что эта проблема довольно сложна и неоднозначна.
"Важно понять, насколько родитель доверяет своему ребенку. Уверены ли родители в том, что их дети могут самостоятельно добраться до нужного места и вернуться обратно?
Также нужно учесть уровень тревоги за ребенка. Готов ли родитель предоставить ему больше свободы и не контролировать его? Или же он слишком опекает свое чадо?
Кроме того, важно учитывать позицию самого ребенка. Некоторые дети достаточно самостоятельны. Они способны принимать решения, уверены в своих силах и не боятся обратиться за помощью. Такие дети быстро запоминают маршруты, могут определить, в какой автобус им нужно сесть и где выйти", - рассказала психолог.
Психолог считает, что в больших городах лучше не предоставлять ребенку свободу передвижения до 7–8 лет. В этом возрасте он еще не умеет критически мыслить, его эмоции нестабильны, и он может растеряться. К тому же у него недостаточно развиты когнитивные способности, отвечающие за устойчивость внимания и самоконтроль. Например, это может быть вопрос о том, как перейти дорогу или выйти на нужной остановке.
Иногда родители продолжают возить взрослых детей в какие-то места, хотя ребенок уже может добраться туда сам. Это зависит от близости контакта между родителем и ребенком. Во время поездки они могут обсудить планы на день или поделиться впечатлениями о прошедшем дне. По мнению психолога, такие поездки помогают сохранить эмоциональную близость и контакт между родителем и ребенком, а также позволяют поделиться важными мыслями.
"В жизни каждого человека есть место стрессу. И куда бы ни отправился ребенок, он в той или иной степени будет испытывать его. Однако важно не то, испытывает ли ребенок стресс, а то, насколько он напряжен и встревожен, когда самостоятельно передвигается из пункта А в пункт Б.
Родитель может помочь ребенку адаптироваться в этом мире, рассказав о правилах безопасного поведения на улице. Например, как переходить проезжую часть, вести себя в многолюдных и малолюдных местах, общаться с незнакомыми людьми.
Кроме того, ребенок должен уметь обратиться за помощью к взрослым, если он потерялся или ему нужна помощь, чтобы найти нужное место. Это также связано с безопасным поведением.
Важно, чтобы ребенок знал, как попросить помощи, и был готов ее принять, если она ему понадобится. Многое зависит от того, насколько ребенок знает, как себя вести в случае, если он окажется один в незнакомом месте", - рассказала Татьяна Сорокина.
Мы беспокоимся о безопасности ребенка на пути в школу, особенно если он едет на велосипеде. Поэтому наша главная задача - убедиться, что ребенок знает и соблюдает правила дорожного движения.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, как правильно вести себя на дороге. Он должен уметь останавливаться на нужный свет светофора, не перебегать дорогу на красный свет и не отвлекаться на телефон или другие гаджеты во время движения.
С другой стороны, если мы слишком беспокоимся за свое чадо и контролируем его передвижение, не позволяя ему самостоятельно ходить в школу или на секции, мы оказываем ему медвежью услугу, считает психолог. Так он не приобретает навыки самостоятельности, не учится ориентироваться на улице и принимать решения в непредвиденных ситуациях. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок будет избегать возможности передвигаться самостоятельно.
"Когда мы позволяем детям самостоятельно двигаться и получать опыт встречи с неизвестными ситуациями, он учится контролировать свое поведение, ориентироваться в пространстве и адаптироваться к изменениям на улице. Благодаря этому ребенок становится более уверенным и самостоятельным, учится полагаться на свои силы, а не на помощь старших", - пояснила психолог.
По мнению экспертов, если родители слишком опекают и контролируют своих детей, то дети не научатся самоконтролю. Поэтому важно научить ребенка найти в себе внутреннюю опору.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Показать комментарии