Дмитрию Аббасовичу Душимову - 80
Первый вопрос, которым может задаться любой из поколения казахстанцев моложе 40 лет - кто это? И хотя, возможно, имя Дмитрия Аббасовича Душимова и мелькает в казахстанских СМИ в наши дни как одного из главных экспертов проблемам авиации, важно отметить, чем именно важен вклад сегодняшнего юбиляра в развитие нашей республики.
И хотя автора данных строк и связывают с именинником родственные отношения (да простят меня соплеменники, чтящие столь сакральные узы!), постараюсь не согрешить против истины, воздавая ему хвалу. В судьбе нашего ветерана этой столь важной и высокотехнологичной отрасли нашла отражение новейшая история Казахстана. Сирота из Шымкента с астраханскими корнями, переживший голодное военное детство, после окончания средней школы в Кызылорде по призыву партии и государства поступил в 1956 году в Краснокутское летное училище, которое закончил с отличием в 1958 году и был направлен на летную работу в Шымкент. Летал на самолетах Ан-2 по окончании училища, в период с 1958 по 1963 год.
По окончании в 1967 году Высшего авиационного училища (будущей Академии гражданской авиации) в Ленинграде, Дмитрий Аббасович был назначен командиром Кзыл-Ординского объединенного авиаотряда и стал фактическим основателем тамошнего аэропорта. В Кызылорде наш юбиляр и встретил девушку своей судьбы, Асию Прмагамбетовну Муратбаеву (Душимову), ставшую преданной спутницей его жизни. В январе 1976 года он был назначен командиром Алма-Атинского объединенного авиаотряда - начальником алма-атинского аэропорта и проработал на данной должности по 1986 год.
Именно в ту славную эпоху Казахстан состоялся на индустриальной карте мира как развитая промышленная и высокотехнологичная республика, кстати, экспорт продукции высоких технологий которой осуществлялся в более чем 100 стран. Следует заметить, что во многом благодаря завершенному в те десятилетия индустриальному потенциалу нынешний ВВП Республики Казахстан превышает ВВП остальных центральноазиатских стран вместе взятых. В авиации символом развития Казахстана индустриального как второй по величине республики СССР, для которой авиасообщение играло особую стратегическую роль, стал первый в истории человечества полет сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144 по маршруту Москва - Алма-Ата - Москва в последний день 1968 года. Вместе с западным проектом "Конкорд", запущенным двумя месяцами позднее, сверхзвуковые пассажирские полеты стали символом индустриальной мощи современного мира, к которым в нынешней реальности человечество только возвращается. Тогда фотографии и кадры советского суперлайнера, приземляющегося на фоне заснеженных вершин Заилийского Алатау в аэропорту столицы Советского Казахстана, обошли все первые полосы газет и новостные хроники мира. Сверхзвуковой полет был совершен в место, где всего за полвека до этого в индустриальном смысле не было ровным счетом ничего, и стал очередным свидетельством успеха СССР в соревновании систем.
С запуском регулярного сверхзвукового авиасообщения по этому маршруту в 1977 году советские пассажиры получили возможность "обогнать время" и позавтракать дважды: вначале в Алма-Ате по местному времени, затем по более раннему московскому, в Москве, не уступая и даже обставляя "гламур" пассажиров на трансатлантических рейсах из Лондона в Нью-Йорк. Именно в те годы наш юбиляр и возглавлял местные авиацию и аэропорт.
В ту на самом деле динамичную эпоху, даже не будучи международным аэропортом, воздушная гавань столицы Советского Казахстана и ее авиаотряд представляли собой объединенное сложное предприятие, осуществлявшее денно и нощно огромное количество рейсов в многочисленные пункты назначения самой большой страны мира. Коллектив включал в себя свыше 5 000 человек, и компания состояла как из операционных подразделений (летный отряд - эквивалент региональной авиакомпании), так и различных сервисных и важных социальных подразделений, например госпиталя, детских садов, автомобильного парка с поддерживающими структурами, строительного подразделения, котельной и местной электростанции, собственной службы безопасности и охраны, службы питания, а также крупного подразделения по комплексному ремонту самолетов. В этой структуре как в зеркале отобразились все лучшие стороны советского способа ведения хозяйственно-экономической деятельности, при которой централизация, отсутствие дублирования функций и излишней включенной стоимости позволяли добиться наибольшей эффективности, что, в свою очередь, позволяло успешно решать социальные задачи, направленные на сохранение и преумножение ценного человеческого капитала. При этом вопросам соблюдения стандартов авиационной безопасности и поддержания высочайшего инженерного уровня авиационной базы и технического обслуживания самолетов уделялось повышенное внимание.
В течение ряда лет предприятие занимало первые места по результатам производственной деятельности и прибыльности как в Казахской ССР, так и в целом по СССР. Помимо работы в качестве руководителя крупной организации, Дмитрий Аббасович также продолжал деятельность в качестве командира корабля и старшего пилота-инструктора самолетов Ил-18, Ил-62 и Ил-86, при этом регулярно награждался специализированными отраслевыми знаками отличия за безаварийный налет часов. Пассажиры и сотрудники авиации того времени до сих пор с благодарностью вспоминают, что, к примеру, багаж в те годы подавался на ленты спустя пять минут после приземления. Все тогдашние авиаторы и руководители республики отмечали чрезвычайную трудоспособность, преданность высокому служению авиационному делу и самоотдачу Дмитрия Душимова, что и нашло свое отражение в советских и казахстанских наградах того и нашего времени: орден Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, ряд медалей СССР и РК, "Отличник Аэрофлота", заслуженный работник авиации РК. Не чурался сегодняшний юбиляр и общественной деятельности, будучи в течение ряда лет депутатом Кзыл-Ординского и Алма-Атинского городских советов народных депутатов.
Не обошли героя нашего небольшого повествования стороной и невзгоды. После печальных событий 1986 года, остающийся и по наши дни интернационалистом, высоко чтущим идеалы социализма, Дмитрий Душимов был обвинен в "национализме" и подвергся гонениям в ходе идущей тогда в Казахстане партийной "чистки" старых кадров. Как и в любой, наверное, системе, страшная и сакраментальная фраза "есть мнение" в состоянии сломать не одну судьбу. Но в юридически устойчивой и развитой системе правосудия всегда есть возможность, используя настоящую фактологическую базу, отстоять свое честное имя, что после нескольких непростых для нашего героя и его семьи лет ему и удалось совершить.
В 1990 году Дмитрий Душимов был направлен на работу в представительство "Аэрофлота" в Урумчи, Китай, где проработал до 1994 года. В 1995 году он был назначен президентом национальной авиакомпании "Казахстан Ауе Жолы", состоявшей из около 15 региональных авиакомпаний и множества сервисных компаний. Назначение на столь важную должность осуществлялась указом Президента Республики Казахстан. В 1997 году Дмитрий Аббасович стал генеральным представителем - директором представительства национальной авиакомпании "Эйр Казахстан" в Пекине, Китай, где проработал до 2004 года, вплоть до своего выхода на пенсию.
В настоящее время жизнерадостный и никогда не сетующий на судьбу Дмитрий Аббасович полон энергии и планов на будущее, не изменяя своей пламенной страсти к авиации. Он является консультантом ряда региональных авиакомпаний и компаний. В ожидании рождения четвертого внука Дмитрий Аббасович - счастливый и любящий своих супругу, трех детей (и их семьи) и трех внуков семьянин, гражданин и патриот нашей страны, которого только и остается, что поздравить в светлый праздник Наурыз с юбилеем и пожелать здоровья и долгих лет, равно как повторить любимую самим юбиляром и вашим покорным слугой присказку в ответ на благодарность, только теперь адресованную к юбиляру: "Так на вашем месте поступил бы любой настоящий советский человек!"