Российские ученые пришли к выводу, что современные учебники истории в большинстве стран СНГ искажают события прошлого, пишет "Независимая газета". Исключение составили учебники Белоруссии и Армении. Исследование проводилось Национальной лабораторией внешней политики в течение года. Ее сотрудники перевели и проанализировали 200 школьных учебников. В докладе делается акцент на то, что "вместо объективного изложения истории, в странах постсоветского пространства школьникам преподносят гремучую смесь из мифов по поводу древности своего народа, высокой культурной миссии предков и "заклятом враге" - России". Авторы доклада приводят примеры из прибалтийских, украинских и узбекских учебников, содержащие ярко выраженную националистическую трактовку истории. Так, доцент кафедры отечественной истории МГУ Андрей Шадрин рассказывает, что период шведского господства в эстонских учебниках трактуется в самых позитивных тонах. Хотя, "именно при шведах, в ХVII веке, от голода, чумы и войн погибло четыре пятых населения", - говорит историк. Эту статистику он взял из эстонского энциклопедического словаря. В учебнике "История Эстонии", его авторы горько сожалеют: "Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь? К 1240 году время было упущено..." Воссоединение Украины с Россией в украинских учебниках преподнесли как признание Москвой ее независимости. "Мартовские статьи", устанавливавшие условия службы Запорожского войска русскому царю, оказались неким межгосударственным договором. Более того, на политической карте того времени возникла вдруг "Украинская казацкая держава", впоследствии "уничтоженная" Москвой. Кроме того, из истории вычеркиваются множество фактов, свидетельствующих о помощи России своим соседям. Из узбекских учебников вымаран факт, что в 1967 году именно Россия за год отстроила разрушенный землетрясением Ташкент.
Российские ученые пришли к выводу, что современные учебники истории в большинстве стран СНГ искажают события прошлого, пишет "Независимая газета". Исключение составили учебники Белоруссии и Армении. Исследование проводилось Национальной лабораторией внешней политики в течение года. Ее сотрудники перевели и проанализировали 200 школьных учебников.
В докладе делается акцент на то, что "вместо объективного изложения истории, в странах постсоветского пространства школьникам преподносят гремучую смесь из мифов по поводу древности своего народа, высокой культурной миссии предков и "заклятом враге" - России". Авторы доклада приводят примеры из прибалтийских, украинских и узбекских учебников, содержащие ярко выраженную националистическую трактовку истории.
Так, доцент кафедры отечественной истории МГУ Андрей Шадрин рассказывает, что период шведского господства в эстонских учебниках трактуется в самых позитивных тонах. Хотя, "именно при шведах, в ХVII веке, от голода, чумы и войн погибло четыре пятых населения", - говорит историк. Эту статистику он взял из эстонского энциклопедического словаря. В учебнике "История Эстонии", его авторы горько сожалеют: "Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь? К 1240 году время было упущено..."
Воссоединение Украины с Россией в украинских учебниках преподнесли как признание Москвой ее независимости. "Мартовские статьи", устанавливавшие условия службы Запорожского войска русскому царю, оказались неким межгосударственным договором. Более того, на политической карте того времени возникла вдруг "Украинская казацкая держава", впоследствии "уничтоженная" Москвой.
Кроме того, из истории вычеркиваются множество фактов, свидетельствующих о помощи России своим соседям. Из узбекских учебников вымаран факт, что в 1967 году именно Россия за год отстроила разрушенный землетрясением Ташкент.