Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретились на саммите ЕАЭС в Сочи, в том числе в неформальной обстановке. О возможных темах, которые могли обсуждать главы государств с глазу на глаз, порассуждал ведущий эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК - Елбасы Уразгали Сельтеев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретились на саммите ЕАЭС в Сочи, в том числе в неформальной обстановке. О возможных темах, которые могли обсуждать главы государств с глазу на глаз, порассуждал ведущий эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК - Елбасы Уразгали Сельтеев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как комментирует ведущий эксперт ИМЭП, помимо официально озвученной повестки саммита стран ЕАЭС, есть вопросы, которые обсуждаются "за закрытыми дверями", нередко и в двустороннем формате.
"Эти проблемы следует решать не просто в рабочем порядке, а на стратегическом уровне, что во многом зависит от политической воли лидеров. И так или иначе непроясненные моменты выстраиваются вокруг России как ключевого субъекта организации", - говорит Сельтеев.
Политолог выделяет как минимум четыре проблемных вопроса. Первый - значительное количество нетарифных барьеров, которые сохраняются в ЕАЭС, несмотря на неплохие показатели.
"Данные процессы отчетливо наблюдаются на примере торговых отношений между Россией и Беларусью. Белорусские компании продолжают реэкспортировать западные санкционные продукты в РФ. В свою очередь Россия ограничивает поставки сельхозпродукции из Беларуси. По сути, на границе таможенные проверки под видом работы фитосанитарных служб стали нормой", - отмечает эксперт.
Во-вторых, продолжает он, пока неясно, каков будет курс Еревана в ЕАЭС. Официальные заявления нового премьер-министра Никола Пашиняна пока можно рассматривать только как дипломатические реверансы, считает политолог.
"Учитывая, что ранее армянская оппозиция требовала усиления по отстаиванию своих национальных интересов в отношениях с Россией, то такого тесного сближения с Москвой, которое наблюдалось при Серже Саргсяне, ожидать не стоит. Обновленные правящие круги Армении ориентированы также на активизацию экономического сотрудничества с западными странами", - продолжает Сельтеев.
В-третьих, по словам эксперта, России на фоне противостояния с коллективным Западом важно расширять круг друзей и партнеров. В этой связи Москва форсирует кооптацию в ЕАЭС Молдовы и Таджикистана, однако, по мнению Сельтеева, количественное расширение интеграционного объединения может отразиться на снижении общей эффективности работы ЕАЭС, поскольку вступающие экономики могут не иметь достаточной степени готовности.
"В-четвертых, надо признать, что антироссийские санкции долгосрочны и в определенной мере они сдерживают динамику развития внутри ЕАЭС. В Казахстане порядка 10 тысяч компаний работают с рынками стран союза, при этом наибольшая часть приходится на Россию. Санкционный фон так или иначе отразится на интересах казахстанского бизнеса. Это вопрос времени. В Астане все это понимают, просчитывая данные риски и вызовы. Вероятно, что Президент Казахстана на проходящем саммите данные актуальные проблемы обозначил и предложил соответствующие решения", - поделился мнением политолог.
Как убежден Сельтеев, требуются более решительные коллективные меры, чтобы преодолеть протекционизм и ограничения во взаимной торговле, строгое соблюдения участниками всех норм и условий Договора ЕАЭС.
"Иначе планируемое создание общих профильных рынков останется под большим вопросом. В этой связи важно трансформировать Евразийскую экономическую комиссию как наднациональный орган в реально действующую структуру, способную эффективно урегулировать возникающие споры и противоречия. Следует придать ей более значительную автономность. Это принципиальный вопрос будущего ЕАЭС", - заключил ведущий эксперт ИМЭП.