ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
12 сентября 2011 | 15:24

Дискуссия о госязыке отвлекает казахстанцев от социально-политических проблем

ПОДЕЛИТЬСЯ

©Ярослав Радловский ©Ярослав Радловский

Дискуссия о государственном языке отвлекает население от социально-политических проблем. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в Казахстане. Об этом в Алматы на круглом столе "Актуальные вопросы государственной языковой политики в Казахстане" заявил вице-президент казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов, передает корреспондент Tengrinews.kz. "Неудовлетворительные показатели языковой политики привели к политизации проблемы, которая на сегодня является одним из главных политических факторов языковой ситуации в Казахстане. Тем самым некоторые властные элитные группировки способствуют политизации языкового вопроса, искусственно направляя политическую борьбу вокруг языковой политики. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в нашей стране", - заявил спикер, считающий низкий уровень использования госязыка во властной элите главным препятствием роста социально-политического статуса казахского языка. Кандидат политических наук Ерлан Саиров согласился с тем, что наступило время законодательно усилить требования к знанию госязыка в госорганах. Однако он, в свою очередь, считает, что ни о какой политизации языкового вопроса нет речи. "Число казахов растет, в том числе за счет оралманов. Только по официальным данным, 60 процентов населения страны говорит на казахском языке, по неофициальным - 70 процентов. А через 10 лет владение казахским языком станет уже обязательным", - сообщил эксперт. Он также отметил, что уровень владения государственным языком остается низким. По его словам, среди казахстанских министров 23 человека не знают казахский язык. А незнание казахстанскими госслужащими госязыка на должном уровне является главным препятствием на пути его развития в стране. Между тем, участники круглого стола отмечают, что касающиеся внедрения казахского языка вопросы не должны превращаться в межнациональную проблему, так как вопрос государственного языка - это лингвистическая проблема. Профессор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Ольга Алтынбекова вопрос госязыка рассматривает в региональном аспекте. Доктор филологических наук обращает внимание на абсолютно разные этноситуации в стране на примере среднего и высшего образования. По проведенным исследованиям, в 1990-91 учебном году на казахском обучались 32,35 процента учащихся, в то время как на русском - более 65 процентов. Сегодня ситуация противоположная: на казахском языке - 62,5 процента, на русском - 33,5 процента учащихся. При этом, школ с обучением языков национальных групп (уйгурский, таджикский, турецкий, украинский) стало значительно больше. В республике на английском обучаются в шести школах. В вузах на русском в 2011 году обучаются 46,8, а на казахском - 51,6 процента студентов, что в четыре раза больше по сравнению с первым годом независимости страны. "Таким образом, мы наблюдаем укрепление и расширение госязыка на фоне сужения использования русского. И хотя налицо дальнейший сдвиг в пользу госязыка, но национальный состав учащихся в школах остается моноэтничным", - поясняет Алтынбекова. Профессор считает, что при обучении в русской школе по окончании учебного заведения ученик обязан знать казахский в полном объеме. В этом ее поддерживает председатель казахстанской ассоциации учителей русских школ Наталья Вдовина, однако отмечает, что процесс внедрения казахского языка есть не может быть быстрым: "33 процента школьников в Казахстане учатся на русском языке, 56 процентов - на казахском и чуть более 10 процентов приходится на другие языки. Конечно, нужно развивать государственный язык, причем поступательно, начиная с детских садов, но очень быстро это не происходит".


Дискуссия о государственном языке отвлекает население от социально-политических проблем. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в Казахстане. Об этом в Алматы на круглом столе "Актуальные вопросы государственной языковой политики в Казахстане" заявил вице-президент казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов, передает корреспондент Tengrinews.kz. "Неудовлетворительные показатели языковой политики привели к политизации проблемы, которая на сегодня является одним из главных политических факторов языковой ситуации в Казахстане. Тем самым некоторые властные элитные группировки способствуют политизации языкового вопроса, искусственно направляя политическую борьбу вокруг языковой политики. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в нашей стране", - заявил спикер, считающий низкий уровень использования госязыка во властной элите главным препятствием роста социально-политического статуса казахского языка. Кандидат политических наук Ерлан Саиров согласился с тем, что наступило время законодательно усилить требования к знанию госязыка в госорганах. Однако он, в свою очередь, считает, что ни о какой политизации языкового вопроса нет речи. "Число казахов растет, в том числе за счет оралманов. Только по официальным данным, 60 процентов населения страны говорит на казахском языке, по неофициальным - 70 процентов. А через 10 лет владение казахским языком станет уже обязательным", - сообщил эксперт. Он также отметил, что уровень владения государственным языком остается низким. По его словам, среди казахстанских министров 23 человека не знают казахский язык. А незнание казахстанскими госслужащими госязыка на должном уровне является главным препятствием на пути его развития в стране. Между тем, участники круглого стола отмечают, что касающиеся внедрения казахского языка вопросы не должны превращаться в межнациональную проблему, так как вопрос государственного языка - это лингвистическая проблема. Профессор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Ольга Алтынбекова вопрос госязыка рассматривает в региональном аспекте. Доктор филологических наук обращает внимание на абсолютно разные этноситуации в стране на примере среднего и высшего образования. По проведенным исследованиям, в 1990-91 учебном году на казахском обучались 32,35 процента учащихся, в то время как на русском - более 65 процентов. Сегодня ситуация противоположная: на казахском языке - 62,5 процента, на русском - 33,5 процента учащихся. При этом, школ с обучением языков национальных групп (уйгурский, таджикский, турецкий, украинский) стало значительно больше. В республике на английском обучаются в шести школах. В вузах на русском в 2011 году обучаются 46,8, а на казахском - 51,6 процента студентов, что в четыре раза больше по сравнению с первым годом независимости страны. "Таким образом, мы наблюдаем укрепление и расширение госязыка на фоне сужения использования русского. И хотя налицо дальнейший сдвиг в пользу госязыка, но национальный состав учащихся в школах остается моноэтничным", - поясняет Алтынбекова. Профессор считает, что при обучении в русской школе по окончании учебного заведения ученик обязан знать казахский в полном объеме. В этом ее поддерживает председатель казахстанской ассоциации учителей русских школ Наталья Вдовина, однако отмечает, что процесс внедрения казахского языка есть не может быть быстрым: "33 процента школьников в Казахстане учатся на русском языке, 56 процентов - на казахском и чуть более 10 процентов приходится на другие языки. Конечно, нужно развивать государственный язык, причем поступательно, начиная с детских садов, но очень быстро это не происходит".
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 492.2   529.13   5.02 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети