Депутат Асхат Бекенов направил главе правительства запрос, в котором высказал озабоченность касательно идеи формирования открытого евразийского неба и либерализации воздушного пространства, сообщает Tengrinews.kz
Депутат Асхат Бекенов направил главе правительства запрос, в котором высказал озабоченность касательно идеи формирования открытого евразийского неба и либерализации воздушного пространства, сообщает Tengrinews.kz
В запросе мажилисмен сообщает, что в настоящее время рабочими группами с участием транспортных министерств Казахстана, России и Беларуси ведутся переговоры по заключению Договора об экономическом союзе, в том числе по разделу об авиации. При этом он приводит позицию российской стороны, которая выступает против предложения Европейского Союза о введении режима "Открытое небо" между Россией и Евросоюзом, считая, что либерализация воздушного сообщения с ЕС негативно скажется на российских авиакомпаниях.
В то же время, отмечает он, Российская Федерация не намерена отказываться от идеи формирования открытого евразийского неба и либерализации воздушного пространства с Казахстаном и Республикой Беларусь.
Однако казахстанские авиакомпании также сообщают о нецелесообразности либерализации воздушного пространства в рамках Евразийского экономического союза.
Депутат приводит следующие цифры: воздушный флот крупнейшего казахстанского авиаперевозчика "Эйр Астаны" составляет 28 воздушных судов; у второго по величине авиаперевозчика SCAT 20 воздушных судов; в то время как воздушный флот двух крупнейших российских авиакомпаний составляет соответственно 137 ВС ("Аэрофлот") и 101 ВС ("Трансаэро").
"С учетом вышеизложенного, даже при устранении всех имеющихся барьеров (таких как, субсидии российским авиаперевозчикам), создание "Единого Евразийского Неба" негативно отразится на развитии казахстанской гражданской авиации", - пишет Бекенов.
Он отмечает, что на сегодняшний день воздушный транспорт Казахстана уже находится в неравных конкурентных условиях по сравнению с другими государствами-участниками.
"Известно, что сейчас все казахстанские авиаперевозчики являются коммерческими и не получают финансовую поддержку от государства, тогда как, например, "Аэрофлот" пользуется субсидиями от правительства РФ в виде роялти за пролет иностранных перевозчиков по транссибирским маршрутам (более 400 миллионов долларов в год). Субсидирование позволило российской авиакомпании расширить свой парк до 110 самолетов западного производства (размещен заказ еще на 124 воздушных судна) и усовершенствовать свою материально-техническую базу", - аргументирует мажилисмен.
Он говорит о том, что "Эйр Астана" на фоне "Аэрофлота" является довольно молодой компанией, работающей в условиях окупаемости. По его информации, за время своего существования отечественный перевозчик не получал дополнительных финансовых средств, но при этом он выплатил в бюджет порядка 43 миллиардов тенге (290 миллионов долларов) в качестве налогов и дивидендов, а самолеты приобретает за счет собственных средств. На сегодняшний день "Эйр Астана" обладает 28 воздушными судами и планирует увеличить свой парк всего до 33 самолетов к 2016 году, констатирует парламентарий.
"При этом казахстанские авиакомпании получают услуги аэропортов на равных с "иностранцами" условиях, без каких-либо льгот. Наши авиакомпании не пользуются преференциями ни в каких аэропортах, будь это в Казахстане или другой стране, тогда как в той же России существует тенденция косвенного субсидирования национальных перевозчиков в собственных аэропортах путем предоставления им заниженных тарифов на услуги по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию", - продолжает он.
Депутат считает необходимым учесть и тот факт, что из стран-участниц Таможенного союза самая высокая стоимость авиабилетов у казахстанских авиаперевозчиков. "(...) Правительству совместно с национальными перевозчиками необходимо изыскать возможность по снижению стоимости перелетов внутри страны", - предлагает он.
Депутат высказывает мнение, что концепция транспортной политики Евразийского экономического пространства будет отвечать интересам российских представителей воздушного транспорта и по причине различного развития инфраструктуры гражданской авиации РК и РФ. "В результате снятия всех ограничений по коммерческим правам на перевозку российские перевозчики продолжат наращивать свою мощь путем перераспределения транзитного пассажиропотока казахстанских авиакомпаний через свои аэропорты-хабы, что в последующем приведет к упадку аэропортов РК и неспособности развития транзитно-транспортного потенциала нашего государства", - такой неутешительный прогноз строит мажилисмен.
В случае прихода авиакомпании "Аэрофлот", принимая во внимание ее неконкурентные преимущества, однозначно будет ухудшение ситуации для казахстанских перевозчиков, заявляет он.
"В связи с чем, уважаемый Карим Кажимканович, прошу Вас выработать согласованную позицию правительства касательно применения концепции "Единого Евразийского неба и либерализации воздушного пространства" для Республики Казахстан", - заключает депутат.