20 октября 2022 08:47

Казахстанцы поучаствовали в историческом космическом событии NASA

Шокан Алхабаев Старший корреспондент

Казахстанские астрофизики приняли участие в историческом космическом событии. Ученые были причастны к проекту американского агентства NASA, аппарат которого впервые за все время существования человечества врезался в астероид. Последний является одним из потенциально опасных для нашей планеты. Подробностями этого уникального проекта в эксклюзивном интервью Tengrinews.kz поделился сотрудник Астрофизического института имени Фесенкова в Алматы Александр Серебрянский.

Почти месяц назад космический аппарат DART врезался в астероид Диморф, который приблизился к Земле на рекордно близкое расстояние. Ученые попытались изменить его курс и обезопасить нашу планету от возможного удара с данным объектом. Астрономы со всего мира наблюдали за этой уникальной операцией. В NASA уже заявили об успешности миссии, остается лишь следить за последствиями этого космического происшествия. Параллельно ученые со всего мира уже составляют различные отчеты и научные труды. Среди них есть и работники АФИ имени Фесенкова.

"Как правило, перед такими крупными космическими проектами астрофизики инициируют наблюдательные кампании. Мы с иностранными коллегами, кто занимается этой тематикой, создали международную коллаборацию. В эту группу, помимо нас, вошли ученые из Финляндии, России, Италии и Узбекистана.

Задача казахстанских астрофизиков заключалась в использовании нашего новейшего телескопа, который мы сами построили. Это такой большой полутораметровый полуавтоматический аппарат, который установлен в обсерватории Ассы-Тургень. Также мы применили новый спектрограф. С их помощью нам удалось наблюдать события до, во время и после удара", - сообщил Серебрянский, который является руководителем отдела наблюдательной астрофизики АФИ.

Он пояснил, каким образом проводились наблюдения. Отмечается, что телескоп и система наблюдения полностью компьютеризированы. Рядом находится оператор, который следит за процессом работы аппарата.

"До момента удара телескоп по заданным координатам навелся на астероид. Мы его засекли, и началась съемка в спектральном режиме, который заранее был отработан. И вот 21 минуту мы наблюдали этот объект. Итого до события столкновения, во время и после мы сняли и получили 19 спектров. Наша задача заключалась в том, чтобы наблюдать и выяснить физику самого удара, какая динамика проявилась в момент удара, что произошло там и какие вещества были выброшены.

Данное событие наблюдали ученые из разных уголков земли. Но мы засняли именно момент удара и в это время делали спектральный анализ. Ученые из других стран параллельно наблюдали, как меняется общий блеск астероида. Третьи наблюдали, как изменилась полимеризация, чтобы выяснить, какая часть из материала является пылью. Но все мы будем продолжать наблюдать, чтобы получить сведения по другим вещам по этому объекту", - отметил специалист.

По словам Серебрянского, в рамках DART учеными отрабатывалась концепция по отводу астероида от возможного столкновения с Землей. По данным NASA, после столкновения с космическим аппаратом орбитальный период вращения Диморфа вокруг более крупного астероида Дидима сократился на 32 минуты - с 11 часов 55 минут до 11 часов 23 минут. Помимо этого, изменилось взаимное положение двух астероидов.

"Показательно, что именно на нашем телескопе мы смогли получить данные. Причем во время столкновения были не очень хорошие климатические условия, потому что Диморф расположился очень низко над горизонтом. Это очень плохо для астрофизиков, так как атмосферный слой мешает наблюдать. Кроме всего прочего, погода в тот день была неблагоприятная. Но ребята смогли все-таки пробиться сквозь эти "облака" и получить очень качественный научный результат и материал, над которым мы сейчас работаем и делаем анализ", - сказал ученый.

Он подчеркнул, что на основе полученных данных подготавливаются исследовательские работы и статьи. Они будут опубликованы в одном из самых авторитетных научных журналов в мире.

