24 марта 2024 | 09:22

"Наурыз в апреле": как в Казахстан в конце 80-х вернулся народный праздник

Святослав Антонов Корреспондент

Tengrinews.kz рассказывает, как отмечали первый за долгое время Наурыз в Казахстане в конце 80-х прошлого столетия по материалам СМИ того времени и воспоминаниям организатора празднования.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Tengrinews.kz рассказывает, как отмечали первый за долгое время Наурыз в Казахстане в конце 80-х прошлого столетия по материалам СМИ того времени и воспоминаниям организатора празднования.

Традиция большого праздника в начале весны существовала у казахов, как и других тюркских народов, издревле. Даже после прихода к власти большевиков Наурыз продолжили отмечать как официальный праздник в некоторых отдельных республиках.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

Реклама
Реклама

Однако в 1926 году в ходе антирелигиозной компании и борьбы с "пережитками прошлого" празднование Наурыза было запрещено. И хотя в сельской местности и в отдельных семьях традиционный праздник весны продолжали отмечать, часто подавая его под видом различных торжеств, связанных с началом сельхозработ, официально Наурыз в Казахской ССР вернулся только спустя 60 лет - в 1988 году. Тогда на волне изменений перестройки руководство республики неожиданно приняло решение провести народные гуляния в честь Наурыз мейрамы, хотя в других республиках Центральной Азии такие празднования уже проводились.

Особенностью первого "возрожденного" Наурыза стало то, что отмечали его локально - в тогдашней столице республики Алматы и Алматинской области, а датой основных торжеств выбрали не 22 марта, а 24 апреля.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

К празднованию готовились достаточно долго - за несколько месяцев, но при этом в авральном режиме. На это были брошены силы сотрудников горисплкома (аналог современного акимата) и творческих сил тогдашней столицы. Главными местами празднования были выбраны Центральный парк культуры и отдыха, а также улица Ленина (нынешний проспект Достык), где должно было пройти карнавальное шествие. Программа была насыщена множеством культурных и спортивных мероприятий.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

Одним из организаторов праздника была Камила Тусупхановна Магзиева, работавшая тогда начальником управления культуры горисполкома города. Она вспоминает, что впервые идея по настоящему народного весеннего праздника витала в воздухе и за два года до этого в 86-м они уже провели подобное торжество в одном из районов города. Однако когда зашла речь о всегородском событии, нужно было провести подготовку. Трудности были в воссоздании народных традиций и обычаев. Многое организаторы просто узнавали у своих родственников.

"Лично мне очень сильно помог мой папа Тусупхан Магзиев. Он тогда еще работал над своей поэмой о Кабанбай-батыре, которая сейчас вошла в 100-томник "Бабалар сөзі. Тарихи жырлар". Там папа, описывая в стихах подвиги Кабанбая, излагал также историю быта и традиций казахов Среднего жуза. Я все это записывала, естественно. То же самое делала и мой начальник по горкому Шакира Тыналина и наша режиссер из театра оперы и балета. И мы еще много часов потратили в Пушкинке (библиотека - прим.ред.), собирая какие-то еще традиции. В книге Сыдыка Касиманова "Казахское ювелирное искусство", единственный раз изданной в 1965 году, тоже было очень много интересного про то, как традиции народа отразились в его декоративном искусстве. Там очень много было разъяснений о значении того или иного орнамента", - рассказала Камила Магзиева.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

По словам организатора, им помогали режиссеры, художники и актеры казахского драматического и оперного театров. Большинство декораций делали они. Юрты к празднику устанавливали, как было описано в сценарии к фильму Кыз-Жибек. Оттуда же взяли и некоторые декорации.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Режиссером-постановщиком празднования выступил профессиональный режиссер из театра оперы и балета. Она привлекала профессионалов из театра, а сотрудники управления культуры, проведя всегородской смотр художественной самодеятельности к Наурызу, выбрали лучших исполнителей из народа.

"Честно скажу, что с мастерами народно-прикладного искусства было сложновато. Они были из разных регионов Казахстана, где праздники отмечали по-своему, в соответствии с традициями различных жузов и родов. Но мы все это объединили. Жалко, конечно, было, но пришлось все эти разные традиции несколько стандартизировать", -добавила Камила Магзиева.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Еще до главного по всем предприятиям и организациям прошли конкурсы и смотры талантов в школах, училищах, вузах, НИИ, заводах и фабриках, производственных и торговых предприятиях. Лучшие из коллективов потом выступали на Старой площади и на стадионе.

"Важно отметить, что выбирали не только тех, кто исполняет казахские кюи и танцы, но представителей всех национальностей и народностей, проживающих в нашем городе. И не только исполнителей фольклора, но и исполнителей самых разных произведений, от классики до рок-музыки. Отбирали картины и поделки для художественных выставок и ярмарок. Даже прекрасные представительницы Дома моделей показали свои наряды", - добавила Камила Магзиева.

