О родительской помощи в адаптации к онлайн-обучению, а также методах мотивации в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Сандугаш Кудайбергенова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
О родительской помощи в адаптации к онлайн-обучению, а также методах мотивации в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Сандугаш Кудайбергенова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфир выходит каждый четверг.
О результатах исследования
Сандугаш Кудайбергенова совместно с узбекскими коллегами проводит уже второе исследование о психологическом благополучии казахстанцев. Первое было в конце марта и начале апреля.
"Мы задали несколько вопросов о психологическом благополучии, эмоциональном состоянии, что помогает или мешает справиться с психологическим состоянием. В первой волне мы, на удивление, обнаружили, что уровень тревожности и депрессии невысокий - средний. Уровень психологического благополучия в пределах среднего", - отмечает она.
Респонденты отвечали, что им доставляет дискомфорт отсутствие физических контактов, возможности полноценно общаться. А в качестве одного из нервирующих факторов называли дистанционную работу, обучение и образование. Однако многие отметили, что у них произошла переоценка отношений с родными, близкими, они стали ценить труд педагогов, учителей, психологов.
"Мы увидели, что уровень психологического благополучия достаточно устойчивый, что нет сильного спада. Это было в конце марта - начале апреля. Может, такой кризис был в начале марта. В общем достаточно умеренное состояние, нет глубоких психотравм, но и, с другой стороны, есть тревожащие моменты".
Из более 2 тысяч опрашиваемых около б0-70 процентов - студенты.
Адаптация к дистанционному обучению
Первое, на что стоит обратить внимание во время подготовки к дистанционному обучению, - это организация времени и пространства.
"В зарубежных источниках пишут: "Организуйте рутину", но по сути это организация режима дня. Все вещи воспринимаются более спокойно, когда это дела привычные. Особенно когда дело касается детей".
Установленный режим дня - пробуждение в определенное время, прием пищи, занятия - позволит снять многие вопросы.
Второе - это организация пространства.
"Наверное, первая вещь, с которой мы столкнулись, когда нам хочется побыть одним. Какая бы маленькая ни была у нас жилплощадь, все-таки мы должны понимать, что нам иногда нужно побыть одним. Организация какого-то попеременного пребывания в собственном личном пространстве очень нужна. И мы должны это понимать. Дети такие же, как и мы, они устают, у них тоже могут быть негативные эмоции", - психолог призвала родителей относиться к детям с большим пониманием.
"Им тоже плохо, они тоже привыкают, они тоже лишились привычной среды. Это мы должны принять и реагировать на это спокойно".
Так, чем младше ребенок, тем больше должен быть антураж, организация места, считает гость эфира. К примеру, Сандугаш Кудайбергенова рекомендует переодеваться, приступая к занятиям.
"Это может быть не школьный костюм. В нем, может, неудобно будет сидеть, но все-таки другая одежда. Для ребенка внешний антураж, организация места пространства. Мы ни в коем случае не должны с пирожком или со стаканом чая подходить, потому что он учится так же, как бы он находился в школе. На перемене мы можем подойти, поговорить, как помочь", - советует она.
Мотивация ребенка
Сандугаш Кудайбергенова считает, что проблему онлайн-обучения можно разделить на две части. Одна зависит от организации учебного процесса, это технологии, методика преподавания и так далее, а другая связана с личностью ребенка и его семьей.
Если старшеклассник более сознательно относится к учебе, то замотивировать ученика младших классов сложнее. Поэтому процесс получения знаний должен быть ему интересен. Можно организовать соревнование, регулярно делать перерывы, менять вид деятельности или родителям попросить учителя чаще хвалить ребенка за успехи.
"Если ребенок маленький и учится в начальной школе, то 15-20 минут - это максимально, сколько он может сидеть, потом нужен перерыв. Когда мы учимся и работаем дома, теряется грань времени, проведенного перед компьютером. Еще один момент, который влияет на мотивацию, – это сложность заданий. Представьте, что вы сидите и знаете все, вам скучно, вы отвлекаетесь, не хотите слушать. Если очень сложно, то это обратная ситуация: "Очень сложно. Я ничего не понимаю, смысла нет слушать". Оптимальный диапазон - на 15-20 процентов выше возможностей ребенка", - объясняет психолог, подчеркивая, что скучно ребенку становится, когда уровень заданий выше его способностей на 40-50 процентов.
Дыхательная практика
Кандидат психологических наук Сандугаш Кудайбергенова также предложила воспользоваться практиками, которые помогут если не вернуться в состояние покоя, то хотя бы не пересечь точку невозврата.
"Базовые физиологические процессы, которые должны быть нормальными, создают основу устойчивости: сон, отдых и питание. Дыхание - это единственный физиологический процесс, который мы контролируем сознательно. Пульс, если мы не йоги, мы не можем остановить, температуру повысить не можем. Есть дыхание по методу квадрата: раз – вдох. До 4 считаем. 1, 2, 3, 4 – выход. Можно с паузами. Обратно через дыхание мы можем повлиять на наше психоэмоциональное состояние", - добавляет она.
Гость проекта стала одним из тех врачей, психотерапевтов и психологов, которые объединились, чтобы оказать помощь и поддержку через онлайн-консультации в период пандемии. Более подробную информацию можно узнать, пройдя на сайт.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".