22 октября 2009 | 10:29

Ненужные госкорпорации

Принимая у себя в Кремле представителей крупного бизнеса России, президент Дмитрий Медведев сначала посетовал на бюджетные проблемы государства, а затем воодушевил своим заявлением. Государственные корпорации в скором времени прекратят существование в своем нынешнем виде, и часть из них, вероятно, превратится в частные структуры. Почему же принято такое решение и какое будущее ждет госкорпорации? Ближе к бизнесу В процессе общения с предпринимателями Медведеву пришлось, с одной стороны, выступать в пользу высокой концентрации государственного присутствия в бизнесе, а с другой стороны, привлечь тех же бизнесменов к сотрудничеству. Объясняется это тем удручающим и вполне ожидаемым обстоятельством, что процесс расходования бюджетных средств оказался крайне неэффективным. Выполнение федеральных и региональных целевых программ не приносит нужных результатов, объемы поступлений в бюджет падают, а затраты, наоборот, нарастают снежным комом. Лояльность российских бизнесменов была бы в этой ситуации весьма кстати. Именно такую надежду выразил Медведев, обращаясь к тем чуть более 30 магнатам, которые были приглашены на встречу (среди них Алишер Усманов, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман). "Мы понимаем, что вы часто делали вложения в иностранный бизнес, в передовые иностранные компании: промышленные, финансовые, торговые, медийные, спортивные. И, в общем, это неплохо. Но мы - я в данном случае говорю и о государстве, и об обществе - вправе ожидать такой же активности и на внутреннем рынке. Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны в значительной мере помещаться внутри страны", - заявил президент. В этой связи, государство готово ограничить рост своего участия в экономике и определить некие "оптимальные цифры". Вместе с тем, о полной либерализации отношений не может быть и речи, так как без административного влияния сверху экономическое положение будет более нестабильным. "Кризис показал, что наши стремления в чем-то отказаться от государственного присутствия стали несостоятельны. В то же время нам необходимы ориентиры, за рамки которых нам не следует выходить в текущей ситуации", - объясняет Медведев. С точки зрения президента, в определенном смысле за этими рамками оказались государственные корпорации. Эти госструктуры особой организационно-правовой формы начали появляться при президенте Путине и создавались для повышения эффективности в тех или иных отраслях экономики. Практически сразу они вызвали недоумение и нарекания у многих экспертов и управленцев. В итоге Медведев, пришедший на смену Путину, поручил Генеральной прокуратуре и людям из собственной администрации провести проверку того, насколько эффективно работают госкорпорации Уникальная форма Федеральный закон "О некоммерческих организациях" наделяют госкорпорацию весьма неординарными и выгодными привилегиями. Передаваемое в ее состав имущество не принадлежит государству и, тем самым, не подпадает под контроль Счетной палаты России и других госорганов. По умолчанию госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, обратное тоже действительно. В отличие от акционерного общества госкорпорация не обязана раскрывать информацию о своей деятельности. Также на нее не распространяется действие закона "О несостоятельности (банкротстве)". Все эти юридические поблажки делают из госкорпораций уникальное по своей форме явление. Первой такой структурой стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций, которое было создано в 1999 году и просуществовало пять лет. Сейчас в России насчитывается семь государственных корпораций. Это Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российская корпорация нанотехнологий ("Роснано"), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой"), Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии") и Госкорпорация по атомной энергии ("Росатом"). Иногда к их числу ошибочно добавляют Объединенные авиа- и судостроительные корпорации, а также госкомпанию "Российские автомобильные дороги". Все госкорпорации были созданы в 2007 году, кроме АСВ (2003 год). Для выполнения поставленных перед ними "социальных, управленческих и иных общественно полезных функций" корпорациям выделяются значительные финансовые и материальные средства. Так, возглавляемое Анатолием Чубайсом "Роснано" получило от правительства 130 миллиардов рублей (4,45 миллиарда долларов) на финансирование своих проектов. Внешэкономбанк на пополнение своего капитала взял 450 миллиардов рублей (15,43 миллиарда долларов) из Фонда национального благосостояния. Имущественный взнос государства в Фонд ЖКХ составляет 240 миллиардов рублей (8,23 миллиарда долларов). Но несмотря на столь масштабные вливания, многие из них умудряются оставаться убыточными. Тот же Внешэкономбанк за девять месяцев потерял 41 миллиард рублей (1,4 миллиарда долларов). Иначе как коррупционным фактором объяснить сложившееся положение очень сложно. "Должны исчезнуть" Такая вот неэффективность и раздутость данных организаций не могла не вызвать критику со стороны Медведева. По словам президента, ситуация с госкорпорациями "вышла из-под контроля", поэтому нужно определиться, как поступить с ними дальше. Предлагается два варианта решения: ликвидация либо реорганизация. "Госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, просто должны исчезнуть. Те же госкорпорации, которые сегодня очевидно нужны, должны будут поменять свою организационно-правовую форму. Нам такая форма не нужна по большому счету. Я считаю, что в какой-то момент мы выпустили из-под контроля создание государственных корпораций", - считает президент. Какая же участь ожидает каждую конкретную госкорпорацию? По мнению специалистов, наиболее вероятным кандидатом на упразднение является Фонд ЖКХ. "Олимпстрой" и "Росатом" ввиду их стратегической значимости предлагается преобразовать в органы госвласти. А остальные корпорации, скорее всего, ждет приватизация за счет выпуска акций.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Принимая у себя в Кремле представителей крупного бизнеса России, президент Дмитрий Медведев сначала посетовал на бюджетные проблемы государства, а затем воодушевил своим заявлением. Государственные корпорации в скором времени прекратят существование в своем нынешнем виде, и часть из них, вероятно, превратится в частные структуры. Почему же принято такое решение и какое будущее ждет госкорпорации? Ближе к бизнесу В процессе общения с предпринимателями Медведеву пришлось, с одной стороны, выступать в пользу высокой концентрации государственного присутствия в бизнесе, а с другой стороны, привлечь тех же бизнесменов к сотрудничеству. Объясняется это тем удручающим и вполне ожидаемым обстоятельством, что процесс расходования бюджетных средств оказался крайне неэффективным. Выполнение федеральных и региональных целевых программ не приносит нужных результатов, объемы поступлений в бюджет падают, а затраты, наоборот, нарастают снежным комом. Лояльность российских бизнесменов была бы в этой ситуации весьма кстати. Именно такую надежду выразил Медведев, обращаясь к тем чуть более 30 магнатам, которые были приглашены на встречу (среди них
Реклама
Реклама
Алишер Усманов, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман). "Мы понимаем, что вы часто делали вложения в иностранный бизнес, в передовые иностранные компании: промышленные, финансовые, торговые, медийные, спортивные. И, в общем, это неплохо. Но мы - я в данном случае говорю и о государстве, и об обществе - вправе ожидать такой же активности и на внутреннем рынке. Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны в значительной мере помещаться внутри страны", - заявил президент. В этой связи, государство готово ограничить рост своего участия в экономике и определить некие "оптимальные цифры". Вместе с тем, о полной либерализации отношений не может быть и речи, так как без административного влияния сверху экономическое положение будет более нестабильным. "Кризис показал, что наши стремления в чем-то отказаться от государственного присутствия стали несостоятельны. В то же время нам необходимы ориентиры, за рамки которых нам не следует выходить в текущей ситуации", - объясняет Медведев. С точки зрения президента, в определенном смысле за этими рамками оказались государственные корпорации. Эти госструктуры особой организационно-правовой формы начали появляться при президенте Путине и создавались для повышения эффективности в тех или иных отраслях экономики. Практически сразу они вызвали недоумение и нарекания у многих экспертов и управленцев. В итоге Медведев, пришедший на смену Путину, поручил Генеральной прокуратуре и людям из собственной администрации провести проверку того, насколько эффективно работают госкорпорации Уникальная форма Федеральный закон "О некоммерческих организациях" наделяют госкорпорацию весьма неординарными и выгодными привилегиями. Передаваемое в ее состав имущество не принадлежит государству и, тем самым, не подпадает под контроль Счетной палаты России и других госорганов. По умолчанию госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, обратное тоже действительно. В отличие от акционерного общества госкорпорация не обязана раскрывать информацию о своей деятельности. Также на нее не распространяется действие закона "О несостоятельности (банкротстве)". Все эти юридические поблажки делают из госкорпораций уникальное по своей форме явление. Первой такой структурой стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций, которое было создано в 1999 году и просуществовало пять лет. Сейчас в России насчитывается семь государственных корпораций. Это Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российская корпорация нанотехнологий ("Роснано"), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой"), Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии") и Госкорпорация по атомной энергии ("Росатом"). Иногда к их числу ошибочно добавляют Объединенные авиа- и судостроительные корпорации, а также госкомпанию "Российские автомобильные дороги". Все госкорпорации были созданы в 2007 году, кроме АСВ (2003 год). Для выполнения поставленных перед ними "социальных, управленческих и иных общественно полезных функций" корпорациям выделяются значительные финансовые и материальные средства. Так, возглавляемое Анатолием Чубайсом "Роснано" получило от правительства 130 миллиардов рублей (4,45 миллиарда долларов) на финансирование своих проектов. Внешэкономбанк на пополнение своего капитала взял 450 миллиардов рублей (15,43 миллиарда долларов) из Фонда национального благосостояния. Имущественный взнос государства в Фонд ЖКХ составляет 240 миллиардов рублей (8,23 миллиарда долларов). Но несмотря на столь масштабные вливания, многие из них умудряются оставаться убыточными. Тот же Внешэкономбанк за девять месяцев потерял 41 миллиард рублей (1,4 миллиарда долларов). Иначе как коррупционным фактором объяснить сложившееся положение очень сложно. "Должны исчезнуть" Такая вот неэффективность и раздутость данных организаций не могла не вызвать критику со стороны Медведева. По словам президента, ситуация с госкорпорациями "вышла из-под контроля", поэтому нужно определиться, как поступить с ними дальше. Предлагается два варианта решения: ликвидация либо реорганизация. "Госкорпорации, которые созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, просто должны исчезнуть. Те же госкорпорации, которые сегодня очевидно нужны, должны будут поменять свою организационно-правовую форму. Нам такая форма не нужна по большому счету. Я считаю, что в какой-то момент мы выпустили из-под контроля создание государственных корпораций", - считает президент. Какая же участь ожидает каждую конкретную госкорпорацию? По мнению специалистов, наиболее вероятным кандидатом на упразднение является Фонд ЖКХ. "Олимпстрой" и "Росатом" ввиду их стратегической значимости предлагается преобразовать в органы госвласти. А остальные корпорации, скорее всего, ждет приватизация за счет выпуска акций.

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная