ПОДЕЛИТЬСЯ
11 сентября 2014 | 19:06
Введение маркировки товаров в ТС губительно для казахстанских предприятий
Введение маркировки товаров в Таможенном Союзе губительно для казахстанских предприятий. С таким заявлением выступили представители Ассоциации легкой промышленности и предприятий торговли Казахстана и Национальной палаты предпринимателей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Введение маркировки товаров в Таможенном Союзе губительно для казахстанских предприятий. С таким заявлением выступили представители Ассоциации легкой промышленности и предприятий торговли Казахстана и Национальной палаты предпринимателей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Новые правила маркировки товаров легкой промышленности, призванные якобы побороть контрафакт на рынках Евразийского союза, могут нанести вред отечественному производству и усложнить торговлю. Экономическая целесообразность этого решения до сих пор не доказана", - заявляют в Национальной палате предпринимателей. При этом в НПП отмечают, что правительство Казахстана пока не выработало окончательную позицию по этому вопросу, однако на уровне Евразийской экономической комиссии уже идут разговоры о расширении этих правил на все товары народного потребления.
В Нацпалате предпринимателей поясняют, что 28 апреля текущего года ЕЭК приняло Решение №28 под названием "О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности". Документ должен стать фундаментом для формирования на территории Евразийского союза системы маркировки всех товаров легкой промышленности, за исключением той, что идет на экспорт.
"Идея на первый взгляд благая - отгородить общий рынок от контрафактной продукции. Однако дьявол кроется в деталях, и чем обернется для Казахстана это решение, вызывает большие вопросы. Примечательно, что под соусом борьбы с контрафактом российские и белорусские представители в ЕЭК предлагают ввести маркировку товаров на базе RFID-метки, отличающейся от других своих аналогов, прежде всего, дороговизной. Себестоимость нанесения такой маркировки варьируется в пределах 15-20 тенге за единицу товара (...) Внедрение на законодательном уровне RFID-маркировки может серьезно подорвать финансовое состояние отечественных производителей и торговых предприятий",- заявили в НПП РК.
По данным Ассоциации легкой промышленности Казахстана, отечественное производство и так переживает не лучшие времена. Так, отечественное производство обеспечивает около 12 процентов внутреннего рынка и всего лишь около 1 процента обувного рынка, отмечают в профобъединении. Остальное, добавляют там, приходится на импорт.
Помимо вопросов производства, как уточняют в НПП РК, эта новелла затрагивает интересы оптово-розничных торговцев. "Внедрение системы маркировки товаров легкой промышленности на базе технологии RFID вынуждает торговцев приобретать за свой счет специальные считывающие устройства. Их стоимость варьируется примерно от 800 евро до 2500 евро", - отмечают в Ассоциации предприятий торговли.
При этом заводы по производству RFID-меток в Таможенном союзе имеют только Россия и Белоруссия. В НПП приводят данные по маркировке на базе QR-кода, согласно которым только по табачному рынку объем заказов оценивается в размере 20 миллиардов тенге в год. И это при цене одного QR-кода в 10 тенге.
В палате отмечают, что в таких условиях, миллиардные издержки в виде производства и нанесения этих самых маркировок лягут на плечи бизнесменов и потребителей, что и без того осложнит положение находящегося в зачатке производства. А если учитывать тот факт, что Казахстан по большинству товаров народного потребления - страна импортозависимая, то и проблемы с контрафактом не носят той остроты, как в Белоруссии и России. НПП задается вопросом, зачем идти на поводу у этих стран в вопросах столь жесткого контроля производства. Но даже, если бизнес и будет тратить на эти цели миллиарды тенге на ежегодной основе, то будет неизвестно, с чем и как бороться. В НПП прямо заявляют: экономических расчетов на этот счет в ЕЭК до сих пор не представили. То есть у инициаторов элементарно нет сведений об объеме производимой в Казахстане контрафактной продукции, и как в таком случае будет оцениваться эффективность введения этой маркировки, которую навязывают отечественному бизнесу, никто не может сказать.
Для справки напомним, что в Казахстане уже действует механизм борьбы с контрафактом при помощи акцизов, отмечают в НПП РК. Так есть ли смысл усложнять условия ведения бизнеса для отечественных производств и импортеров, когда отсутствует обоснованный расчет, задаются вопросом представители бизнес-сообщества. "Основной аргумент, который приводят в ЕЭК - опыт Беларуси, которая уже как 8 лет использует эту маркировку. На заседаниях, в которых мы участвовали, были вопросы, как повлияло внедрение этой системы маркировки на динамику доли контрафактной продукции на рынке, производство, а также рост платежей в бюджет. Конкретных ответов на эти вопросы мы до сих пор не получили",- подчеркнули в НПП РК.
Признают проблему и в АО "Национальные информационные технологии", которое в случае внедрения RFID-маркировки будет наиболее вероятным разработчиком программного обеспечения для ее работы на территории Казахстана. "Сейчас проговаривается вопрос проведения экономических расчетов влияния внедрения сертификации товаров легкой промышленности на базе различных технологий", - добавляют в НПП.
Показать комментарии
Читайте также