В преддверии праздников многие казахстанцы закупали продукты и готовые блюда по объявлениям, размещенным в аккаунтах Instagram, на сайтах объявлений и в других соцсетях. При этом зачастую покупатели ничего не знают о продавце и качествах товара, который скрывается за объявлением. Эксперты рассказали, можно ли привлечь к ответственности недобросовестных производителей и продавцов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В преддверии праздников многие казахстанцы закупали продукты и готовые блюда по объявлениям, размещенным в аккаунтах Instagram, на сайтах объявлений и в других соцсетях. При этом зачастую покупатели ничего не знают о продавце и качествах товара, который скрывается за объявлением. Эксперты рассказали, можно ли привлечь к ответственности недобросовестных производителей и продавцов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Заместитель главного санврача Алматы Садвакас Байгабулов отметил, что за объявлениями в интернете чаще всего скрываются неустановленные места торговли. В этом случае покупатели не застрахованы от приобретения недоброкачественных продуктов. По словам санврача, в таком случае нельзя быть уверенным, в каких условиях готовился продукт и соблюдались ли при этом санитарные правила.
"В магазине или кулинарии и других объектах общественного питания вы видите, как все производится, подается и упаковывается. Как вам блюдо подогрели и подали. Вы видите свежеприготовленную пищу. У любых стационарных точек общепита есть социальные сети, вы можете побывать в них, попробовать блюда и уже потом заказать у них. В то же время в каждом городе есть очень много объявлений о продаже продуктов и блюд, которые в лучшем случае готовят на дому, а в худшем - в гараже или сарае. Работая санитарным врачом, я сталкивался с подобным. Такие объекты чаще всего остаются в тени и выставляют только объявления о продаже продуктов без каких-либо данных. Они никем не регулируются, не платят налоги, у них нет необходимых заключений, а сотрудники не имеют медкарты и не проходят медосмотр", - рассказал Садвакас Байгабулов.
Санврач отметил, что на объектах, не имеющих стационарных точек, зачастую не соблюдается технология приготовления, не соблюдаются условия хранения, транспортировки, разделки, нет ветеринарных сертификатов. При этом Байгабулов добавил, что санитарные службы не могут проверять такие объекты даже в случае жалоб потребителей, так как для проверки организация должна иметь БИН и иметься в базе предпринимателей, поскольку санкцию на проверку выдает прокуратура. В случае же с объектами, находящимися вне правового поля, санитарные службы не могут их проверить.
Председатель правления Национальной лиги потребителей Светлана Романовская предупреждает покупателей, что даже приобретая мясо или другие продукты питания через Instagram, нужно обязательно спрашивать у продавца наличие ветзаключения либо сертификата соответствия товара. По-другому продавцы не имеют права на продажу. Также важно наличие документов о покупке. В случае, если покупатель берет товары через соцсети и ему не выдают чек, то он берет все риски на себя.
"У нас очень много жалоб по этому поводу, когда люди травились тортами домашнего приготовления или болели сальмонеллезом, купив в соцсетях какие-то продукты. Потом они никак не могли найти продавца, тем более доказать, что им кто-то что-то продавал. Когда начинаются жалобы, они просто убирают объявления. В таких случаях невозможно найти виновных и привлечь их к ответственности. Жалоб много, но мы за такие случаи даже не беремся", - рассказала председатель Национальной лиги потребителей.
По словам Романовской, у госорганов нет механизма проверки незарегистрированных предпринимателей. К ответственности их может привлечь только налоговая за неуплату госпошлин. Именно поэтому при покупке всегда нужно требовать подтверждающий документ и сертификат безопасности. В противном случае, по словам эксперта, лучше воздержаться от приобретения товара в соцсетях.
Юрист, специалист по гражданскому праву Илья Князев отметил, что согласно последним изменениям в закон "О защите прав потребителей" требования и жалобы покупателей теперь рассматриваются в три этапа. На первом этапе, нужно обратиться к самом продавцу, чтобы он удовлетворил претензии. Если продавец не удовлетворил их надлежащим образом, то на втором этапе потребитель может обратиться в уполномоченный орган, а только потом подать исковое заявление в суд. При этом продавец и производитель, независимо от формы собственности и юридического статуса, обязаны обеспечить надлежащее качество товара. Продукт не должен быть испорченным и должен соответствовать сроку годности и прочим признакам надлежащего качество товара.
"При осуществлении коммерции через интернет надо всегда понимать, к кому ты обращаешься. Продавец в любом случае должен предоставлять подтверждение факта покупки товара. К сожалению, в большинстве случаев этого не делается в связи с общим правовым нигилизмом в нашем обществе. Лучшей защитой от некачественных продуктов будет просто не покупать их у продавцов, которые не имеют никакой официальной регистрации и не могут ничего предоставить", - добавил юрист.
По словам эксперта, даже при отсутствии чека или договора на приобретение товара или услуги покупатель все равно может доказать факт приобретения товара у определенного продавца.
"Согласно закону "О защите прав потребителя" отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, такого как договор, на приобретение или чек, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, документы и другие средства доказывания, в том числе фото и видео для подтверждения факта покупки. При этом будут ли, к примеру, нотариально заверенные скриншоты переписки с продавцом надлежащим доказательством - будет оценивать конкретный суд по своим внутренним убеждениям. Тут нет какого-то общего правила, суд может принять или не принять такие доказательства. Но конечно же лучше всего закреплять их через нотариуса. При этом если речь идет о переписке с продавцом, то в ходе беседы надо сразу обсудить все условия покупки, включая срок хранения и другие характеристики продукта, чтобы продавец потом не мог заявить, что прислал вам другой товар, а не тот о чем вы договаривались", - отметил Илья Князев.
Юрист считает, что многие продавцы в интернете, которые пекутся о своей репутации в соцсетях, даже без обращения в суд будут готовы удовлетворить жалобы покупателей, к примеру, заменить товар или вернуть деньги. В этом случае отрицательный пост в сети может работать лучше, чем обращение в суд.
"Надо понять, что основную проблему в привлечении недобросовестного продавца или производителя, работающего только в соцсетях, к ответственности, составляет не то, как доказать, что вы что-то покупали у него, а установление его личности. Зачастую такие продавцы указывают только номера телефонов, и иногда не свои. Найти физическое лицо без ИП или какой-либо официальной регистрации трудно. Я не сомневаюсь, что среди интернет-продавцов много тех, кто осуществляет свой бизнес надлежащим образом, но общее отсутствие правовой культуры и слабый контроль со стороны государства могут привести к возникновению проблем. Безопаснее покупать продукты в официальных онлайн-магазинах или на сайтах, которые имеют какой-то юридический статус", - рассказал юрист.
Юрист заключил, что даже если удастся найти продавца и доказать факт покупки, не стоит рассчитывать на большую компенсацию морального вреда в суде. Чаще всего факт моральных страданий. Практика показывает, что наши суды в таких случаях определяют размер компенсации около 50-100 тысяч тенге. Но юрист обращает внимание на то, что многие кто взыскивает моральный вред, никак не обосновывают свои требований и не предъявляют доказательства моральных страданий. Возможно именно с этим незначительные размеры удовлетворяемых судом исковых требований.