19 октября 2018 | 09:16

Эксперт ответил на ТОП-10 вопросов казахстанцев о коммунальных услугах

Фото с сайта krisha.kz

Аналитики портала "Крыша" составили ТОП-10 самых частых вопросов казахстанцев и задали их председателю Ассоциации КСК Алматы Аркадию Рубцову, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Аналитики портала "Крыша" составили ТОП-10 самых частых вопросов казахстанцев и задали их председателю Ассоциации КСК Алматы Аркадию Рубцову, передает корреспондент Tengrinews.kz.

1. Что такое перерасчет?

Реклама
Реклама

Перерасчет - это изменение в коммунальных квитанциях ранее начисленных платежей. Причем как в большую, так и в меньшую сторону.

Увеличение начислений чаще всего связано с повышением тарифов на коммунальные услуги, которое происходит как минимум один раз в год. Также перерасчет в большую сторону производится при выявлении нарушений со стороны потребителей. Поставщик компенсирует незаконно использованную комуслугу, поэтому начисления могут быть существенными. Вывод - не нарушайте условий публичного договора, не подключайтесь незаконно.

Уменьшение сумм в квитанциях мы наблюдаем после проверок работы поставщиков услуг надзорными органами (Антимонопольный комитет, прокуратура), а также жалоб потребителей.

К примеру, в этом году алматинских услугодателей уличили в ряде нарушений: завышении тарифов, внесении в документацию неверных показаний счетчиков, утере архивных данных, искусственном увеличении своих расходов и многом другом. В список нарушителей попали "Алматыэнергосбыт", "КазТрансГаз Аймак", "Алматы Су", "Алматинские электрические станции", "Алатау Жарык Компаниясы" и "Алматинские тепловые сети". Их оштрафовали и обязали вернуть жителям в общей сложности 5,8 миллиарда тенге. Такие возвраты производятся и в других регионах страны.

Также существует перерасчет за отопление. Это предусмотренная действующим законодательством обязанность возврата денежных средств потребителям, не имеющим общедомового прибора учета, если зима была теплой и фактическое расходование тепловой энергии было ниже установленного норматива. Например, в этом году "АлТС" должны вернуть алматинцам около 400 миллионов тенге.

Кстати, возврат средств всегда производится в виде авансовых начислений в квитанциях в счет будущих услуг. Никаких наличных выплат или безналичных переводов нет!

2. От каких коммунальных услуг я могу отказаться?

Сервисы, от которых при желании можно отказаться, действительно существуют. К ним относятся уборка подъезда при условии, что убираете сами, видеонаблюдение и домофон.

Для исключения из квитанции оплаты этих сервисов жильцы должны провести собрание или письменный опрос, составить протокол, поквартирный список согласившихся и обратиться в сервисную фирму с требованием прекратить обслуживание. Главное, чтобы за отказ проголосовали две трети жильцов.

Если обслуживающие компании не торопятся прислушаться к мнению жильцов, можно просто убрать из квитанций ненужные строчки. Для этого, например, в ЕРЦ (Астана) или ИВЦ (Алматы) необходимо написать заявление и приложить к нему протокол собрания со списком несогласных. Как правило, протокола собрания достаточно, чтобы эти услуги исчезли из квитанций.

Нужно помнить, что любые сервисные услуги по обслуживанию общедомового имущества могут появляться в квитанциях только по желанию жильцов, выраженному на общем собрании, либо по факту заключения индивидуальных договоров.

Более того, жильцы домов вправе в любой момент поменять ту или иную обслуживающую компанию, независимо от того, чем она занимается: обслуживанием общедомового счетчика тепла, видеонаблюдением или уборкой подъездов. Главное - соответствие требованиям закона (лицензия - при необходимости) и желаниям граждан.

Напомним, ранее сообщалось, как в Алматы то появлялись, то исчезали строчки из коммунальных счетов ("Страхование недвижимости", "Служба спасения", "Юридическая консультация", "Справочная служба вакансий" и другие). Департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Алматы усмотрел в этом нарушение прав потребителей и исключил эти позиции из квитанций.

Проживая в многоквартирном доме, нельзя отказаться от отопления и канализации. В первом случае из-за постоянной разводки труб отопления в каждой квартире, во втором - из-за нарушения санитарно-эпидемиологических норм.

3. КСК самовольно повысил стоимость услуг. Что делать?

Письменно обратиться в администрацию КСК с заявлением о предоставлении копии протокола собрания об утверждении дополнительных платежей.

Утверждение стоимости услуг (размеров расходов на содержание жилья / целевых) - один из немногих вопросов, требующих решения 2/3 жильцов дома. А каждое такое решение по закону должно быть запротоколировано. Поэтому правление кооператива обязано предоставить такой документ. Если его нет, жильцы вправе обратиться в суд с иском о признании незаконными действий администрации КСК.

В протоколе собрания должны быть указаны:

1) местонахождение объекта кондоминиума;

2) дата, время проведения собрания;

3) общее количество собственников помещений (квартир);

4) количество присутствующих на собрании собственников помещений (квартир);

5) председатель и секретарь собрания;

6) повестка собрания;

7) лица, выступившие на собрании;

8) форма и итоги голосования;

9) решение, принятое собранием.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу прилагается лист регистрации собственников квартир, участвовавших в собрании, с указанием их фамилий, имен, отчеств, номеров квартир.

Если решение принималось путем письменного опроса, необходимо проверить листы. Не лишним будет их подсчитать и свериться с протоколом итогового голосования.

4. Как изменить фамилию собственника в квитанциях комуслуг?

Для этого нужно обратиться к поставщикам услуг - тепловые сети, электроэнергия, газ, холодная вода. При себе иметь правоустанавливающие документы на квартиру, удостоверение личности и адресную справку.

Обращение к услугодателям актуально как в случае изменения данных о собственнике, так и при изменении количества проживающих.

5. С чем связаны большие счета за холодную воду?

Причин может быть много: неисправность в работе счетчика, недобросовестность некоторых потребителей и другое.

К примеру, недавно ГКП "Алматы Су" приняло решение об автоматическом начислении счетов на основе данных за предыдущие месяцы. Причина - отсутствие доступа контролеров предприятия в квартиры и дома потребителей.

Поставщик отмечает, только 70 процентов горожан заполняют квитанции и платят за холодную воду. Остальные не только пренебрегают этими обязательствами, но и не пускают к себе контролеров.

Передать показания можно одним из способов:

1) позвонить в многоканальный контакт-центр по телефону 3-777-444;

2) в "Личном кабинете" на сайте предприятия;

3) через бесплатное мобильное приложение АО "Алсеко";

4) заполнить графу в квитанции. После фиксации показаний поставщик обязан сделать корректировку!

С недавнего времени контролеры будут посещать потребителей не только в будние дни, но и в выходные. Количество проверяющих увеличится.

6. Как проверить работу камер видеонаблюдения?

Через сервисную компанию, которой вы оплачиваете услугу видеонаблюдения. Телефон сервиса должен быть указан в квитанции. Если у вас что-то случится: вандализм, кража или нападение в подъезде - нужно вызвать полицию и обратиться к услугодателю.

Сотрудники последней должны сразу же выехать на место и предоставить видеозапись на съемном носителе. Просмотреть ее вы сможете как сами лично, так и передать в правоохранительные органы. Важно сделать это как можно раньше, поскольку не все устройства способны долго хранить информацию.

Желательно настоять на заключении индивидуального договора с обслуживающей компанией. В документе вы сможете точно указать права и обязанности сторон.

7. Почему в Алматы увеличилась стоимость вывоза ТБО?

Это связано с запуском в сентябре мусоросортировочного комплекса, который расположился в Алатауском районе. Из-за увеличения количества операций с 1 сентября 2018 года было решено повысить тариф для физических лиц до 553,04 тенге с человека в месяц. Повышение платы было утверждено маслихатом города еще 15 сентября 2017 года.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены скидки:

- граждане старше 70 лет и инвалиды I группы, проживающие в благоустроенных домах, могут платить в месяц 228,85 тенге с человека;

- те же, но проживающие в частных домах - 381,40 тенге с человека;

- инвалиды II и II групп, проживающие в многоэтажках - 340,40 тенге с человека;

- те же, но проживающие в частных домах - 387,13 тенге с человека.

Для получения льготы сам заявитель либо его помощник с удостоверением личности и адресной справкой должен обратиться в офис АО "Тартып" по адресу: улица Макатаева, 117а, угол улицы Масанчи, в будние дни с 08.00 до 17.00, телефон для справок 2-505-505.

8. Не плачу за коммуналку три месяца. Чем это грозит?

Проблемами. Как известно, оплачивать коммунальные счета нужно не позднее 25-30-го числа каждого месяца. Если задолжаете, позже придется оплачивать не только долг, но и пеню. Ее размер устанавливается в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования, установленной Нацбанком, от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Попасть в разряд должников можно при неуплате в течение двух месяцев. В этом случае поставщики вправе прекратить подачу услуг. Однако не менее чем за 30 дней до отключения они высылают уведомление с просьбой погасить задолженность, а некоторые даже дают возможность уплатить долг по частям.

Если и после этого вы не отреагируете, то коммунальщики могут временно приостановить подачу коммунальной услуги: поставят заглушку на канализацию, отключат газ с помощью пломбы, воду - путем прямого разрыва трубы, электроэнергию.

В случае с потребителями, накопившими долги за год и более, поставщики обращаются в суд, который может наложить арест на денежные средства, движимое и недвижимое имущество либо ограничить выезд за пределы РК. Также на плечи нарушителя ложится обязанность по уплате судебных издержек, в том числе госпошлины, размер которой может достигать 3 процентов от суммы долга.

Взыскать долги по квартплате коммунальные службы могут только за последние три года, так как, согласно законодательству РК, срок исковой давности составляет 3 года.

9. Предлагают заменить электросчетчик. Когда это делать и кому доверять?

В течение нескольких лет в Алматы идет поэтапная замена электросчетчиков. Устанавливают приборы отечественного производства завода "Сайман" типа "Орман". Работы проводит ТОО "Кристалл-ММС". И что самое важное - совершенно бесплатно!

Главная особенность новых счетчиков - в возможности дистанционного снятия показаний. Правда, как рассказали в АО "АЖК", пока что по ряду технических причин обход контролеров продолжается, поэтому жителям придется, как и раньше, снимать показания самостоятельно. О том, как это делать правильно, можно узнать здесь.

При установке нового счетчика должен быть составлен акт с начальными показаниями прибора в двух экземплярах (один вручается потребителю). Старый счетчик можно оставить у себя либо передать персоналу РЭС. По всем возникшим вопросам по установке новых электросчетчиков нужно обращаться по телефонам: 230-99-59, 230- 99-95, 230-99-96, 230-99-97.

10. Приходят проверяющие. Как понять, что это не мошенники?

Настоящие сотрудники коммунальных служб всегда имеют при себе служебные удостоверения и бейджи и могут внятно объяснить цель визита.

В последнее время алматинцам досаждают проверяющие вентиляции. Хотим успокоить: такие проверки законны, поскольку с 2014 года проверкой вентиляционных каналов в РК занимаются частные компании. Обследование ежегодное. Стоимость - от 850 до 1 000 тенге (фискальный чек обязателен!).

Проверяющие должны иметь при себе акт о назначении проверки, без этого документа они не имеют права начинать работы. В нем должна быть указана следующая информация: Ф. И. О. проверяющего, срок, длительность, предмет и тип проверки. Если хоть что-то не соответствует, это уже нарушение!

Ранее подробно рассказывалось, когда посещения коммунальщиков законны и к каким уловкам прибегают мошенники.

Чтобы распознать лжеэлектрика/сантехника/газовика или любого другого афериста, представляющегося сотрудником какой-либо коммунальной службы или КСК, нужно знать несколько простых правил:

- перед тем как открыть дверь, проверьте через глазок или дверь на цепочке служебное удостоверение. Документы можно подделать, поэтому позвоните в проверяющую организацию, чтобы убедиться в проводимых работах и личности сотрудника;

- удостоверьтесь в наличии списка с данными соседей (Ф. И. О., адрес) - при плановых проверках коммунальщики обходят сразу целый дом или улицу;

- не впускайте больше одного проверяющего. Внимательно смотрите за действиями работника и не оставляйте его одного. При выявлении нарушений вашего оборудования требуйте составления акта. Никогда не давайте деньги, так как предметом проверки является именно проверка, а не оказание какой-либо услуги. Максимум - вам могут выписать счет.

Доставим самые важные новости в ваш телефон. Нажмите здесь.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная