Аналитики Desht разобрали особенности Концепции развития рынка труда до 2030 года - документа, который Министерство труда и социальной защиты населения вынесло на публичное обсуждение. Эксперты назвали несколько причин, почему документ необходимо изменить, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Аналитики Desht разобрали особенности Концепции развития рынка труда до 2030 года - документа, который Министерство труда и социальной защиты населения вынесло на публичное обсуждение. Эксперты назвали несколько причин, почему документ необходимо изменить, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По данным Desht, в документе собрано сразу несколько явлений:
- риски ухудшения уровня жизни миллионов граждан, без преувеличения, с тем же аргументом "мы хотели как лучше";
- риски дальнейшего повышения налогов и регулирования бизнеса с ударом по самим работникам;
- риски дальнейшей эрозии системы госуправления, создания трений между центром и регионами;
- отражение заблуждений бюрократии об общественном развитии, ее ментальных моделей;
- отражение идейной "колеи", из которой страна не может выбраться уже 5-10 лет.
По словам аналитиков, документ не просто дублирует, а прямо повторяет идеи из других. Многое, по их словам, взято из концепции индустриально-инновационного развития и плана территориального развития.
"Синхронизация госдокументов нужна, но как внешнее условие. Минтруда должно было отразить свою инкрементальную (пошаговую, увеличивающуюся постепенно. - Прим.) роль в общем процессе. Де-факто мы получили неоправданно амбициозный замах на госплан с менее чем достаточными полномочиями. И для чего тогда нужен Нацплан-2029?" - написали аналитики.
Документ вводит концепт "качественного рабочего места". В этом, по мнению Desht, заключается главная мина, которая подорвет не оправившийся от прежних великих планов госаппарат и частный сектор.
"Во-первых, для критерия "качества" оплата труда должна превышать медиану. То есть минимум половина рабочих мест всегда будет некачественной, даже в развитых странах. Это просто статистика. Во-вторых, это должна быть постоянная занятость со всеми социальными льготами. Вариации разработчиков не устраивают и презрительно помечаются "некачественными". В-третьих, предлагается детальный план по наращиванию "качественных рабочих мест" с KPI для ответственных органов. И министерств, и акиматов.
Как вы думаете, будут ли госорганы массово давить на бизнес, заставляя повышать зарплаты без предпосылок, даже в тяжелое время? Будут ли придумывать новые инструменты давления и критерии "качественности"? План-то нужно выполнять", - указали эксперты.
Больше всех, по их словам, пострадает торговля, которая по плану Минтруда должна показать "качественных" рабочих мест в 2,7 раза больше.
"Ожидаем дальнейшего давления со стороны отраслевых министерств. (...) Уже не один акимат жаловался на бредовые KPI, спускаемые из центра, в том числе по рабочим местам. Это вынуждает сотрудников заниматься имитацией бурной деятельности вместо улучшения качества жизни", - заметили эксперты.
Аналитики Desht указали, что описанный в документе международный опыт подогнан под готовые решения. В восточноазиатских странах разработчики отметили индустриализацию, в Корее - госпланирование занятости, у Канады - форсайты, у США - преференции для промышленных предприятий.
"Три старые ошибки мышления. Индустриализация - это не цель, а следствие других процессов. Чтобы сбить температуру тела, не нужно заставлять пациента принимать ледяную ванну. Индустриализация, тем более первичная - это враг для нынешних левых министерств труда. Легкая промышленность развилась в Западной Европе 4 века назад, потому что предприятия и сотрудники сбежали туда, где можно было работать сколько хочешь и как хочешь. Аналогично, "экономика простых вещей" развита в Южной Азии потому, что там не соблюдаются условия труда, включая детский труд.
За индустриализацией в Восточной Азии стоял дешевый и ничем не защищенный труд. Пенсии появились сравнительно недавно. Профсоюзы физически гасили, в том числе с привлечением мафиозных организаций. Но эту часть "международного опыта" предпочли не учитывать", - заметили эксперты.
Еще одной ошибкой разработчиков в Desht назвали переоценку усилий государств и недооценку фундаментальных процессов.
"Если поднимаются все лодки, значит, возможно, наступил прилив. Не просто так выросли практически все страны Восточной Азии. На фоне подъема Сингапура с сильным госпланированием был такой же неолиберальный Гонконг.
Наверное, были другие причины. Например, гигантский и растущий рынок США и Европы, который активно поглощал все, что они производили. Или расположение на побережье, так как морская перевозка в разы дешевле, чем сухопутная. Или история этих народов, которые несколько веков назад были наравне с Европой по уровню развития и имели массовое производство. Или культура — высокий уровень коллективизма, когда люди жертвуют своим благополучием ради других и даже некой идеи", - перечислили эксперты.
Также аналитики заявили, что в документе есть множество странных инициатив, таких как субсидирование заработных плат, увеличение фискальной нагрузки на лиц, работающих в цифровых платформах, развитие портала enbek.kz вместо развития конкуренции и другие.
В качестве решения проблемы в Desht рекомендовали ликвидировать документ, так как "у него небольшой вклад в уже существующую систему документов".
"При невозможности ликвидировать, вычистить его от несвойственных положений, оставив инкрементальные меры с адекватными KPI. Не посягать на роль Нацплана развития - 2029", - предложили аналитики.
Кроме того, в Desht советуют определить приоритет количества над качеством.
"По различным опросам, людей сейчас интересует наличие работы и оплата труда, а не его условия и косвенные блага (соцстрахование и так далее). Мы рано начали эти разговоры, присущие современным развитым странам. Единственное исключение - безопасность труда, это обязательно.
Или, как опция, передать регулирование в акиматы. Тогда каждый выберет себе то, что актуально при текущем уровне развития локального рынка труда", - отметили в Desht.
Еще аналитики предложили определить приоритет охвата наблюдением над регулированием. Невозможно, по их словам, управлять тем, чего не видишь. Они отметили, что власти не знают ни точного количества бедных в стране, ни чем занимаются несколько миллионов самозанятых. Нет понимания огромной системы взаимосвязей между людьми, неформальных инструментов страхования и прочего.
"Разрабатывать меры по абстрактному международному опыту, не понимая всего этого, - не лучшая затея. Отсюда и должна формироваться позиция по отношению к цифровым платформам. Если благодаря им уже 1 миллион граждан стали "видны" (осталось еще несколько), то выбегать с преждевременным регулированием, мягко говоря, неоправданно. Это странный ход и политически, так как именно эти группы населения создавали риск для государства", - заключили в Desht.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере