ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
03 июня 2020 | 11:14

Экология Алматы: министр ответил на самые важные вопросы

Аида Жунусова Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Алихана Сариева Фото Алихана Сариева

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев в интервью корреспонденту Tengrinews.kz подробно рассказал, что удалось выяснить в результате исследования воздуха в Алматы во время карантина, какое влияние на экологию оказывают автомобили, частный сектор и другие источники загрязнения. 


Иконка комментария блок соц сети

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум Мирзагалиев в интервью корреспонденту Tengrinews.kz подробно рассказал, что удалось выяснить в результате исследования воздуха в Алматы во время карантина, какое влияние на экологию оказывают автомобили, частный сектор и другие источники загрязнения. 

TN: Во время карантина проводился анализ состояния воздуха в Алматы. Каковы итоги исследования?

- Как только начался карантин, у нас появилась уникальная возможность, чтобы просчитать реальную картину. Раньше мы предполагали, сколько у нас выбросов от автомобилей, сколько идет выбросов от ТЭЦ, сколько от частного сектора. Мониторинг проводился с 20 марта в 20 точках, в разных местах города.

Карантин в Алматы "потрясающе сказался на экологии".

Данные нас серьезно удивили. Мы всегда считали, что влияние ТЭЦ-2 не настолько сильное, как могло кому-то показаться. Мы больше грешили на автомобили. Но во время исследований поняли, что влияние ТЭЦ-2 на город есть. Если смотреть по облаку, которое мы смоделировали, то под влияние ТЭЦ-2 попадает район поселков Бурундай, Отеген Батыра, а также нижняя часть начиная от улицы Рыскулова и вплоть до улицы Толе би. B сторону центра города, почти до улицы Сейфуллина. То есть получается квадрат от улицы Момышулы до улицы Сейфуллина, затем в сторону Толе би и ниже Рыскулова. В этой зоне изменений в качестве воздуха до и во время карантина мы не заметили.

Воздух в Алматы остается грязным в отсутствие машин - общественник.

ТЭЦ-3, которая находится в поселке Отеген Батыра, мы всегда учитывали в балансе Алматинской области, мы не считали ее в балансе Алматы. Однако выявилось, что Турксибский район, то есть зона международного аэропорта, проспект Рыскулова, Кульджинский тракт и ВОАД, находится в зоне влияния ТЭЦ-3. Это также стало для нас серьезным открытием. Что касается Алматинской области, то под влияние ТЭЦ-3 подпадают села Бесагаш, Туздыбастау.

TN: Это удалось узнать благодаря измерениям PM 2,5? Возможно ли данные изменения озвучить в цифрах?

- По двум теплоисточникам, которые мы уже подсчитали, потребление угля составило примерно 3,4 миллиона тонн. Выбросы по ТЭЦ-2 - 37,8 тысячи тонн, ТЭЦ-3 - 11,6 тысячи тонн. Еще раз отмечу, что ТЭЦ-3 в балансе города не учитывается.

 

TN: Является ли транспорт главным источником загрязнения в Алматы? Что удалось выяснить в результате исследования?

- В верхней части города, выше улицы Толе би вплоть до улицы Аль-Фараби, мы заметили, что идет серьезное снижение загрязнения по таким веществам, как фенол, диоксид азота и оксид азота. Если в цифрах, то концентрация фенола снизилась в 60 раз, концентрация диоксида азота снизилась на 13 процентов. Влияние автотранспорта все-таки весомое.

Однако если раньше мы считали, что влияние автотранспорта на качество воздуха в Алматы составляет порядка 64-65 процентов, то сейчас считаем, что примерно 52 процента. На ТЭЦ-2 приходится 26 процентов, на ТЭЦ-3 около 8 процентов. Также посчитали, что есть и влияние частного сектора Алматинской области, это 14 процентов.

Кроме того, мы всегда говорили, что в Алматы негазифицированными остаются чуть менее трех тысяч домов. Выяснилось, что выбросы от тех домов, которые находятся в Алматинской области, мы должны также учитывать в балансе города. Это составляет порядка 20 тысяч тонн, то есть это даже выше, чем от ТЭЦ-3. 

Причины загрязнения воздуха в Алматы назвали эксперты.

TN: Многих интересует вопрос, планируют ли ограничивать въезд в Алматы для транспорта из других регионов?

- Это очень комплексный и непростой вопрос. Я могу сказать то, что делается нами для снижения выбросов вредных веществ от транспорта. Мы предлагаем активизировать перевод общественного транспорта на компримированный газ, это метан, который сгорает фактически без остатка и с минимальным влиянием на окружающую среду. Сейчас уже порядка 500 автобусов на компримированном газе, предлагаем увеличить данное количество до 2000 в течение следующих трех лет. В результате 100 процентов общественного транспорта будет переведено на данный газ.

TN: Напоследок, недавно завершились работы по предварительной оценке четырех вариантов перевода алматинской ТЭЦ-2 на газ. Что вы думаете по этому поводу? 

- Предоставить варианты перевода ТЭЦ-2 на газ на всеобщее обсуждение было нашей инициативой. В январе, когда в Алматы несколько дней стоял сильнейший смог, началось бурное обсуждение данного вопроса. Тогда я публиковал, что в апреле уже будут готовы предварительные результаты. Однако из-за событий, связанных с коронавирусом, сроки были немного сдвинуты, на месяц позже эта работа была опубликована.

Теперь есть предварительное понимание по экологизации ТЭЦ-2. Проектная организация выложила документы в открытый доступ.  Есть четыре варианта, из них базовых все-таки два. Первый – это, условно говоря, перевод на газ, второй – это экологизация путем установки новой системы очистки от выбросов.

Перевод ТЭЦ-2 в Алматы на газ: рассчитана стоимость проектов.

Много комментариев давать излишне, потому что общественность должна этот вопрос изучить и озвучить свое мнение. Стоит отметить, что перевод на газ даст сокращение выбросов значительное. Однако есть технические сложности, связанные с тем, что сами котлы расположены на отметке минус 12 метров и, соответственно, просто так заменить оборудование нельзя, потому что газ будет скапливаться ниже земли, это небезопасно, он не будет выветриваться. Но существуют и технические решения, которые помогут решить эту проблему.

Второй вариант тоже дает хорошую очистку, но не такую сильную, как при переводе на газ. Если газ, к примеру, дает снижение на 83 процента, то применение современных способов газоочистки дает нам снижение на 71 процент. В то же время мы доводим качество выбросов до европейского уровня. Технически это тоже можно сделать, будет стоить дороже. Разница еще в том, что при переводе станций ТЭЦ-2 на газ влияние на тариф выше, за счет стоимости газа. Поэтому здесь очень важно общественное мнение.

Напомним, для широкого обсуждения презентация размещена на странице АО "КазНИПИЭнергопром" в социальной сети Facebook.

Ранее об итогах исследования также рассказал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ахметжан Примкулов. Он отметил, что воздух Нур-Султана и Алматы стал чище за время ЧП. Также стало известно, что более 20 тысяч частных домов Алматинской области влияют на качество воздуха в Алматы.

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @TN в Telegram

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети