©Дмитрий Дубовицкий
Ежедневно носильщики грузов через казахстанско-китайскую границу "обворовывают" республику на 12-15 миллионов тенге. Инструментов для эффективной борьбы с ними у работников таможенного поста "Хоргос" нет. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал временно исполняющий обязанности начальника таможенного поста "Хоргос" Темирхан Ерумбаев. "Это весьма интересное явление. Ежедневно через таможенный пост проходит порядка полутора тысяч таких вот "носильщиков". Эти люди пользуются правом проноса через границу 50 килограммов груза, который не превышает в стоимости 1500 евро. Они не платят таможенных пошлин, хотя ясно, что преследуют коммерческие цели. Ежедневно из-за них в государственную казну не поступает порядка 12-15 миллионов тенге (около 100 тысяч долларов)", - заявил Ерумбаев. По его словам, комитет таможенного контроля предложил внести поправки в законодательство Таможенного союза, в которых будет четкое определение того, что считать коммерческим грузом, а что - товаром для собственного потребления. Это позволит оперативно решать многие спорные моменты. "Часто можно видеть, как человек проносит 50 килограммов носков. Ясно ведь, что это не для себя, однако многие из этих людей юридически подкованы. Они знают, что могут отстоять свое право, и начинают доказывать, что у них семья большая или что он сам пять раз в день носки меняет. В этой ситуации закон пока на их стороне", - добавил Ерумбаев. Сотрудники таможенного поста, в свою очередь, стараются пресекать деятельность носильщиков своими методами: "Когда ясно, что человек - "носильщик", мы пытаемся "надавить" на него психологически. Нередко бывает, что новички в этом деле сдаются и уходят, а вот с профессионалами сложнее, их так просто не запугать. Но решить эту проблему не так сложно. Достаточно прописать в законодательстве пункт, который бы не позволял людям многократно в течение месяца проносить большое количество груза". Однако, по мнению руководителя таможенного поста, резкое ограничение деятельности "носильщиков" также чревато своими последствиями. "С ними связано около 10 тысяч человек (поставщики товара и реализаторы). Да и сами "носильщики" сейчас живут только за счет этого. В основном это жители приграничных районов, как с казахстанской, так и с китайской стороны. Если лишить их заработка в один момент - это может вызвать бурное недовольство", - сообщил Ерумбаев. Географическое положение "Хоргоса" не позволяет "носильщикам" совершать больше одного рейда в день. По самым скромным подсчетам, за один раз каждый из них зарабатывает порядка 10 тысяч тенге (около 67 долларов). Стоит отметить, что схожая проблема сейчас наблюдается и на границе Казахстана и Кыргызстана на таможенном посту "Кордай", где ежедневный поток составляет 32 тысячи человек. Причем там "носильщики" совершают по нескольку рейдов в сутки. Подсчитать приблизительный убыток для государства от их деятельности не представляется возможным.
Ежедневно носильщики грузов через казахстанско-китайскую границу "обворовывают" республику на 12-15 миллионов тенге. Инструментов для эффективной борьбы с ними у работников таможенного поста "Хоргос" нет. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал временно исполняющий обязанности начальника таможенного поста "Хоргос" Темирхан Ерумбаев.
"Это весьма интересное явление. Ежедневно через таможенный пост проходит порядка полутора тысяч таких вот "носильщиков". Эти люди пользуются правом проноса через границу 50 килограммов груза, который не превышает в стоимости 1500 евро. Они не платят таможенных пошлин, хотя ясно, что преследуют коммерческие цели. Ежедневно из-за них в государственную казну не поступает порядка 12-15 миллионов тенге (около 100 тысяч долларов)", - заявил Ерумбаев.
По его словам, комитет таможенного контроля предложил внести поправки в законодательство Таможенного союза, в которых будет четкое определение того, что считать коммерческим грузом, а что - товаром для собственного потребления. Это позволит оперативно решать многие спорные моменты.
"Часто можно видеть, как человек проносит 50 килограммов носков. Ясно ведь, что это не для себя, однако многие из этих людей юридически подкованы. Они знают, что могут отстоять свое право, и начинают доказывать, что у них семья большая или что он сам пять раз в день носки меняет. В этой ситуации закон пока на их стороне", - добавил Ерумбаев.
Сотрудники таможенного поста, в свою очередь, стараются пресекать деятельность носильщиков своими методами: "Когда ясно, что человек - "носильщик", мы пытаемся "надавить" на него психологически. Нередко бывает, что новички в этом деле сдаются и уходят, а вот с профессионалами сложнее, их так просто не запугать. Но решить эту проблему не так сложно. Достаточно прописать в законодательстве пункт, который бы не позволял людям многократно в течение месяца проносить большое количество груза".
Однако, по мнению руководителя таможенного поста, резкое ограничение деятельности "носильщиков" также чревато своими последствиями. "С ними связано около 10 тысяч человек (поставщики товара и реализаторы). Да и сами "носильщики" сейчас живут только за счет этого. В основном это жители приграничных районов, как с казахстанской, так и с китайской стороны. Если лишить их заработка в один момент - это может вызвать бурное недовольство", - сообщил Ерумбаев.
Географическое положение "Хоргоса" не позволяет "носильщикам" совершать больше одного рейда в день. По самым скромным подсчетам, за один раз каждый из них зарабатывает порядка 10 тысяч тенге (около 67 долларов). Стоит отметить, что схожая проблема сейчас наблюдается и на границе Казахстана и Кыргызстана на таможенном посту "Кордай", где ежедневный поток составляет 32 тысячи человек. Причем там "носильщики" совершают по нескольку рейдов в сутки. Подсчитать приблизительный убыток для государства от их деятельности не представляется возможным.