Законопроект, предусматривающий сокращение сроков задержания подозреваемых до 48 часов, может поступить в Мажилис до конца 2017 года. Такое мнение выразил декан юридического факультета КазНУ, доктор наук Даулет Байдельдинов, участвующий в круглом столе в КазНУ имени аль-Фараби "Эффективность уголовного судопроизводства - приоритетное направление развития современной правоохранительной системы", передает корреспондент Tengrinews.kz.
Законопроект, предусматривающий сокращение сроков задержания подозреваемых до 48 часов, может поступить в Мажилис до конца 2017 года. Такое мнение выразил декан юридического факультета КазНУ, доктор наук Даулет Байдельдинов, участвующий в круглом столе в КазНУ имени аль-Фараби "Эффективность уголовного судопроизводства - приоритетное направление развития современной правоохранительной системы", передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как известно, поправки в законодательство инициировала Генеральная прокуратура РК. Предлагается сократить срок задержания подозреваемых без санкции суда с 72 до 48 часов.
Эксперт Даулет Байдельдинов отметил, что поправки направлены на защиту прав гражданина на предварительном следствии. "Предварительный срок задержания гражданина сокращается до 48 часов. В то же время вопросы проведения негласных оперативных действий переносятся из сферы деятельности органов прокуратуры в судебную систему. В Германии, например, некоторые вопросы следствия переносятся в судебную систему, где есть состязательность сторон. Возбуждение дела и материал, который собирается, должны проходить по той линии обвинения, которую человеку предъявляют, потому что часто возбуждается дело по одному факту, а человека сажают по другому - хранение оружия, например. Или когда на предприятии изымают документы, не связанные с расследуемым уголовным делом", - сказал эксперт. Он отметил, что в данный момент законопроект обсуждается международными специалистами.
Специалист сообщил, что законопроект "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РК" по плану будет вносится в Парламент к концу года. "Пройдут консультации через научных сотрудников, затем практические органы", - сказал специалист. Он отметил, что на сегодняшний день есть концепция законопроекта, которая изучается экспертами.
Председатель Верховного суда РК Кайрат Мами в ходе выступления сообщил, что в ближайшем будущем ожидаются серьезные изменения в институциональной структуре органов судебного следствия и дознания. "Большой блок разрабатываемого законопроекта посвящен кардинальному расширению полномочий адвокатов и следственных судей. Наработанный опыт правоприменения позволяет нам с учетом международных стандартов и далее усовершенствовать институт судебного контроля", - сказал Мами.
Председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов поддержал поправку по сокращению задержания до 48 часов. "Конституционный совет приветствует предложение о сокращении срока задержания граждан без санкции суда до 48 часов. Конституционный совет еще в своем нормативном постановлении в 2012 году отметил, что законодателем могут быть установлены и иные рамки, не только 72 часа, но и меньше", - сказал эксперт.
Заместитель Генерального прокурора Марат Ахметжанов сообщил, что, помимо сокращения срока задержания до 48 часов, предусмотрено сокращение срока задержания для несовершеннолетних до 20 часов. "Это минимизирует факты нарушения прав задержанных. Именно на эту стадию приходится масса нарушений, когда этот период используется для получения признательных или других доказательств. Усилится и роль процессуального прокурора, который, не дожидаясь уведомления о задержании, будет проверять законность в текущем режиме. Прокуратора сама инициировала передать все санкции в компетенцию судебных органов. Только суд должен ограничивать права человека", - сказал он.
Подробно замгенпрокурора остановился на уведомлении лиц, о проведенных негласных следственных действиях. "Эта новелла заставляет следователей взвешенно подходить к назначению, а следственных судей - к санкционированию. В условиях, когда еще силен обвинительный уклон, а гарантия защиты прав в должной мере не срабатывают, это будет действенной мерой. Мы должны уведомлять лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия", - сказал он. Помимо этого, поправки направлены на цифровизацию уголовного процесса. Уже была разработана система электронного уголовного дела. "В этом электронном уголовном деле имеется публичный сектор, куда стороны могут подавать свои ходатайства, которые нигде не укроются. В режиме реального времени следователь должен отреагировать, принять решение. Это будет видеть его ведомственный руководитель и надзирающий прокурор", - сказал Ахметжанов.
"Возможность не собирать доказательства, если все ясно, очевидно. Все зафиксировано техникой, если все согласны. Дело будет направляться в суд напрямую без участия прокурора. Однако в суде гарантии защиты остаются, так как там остается прокурор, будет оценивать доказательства и высказывать свою позицию о законности. В этом случае прокурор не будет связан тем, что он направил дело в суд. Если необходимо, будет произведен отказ от обвинения", - сообщил представитель Генпрокуратуры.
Отдельные вопросы у надзорного ведомства вызвала предлагаемая новелла в плане введения приказного производства. "Предлагается, что дело в суд направляет орган расследования. А суд его единолично рассматривает без проведения судебных заседаний и выносит приговор. Перепроверить объективность выводов следствия судья не может. Значит, орган расследования может снизить обвинение, может завысить, под приказное подвести тяжкие преступление. Прокурора нет, некому проверять. Здесь мы послушаем наших зарубежных гостей, других участников", - сказал Ахметжанов.
Помимо этого, он отметил в плане поправки по запрету ареста за экономические преступления, что по 25 составам таких преступлений уже проведена гуманизация. "В 2016 году из 11 тысяч арестованных за деяния в сфере экономики было 170. Из них 132 за лжепредпринимательство, которые мы декриминализировали. Поправка коснется 0,1 процента арестованных", - сообщил он.