Анонс праздничных событий в столице Казахской ССР был опубликован в газетах заранее. Празднование должно было начаться в 11:00 у главного входа в парке имени Горького, где участников ждало театрализованное представление и праздничное угощение наурыз коже.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Интересно, что впервые официально в республике Наурыз отметили не в Алматы, а в поселке Узынагаш Жамбылского района Алматинской области. Там всего за день до алматинских гуляний 23 апреля прошли выступления самодеятельности, состязания акынов, ярмарка восточных кулинарных изделий, выставка изделий мастеров. На праздник приехали известные писатели и поэты, и его даже посетил руководитель республики, первый секретарь ЦК Казахстана Геннадий Колбин.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Празднование открыл внук поэта Жамбула, акын Алимкул Жамбылов, который исполнил импровизированную песню с пожеланиями мира и добра. Вслед за ним на сцене появились актеры, изображавшие героев народных легенд и сказов - Алдара Косе, Ходжу Насреддина и Тазша бала. После выступления они разошлись по парку, выступая в качестве своеобразных ведущих праздника.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Спортивная часть праздника проходила на стадионе "Спартак" в парке. Здесь умельцы соревновались в конной борьбе аударыспак, правда, не на живых конях, а на гимнастических, также прошли соревнования по казакша курес, кокпару, жамбы ату, тогыз кумалаку. Организаторы отмечали, что популярность казахских национальных видов спорта возрождается. Те, кто лично не участвовал в соревнованиях, с интересом следили за ними с трибун, которые были заполнены зрителями. На стадионе также с показательной шоу-программой выступили известные в Союзе автокаскадеры.

Одной из возрожденных в те праздничные дни 88 года народных традиций стала игра тогыз кумалак.

"К нам в управление культуры пришел какой-то народный умелец, который рассказал об этой игре и попросил включить ее в программу праздничных мероприятий. Во время празднования Наурыза в парке 28 панфиловцев были выставлены столы с комплектами для игры. Знающие люди объясняли новичкам ее правила. У столов выстраивались большие очереди из желающих попробовать сыграть", - рассказала Магзиева.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

На танцплощадке горожане зажигали под импровизированный концерт самодеятельных коллективов, исполнявших известные песни "Беташар", Тойбастар", "Жар-жар", так и репертуар популярных исполнителей. К примеру, исполнением эстрадных хитов запомнились девушки из студенческого коллектива пединститута "Айгуль". Зрители и сами смогли посоревноваться в знании казахских песен.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

В летнем театре парка прошел айтыс акынов и жырши, приехавших со всех уголков республики. По соседству, на поляне у ресторана проходила молодежная программа "Алтыбакан" с народными играми и песнями. Студенты соревновались в исполнении народных пословиц, поговорок и колыбельных.

Не обошелся праздник и без детской программы. На специальной организованной площадке "советские аниматоры" развлекали около 500 ребятишек конкурсами, играми, а на сцене выступали школьные коллективы. Прошла даже ярмарка детских поделок. На аллеях и площадях парка также проходил книжный фестиваль, встречи с писателями и поэтами, у которых можно было взять автограф, к примеру, у известной поэтессы Фариза Онгарсыновой.

Фото Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК

Гости праздника могли познакомиться с национальной кухней. Работники Московского треста ресторанов угощали гостей блюдами уйгурской и казахской кухни - мантами, самсой, патыр нан, хворостом, баурсаками, наурыз коже. Для многих горожан это была первая проба традиционного казахского праздничного блюда.

"У нас возникли большие споры по поводу того, как должен был быть приготовлен наурыз коже. Многие сотрудники утверждали, что в его составе обязательно должно быть семь злаков. Я посоветовалась со своим отцом. Он был 1900 года рождения и помнил, как во времена его детства отмечали Наурыз. Жители аулов просто высыпали в котел всю крупу, которая осталась у них на дне мешков после зимы. Там совсем не обязательно должно было быть именно семь ингредиентов", - вспоминает одна из организаторов торжества Камила Магзиева.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

В 17:30 началась завершающая часть праздника - театрализованное шествие "Наурыз тойы" от улицы Советской (Казыбек би) до Дворца Ленина (Дворец республики). Первыми двигались всадники в костюмах батыров, девушки в национальных одеяниях и символ праздника - улитка, так как по восточному календарю 1988 год был годом улитки. Празднество закончилось большим концертом у Дворца республики.

"У меня был опыт проведения торжественного каравана еще во время работы в Ленинском районе. И мы сразу же приняли это за одну из основ праздника. Взяли верблюдов и лошадей с ипподрома и из цирка, подобрали костюмы для всадников. Шествие начали со старой площади и шли до стадиона, где был огромный гала-концерт. В каждом районе города были свои основные площади для гуляния. Там тоже были организованы концерты, устанавливались юрты, качели "алты-бакан", соревновались певцы и танцоры, куплетисты и акыны. В одном месте разливалась домбра, в другом слышны были веселые частушки под балалайку, в третьем плясали лезгинку, где-то гопака, а где-то лились бардовские песни под гитару, а еще где-то лихо соревновались барабанщики и гремела рок-музыка. Все это песенно-танцевальное творчество перемежалось спортивными соревнованиями, от футбола-волейбола до скачек на лошадях", - вспоминает Камила Магзиева.

Вечером на площади перед Дворцом Ленина состоялся концерт, знаменующий все празднование.

"На этой сцене было все. И выступление знаменитых домбристов и певцов, были классические номера, была бардовская музыка. У нас там с удовольствием выступили и наш знаменитый тенор Алибек Днишев, и детский хор Дворца пионеров, и музыканты Оперного театра, и актеры казахского драматического театра, и самодеятельные коллективы завода имени Кирова, Мясокомбината, Табачного комбината и других коллективов. И даже состоялся первый в городе рок-концерт, который завершил все гуляние", - добавила Камила Магзиева.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

На ипподроме устраивались импровизированные кыз-куу (догони девушку) и даже кокпар, но вместо живого козла была кукла. И, естественно, в воздухе плыли ароматы баурсаков и шашлыков, стояли казаны с пловом и наурыз-коже.

Бывший руководитель управления культуры вспоминает, что в импровизированные под юрты торговые палатки завозили всякий дефицитный товар, от импортных туфель до утюгов и пылесосов. Люди устраивали праздник с душой и любовью.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

В следующем 1989 году масштабы празднования Наурыза изменились. Если в прошлом году праздновали один день в конце апреля, то теперь празднования продолжались целый месяц - с 22 марта по 24 апреля. На протяжении всего месяца в трудовых коллективах, школах, вузах и на уровне районов проводились свои празднования.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Так, 22 марта 1989 года во Дворце культуры АХБК выступили ансамбль "Сазген", ансамбль Дворца пионеров и даже афганские студенты, учившиеся в Алматы.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Открывали празднования Наурыза также в киностудии "Казахфильм", куда пригласили всех горожан. Перед входом в студию были установлены две большие юрты, ведущим выступил режиссер Амангельды Тажибаев. Выступили ветераны киностудии, такие как Ораз Абишев. Был дан концерт силами учеников соседних школ, института Жургенова.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

В течение марта и апреля практически каждую неделю где-то проходили празднования. К примеру, 12 апреля вокруг Казахского пединститута имени Абая улицы украсили белоснежными юртами, установили качели атыбакан. Прошло выступление силами студентов вуза, а также известных деятелей культуры, таких как поэт Гафур Каирбеков.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Особенно тщательно к празднованию подготовились в сельскохозяйственном институте. На территории институтского стадиона построили восемь аулов из юрт по числу факультетов, прошла свадьба двух студентов с соблюдением национальных традиций, прошел концерт с народными песнями и айтысами. Прошли соревнования по национальным видам спорта казакша курес, аркан тарту, жамбы ату. В "аулах" проходили конкурсы на основе традиций народного творчества. Среди выступавших были и иностранные студенты.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

Главное торжество, как и в прошлом году, прошло в апреле, на этот раз 24-го. Наурыз не считался выходным днем и поэтому для празднования выбирали воскресные дни. Тысячи алматинцев в этот день заполнили площади, проспекты и скверы. Свои концерты, выступления, спортивные игры проходили на площади имени Ленина (площадь Астаны или старая площадь), проспектах Толе би, Абая, здания цирка, а главной площадкой гуляний стал театр имени Ауэзова. На ступенях театра оборудовали трибуну и концертную площадку, где выступили как профессиональные, так и самодеятельные коллективы.

Фото из газеты "Вечерняя Алма-Ата"

На территории празднования образовались десятки городков и аулов, импровизированных площадок с точками общепита, ларьками и киосками по продаже книг и изделий народных умельцев.

Фото из газеты "Казахстанская правда"

В 89-м году празднования впервые прошли не только в Алматы, но во всех регионах страны. К примеру, в будущей столице страны Целинограде прошел карнавал с верблюдами и героями народных сказок, казахской свадьбой. На главной площади города показали народные обряды, прошел айтыс акынов, прозвучали песни и танцы народов СССР.

В марте 1991 года был издан указ президента Казахской ССР "О весеннем национальном празднике". После этого указа празднование Наурыза стало повсеместны, хотя и отмечали его не всегда 22 марта.

Фото из газет "Вечерний Алма-Аты" и "Казахстанская правда", а также из фонда Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная