Цены на услуги в казахстанских аэропортах возмутили депутата
Депутаты Мажилиса подняли вопрос цен на услуги, оказываемые в казахстанских аэропортах, передает корреспондент Tengrinews.kz
Депутаты Мажилиса подняли вопрос цен на услуги, оказываемые в казахстанских аэропортах, передает корреспондент Tengrinews.kz
В Мажилисе проходит презентация проекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции". Предполагается выведение из-под государственного ценового регулирования до 1 июля 2017 года всех услуг аэропортов, оказываемых при обслуживании рейсов в международных направлениях.
Депутат Меруерт Казбекова заявила: "Сегодня в аэропорту чашка чая стоит 450 тенге. Вы имеете право не регулировать, если у людей есть выбор. То есть, есть второй аэропорт - частный. Даже сферу услуг вы оставили без регулирования - кафе и так далее. И вы видите, что творится, ценовой сговор. У людей нет другого выбора, кроме этого аэропорта. И он вынужден пользоваться этими услугами. И если сегодня вы пишите "всех услуг аэропортов" - это естественно, если не будет госрегулирования цен, то цены возрастут. И это опять упадет на цену билета. Каким образом вы собираетесь это решать?"
"Это резонансный вопрос. Сейчас наш антимонопольный орган проводит расследование по ряду аэропортов. Это расследование будет завершено в ближайшее время", - пояснил Айдар Арифханов, вице-министр национальной экономики РК.
Серик Жумангарин, председатель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК, заявил, что эти меры окажут положительное влияние на ценообразование на внутренних рейсах.
"Практически все аэропорты убыточные, за исключением Алматы и Астаны. Пассажиропоток редко превышает 300 тысяч. (...) Соответственно, аэропорты жестко зарегулированы, регулируемых услуг - 13, и еще 4 услуги - в естественных монополиях. В данном случае мы говорим только о дорегулировании в международном направлении услуг, связанных с вылетом из Казахстана. С 1 января 2017 года регулируемые услуги в аэропортах будут либерализованы. На смену ценовому регулированию придет антимонопольное - то есть по жалобам потребителей будем выходить и наказывать. А с 1 июля - мы планируем дорегулировать международные услуги. Что это даст аэропорту? Появится возможность зарабатывать средства дополнительные, поскольку международные рейсы сейчас очень просели. Если взять любой российский или западный аэропорт, то цена за одну и ту же услугу в связи с переходом на инфляционное таргетирование очень сильно упала в долларах, аэропорты перестали зарабатывать. А у нас очень остро стоит вопрос обеспечения авиационной безопасности - приедет на следующий год комиссия ИКАО. И наземная, и аэропортовская инфраструктура сильно изношена. Поэтому здесь вопрос нашей с вами безопасности идет. Самое главное - это даст возможность удешевить, не повышать цены на внутренние перевозки для наших же граждан. Потому что вопрос конечного регулирования в аэропортах для нас с вами - это вопрос цены билета на самолет, больше ничего нас не должно интересовать. Это даст возможность аэропортам развиваться. Кроме того, мы некоторые аэропорты, порядка 10, переводим на малую мощность - они смогут тарифы в сфере естественных монополий на 7 процентов в пределах инфляции ежегодно сами увеличивать, уведомляя нас", - сказал он.
"Стоит задача сейчас - рассмотреть в правительстве вопрос о возможности дерегулирования с 1 июля (2016 года) в международном направлении услуг аэропортов, связанных с регулируемыми рынками. Это услуги телескопического транспорта, обслуживание пассажиров, услуги встречи и выпуска и так далее. Почти 13 услуг. Аэропорты в международных направлениях смогут сами устанавливать тарифы и у них появится возможность зарабатывать средства в валюте. Это позволит им модернизировать свою инфраструктуру, улучшить авиационную безопасность и снизить нагрузку на внутренние авиарейсы. Иначе все это они бы делали, поднимая цену для нас с вами на билеты", - добавил в кулуарах Жумангарин.