Фото: Андрей Терехов / Коммерсантъ
Ключевым фактором в решении о девальвации тенге стала "мировая неопределенность, которая выражается в ослаблении валют развивающихся стран". Об этом в интервью журналу "Огонек" заявил глава Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов. "Для нас важным моментом стали пессимистичные прогнозы в отношении экономического роста в странах - торговых партнерах Казахстана. Напомню, 51 процент нашей торговли приходится на страны ЕС, которые с трудом выходят из ползучей рецессии. Существует большой пессимизм по поводу высоких темпов роста в Китае, а это, заметьте, наш сосед. Немало вопросов и по замедлению темпов роста в России. Все это и заставило сделать выбор", - объяснил Келимбетов. Он подчеркнул, что решение о девальвации тенге принималось коллегиально на заключительной консультации с руководством правительства. Сама же эта консультация была "проведена после полугода исследований, когда озабоченность по уровню золотовалютных резервов приобрела конкретные очертания". На вопрос, почему был выбран резкий, а не плавный вариант девальвации, Келимбетов ответил, что плавная коррекция курса доллара приводит к нервозности населения, к большим перетокам из валюты в валюту. "Мы все это видели в течение последнего года в России", - напомнил банкир. "Кроме того, у нас был опыт корректировки валюты в 2009 году - тогда она тоже была проведена одномоментно и эффективно. Хотя, конечно, дискуссия о том, как менять курс, была. Не исключаю, кстати, что в этом году нам еще предстоит стать свидетелями аналогичных корректировок во многих странах", - добавил Келимбетов. Председатель Нацбанка отметил, что во время девальвации 2009 года ходили разговоры о том, что кто-то сумел заранее узнать об этом и заработать, заранее переведя свои сбережения в доллары. Теперь же все было сделано достаточно скрытно: "В этот раз консультации по корректировке тенге были специально проведены после закрытия биржи предыдущего дня. А некоторых сотрудников, которые готовили реализацию решения, даже не отпустили домой, чтобы исключить возможность утечек". "Считаю, мы эффективно провели корректировку тенге - разумной альтернативы принятому решению нет. За полгода мы уже потратили 6,4 миллиарда долларов на поддержание курса, продолжаться так не могло. Новый курс взят с неплохим запасом прочности, и государству не составит больших усилий его поддерживать", - заявил собеседник издания. По словам Келимбетова, в 2014 году Нацбанк вместе с правительством намерен сдерживать инфляцию в диапазоне 6-8 процентов, следить за тем, чтобы цены на основные продукты не завышались необоснованно, а в обменных пунктах не было спекуляций. "Что касается перспектив экономики в целом, то корректировка обменного курса улучшит конкурентные условия для отечественных товаров и предпринимателей, работающих в экспортных и импортозамещающих отраслях экономики. Мы считаем, что это даст нашим производителям возможности усилить свои позиции и в рамках Таможенного союза", - заключил Кайрат Келимбетов.
Ключевым фактором в решении о девальвации тенге стала "мировая неопределенность, которая выражается в ослаблении валют развивающихся стран". Об этом в интервью журналу "Огонек" заявил глава Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов.
"Для нас важным моментом стали пессимистичные прогнозы в отношении экономического роста в странах - торговых партнерах Казахстана. Напомню, 51 процент нашей торговли приходится на страны ЕС, которые с трудом выходят из ползучей рецессии. Существует большой пессимизм по поводу высоких темпов роста в Китае, а это, заметьте, наш сосед. Немало вопросов и по замедлению темпов роста в России. Все это и заставило сделать выбор", - объяснил Келимбетов.
Он подчеркнул, что решение о девальвации тенге принималось коллегиально на заключительной консультации с руководством правительства. Сама же эта консультация была "проведена после полугода исследований, когда озабоченность по уровню золотовалютных резервов приобрела конкретные очертания".
На вопрос, почему был выбран резкий, а не плавный вариант девальвации, Келимбетов ответил, что плавная коррекция курса доллара приводит к нервозности населения, к большим перетокам из валюты в валюту. "Мы все это видели в течение последнего года в России", - напомнил банкир.
"Кроме того, у нас был опыт корректировки валюты в 2009 году - тогда она тоже была проведена одномоментно и эффективно. Хотя, конечно, дискуссия о том, как менять курс, была. Не исключаю, кстати, что в этом году нам еще предстоит стать свидетелями аналогичных корректировок во многих странах", - добавил Келимбетов.
Председатель Нацбанка отметил, что во время девальвации 2009 года ходили разговоры о том, что кто-то сумел заранее узнать об этом и заработать, заранее переведя свои сбережения в доллары. Теперь же все было сделано достаточно скрытно: "В этот раз консультации по корректировке тенге были специально проведены после закрытия биржи предыдущего дня. А некоторых сотрудников, которые готовили реализацию решения, даже не отпустили домой, чтобы исключить возможность утечек".
"Считаю, мы эффективно провели корректировку тенге - разумной альтернативы принятому решению нет. За полгода мы уже потратили 6,4 миллиарда долларов на поддержание курса, продолжаться так не могло. Новый курс взят с неплохим запасом прочности, и государству не составит больших усилий его поддерживать", - заявил собеседник издания.
По словам Келимбетова, в 2014 году Нацбанк вместе с правительством намерен сдерживать инфляцию в диапазоне 6-8 процентов, следить за тем, чтобы цены на основные продукты не завышались необоснованно, а в обменных пунктах не было спекуляций.
"Что касается перспектив экономики в целом, то корректировка обменного курса улучшит конкурентные условия для отечественных товаров и предпринимателей, работающих в экспортных и импортозамещающих отраслях экономики. Мы считаем, что это даст нашим производителям возможности усилить свои позиции и в рамках Таможенного союза", - заключил Кайрат Келимбетов.