"Проводится анализ, и в рамках международной кампании готовится работа, которая определит общую массу и чего выбросило больше в космос: газа или пыли. Каждый занимается своим делом и готовит материал для публикации в международном издании.

Есть ряд журналов с высоким рейтингом. Для них должна быть подготовлена очень качественная публикация со всеми научными выводами и описанием экспериментов. Этим как раз и занимается наша международная команда. Но казахстанские ученые имеют право самостоятельно публиковать свои результаты, и они тоже будут опубликованы. Статья, которую готовит наша международная команда, пойдет в журнал с самым высоким рейтингом. Как только она там появится, это будет узнаваемая работа, на нее будут ссылаться и читать во всем мире. Потому что это один из ведущих журналов в области астрофизики. Вот так это делается у ученых", - добавил он.

Обсерватория Ассы-Тургень

Как оказалось, казахстанские ученые уже во второй раз принимают участие в подобной международной коллаборации. Первым был проект, связанный с астероидом Апофис, который в 2029 году должен подлететь на расстояние, на котором размещены геостационарные спутники Земли.

"100 ученых мира собрались и решали вопрос безопасности астероидов для Земли. Там мы отрабатывали всю последовательность действий по определению точных орбит астероида и предупреждению о возможном столкновении с Землей. Это была хорошая мишень, по которой выработаны предупреждения на предмет столкнется или нет.

Наш институт постоянно мониторит ближний космос, в том числе участвуя в международных кампаниях по отслеживанию и наблюдению астероидов. Поэтому мы выполняем одновременно задачу, прописанную государством, так как оно платит нам зарплату. Параллельно мы, естественно, ставим себе задачу и проявляем инициативу в плане выбора наиболее интересных, уникальных и важных событий, которые сейчас есть. В этой связи наблюдение на нашем телескопе с нашим спектрографом более чем оправданно. Потому что этот аппарат полностью восстановлен силами казахстанских ученых. Спектрограф тоже новый и навигационный, также изготовлен и сделан в Казахстане. У нас все еще есть специалисты и предприятия, которые могут создавать такие сложные приборы", - подчеркнул Серебрянский.

На данный момент казахстанские ученые готовятся к очередной, уже третьей наблюдательной кампании. На этот раз в поле зрения специалистов будет астероид Фаэтон.

"Для каждого астероида свои задачи, которые выполняются в рамках международной кампании. По Фаэтону японская миссия будет высаживаться туда. Для них мы сделаем наблюдения, и их результаты очень интересуют эту команду", - подытожил он.

В последние несколько десятилетий ученые всего мира активно следят за околоземными астероидами и проводят своеобразную космическую перепись этих небесных тел, пытаясь понять, насколько они опасны для человечества. Астероидов так много, что астрономам пришлось создать специальные шкалы для оценки того, насколько вероятно их падение на Землю.

По данным NASA, число небольших объектов в пределах главного пояса астероидов может достигать миллиона, из которых мы знаем лишь несколько тысяч. И более опасным околоземным астероидом является Дидимос. Он состоит из двух половинок - главного тела диаметром 780 метров и спутника Диморфа размером 160 метров. Они вращаются вокруг друг друга на расстоянии около 1,1 километра.

По оценкам ученых, двойной астероид может столкнуться с Землей в середине следующего столетия. Поэтому в ноябре прошлого года к нему был направлен космический зонд DART. Последний 26 сентября этого года на скорости больше 20 тысяч километров в час столкнулся со астероидом Диморф.

Космический аппарат для сбивания астероида сделал первые фото

Позже в NASA заявили, что космическое происшествие успешно изменило траекторию полета астероида, от которого исходила потенциальная опасность столкновения с Землей.

После этого к Диморфу будет направлен второй зонд Hera, который проследит за последствиями столкновения во время следующего пролета астероида в 2026 году. Как надеются ученые, эксперименты помогут понять, можно ли действительно перенаправить астероид на более безопасный курс и насколько подобные процедуры будут осуществимы в будущем.

Телескоп обнаружил поток обломков астероида после удара аппарата DART