
Казахстанский автогонщик Александр Артемьев принял участие в одной из самых престижных гонок поддержки 24-часового марафона Le Mans - Porsche Sprint Challenge France, собравшей более 320 тысяч зрителей.
Казахстанский автогонщик Александр Артемьев принял участие в одной из самых престижных гонок поддержки 24-часового марафона Le Mans - Porsche Sprint Challenge France, собравшей более 320 тысяч зрителей.
Это событие стало не просто гонкой, а важным этапом в карьере алматинского гонщика, подготовка к которому длилась более полугода. Мы решили поговорить с Александром, чтобы узнать, что он преодолел, чтобы попасть на заезд, и каких результатов достиг в нем.
Porsche Sprint Challenge France - гонка для сильнейших
Porsche Sprint Challenge на трассе Сарте в Ле-Мане - это часть масштабной гоночной программы, сопровождающей легендарные "24 часа Ле-Мана", где в качестве разогрева выступают такие серии, как Formula Regional, Road to Le Mans, Lamborghini Super Trofeo и другие.
Фото: Александр Артемьев
Участие здесь - это не только престиж, но и проверка на прочность в условиях высокой конкуренции. Количество автомобилей на старте ограничено - до 70 участников, а приоритет отдается гонщикам, выступающим в полном сезоне французского чемпионата.
Путь к старту
Для Александра путь к этой трассе был непрост. Без собственного гоночного автомобиля и реальных тренировок он готовился на симуляторе, собрав специальную установку с нуля.
Фото: Александр Артемьев
Как он рассказывает, полгода до заезда он соблюдал дисциплину: каждое утро вставал на тренировки в спортзале, работал днем, а вечером проводил минимум час за виртуальным рулем, изучая трассу. Все ради того, чтобы оказаться в Ле-Мане.
"У меня нет спонсоров, я зарабатываю сам, а подготовка заняла более полугода: тренировки, изучение трасс и онбордов. Это была гонка, на которую я ставил все", - делится гонщик.
Участие стало возможным благодаря сотрудничеству с французской командой, с которой он ранее выступал в гонке в Дубае. Подтверждение участия - отдельная история: согласование с организаторами, квоты, отбор. Но команда прошла все этапы и попала в список участников.
С 6-го на 64-е место: ошибка организаторов
Как рассказал Александр, он должен был начинать заезд Porsche Sprint Challenge France с шестой позиции, которую он показал по итогам квалификации. Однако на старте его имя оказалось в самом конце списка - на 64-й строчке.
Фото: Александр Артемьев
Как объяснил Александр, в команде участвовали два пилота и гонка была разбита на два заезда.
"Мы договорились, что я поеду первую гонку, а мой напарник - вторую. Все было четко: кто едет в каком заезде, кто участвует в какой квалификации", - рассказал Артемьев.
По словам гонщика, квалификации также были распределены правильно - он ехал в квалификации первый, а его напарник - второй. Однако на практике произошла замена.
"Команда решила поменять нас местами в практике: первую сессию поехал он, вторую - я. Я уточнял, будет ли это проблемой, и мне сказали, что все в порядке, мы предупредили организаторов", - отметил он.
Фото: Александр Артемьев
Но оказалось, что для организаторов практика и квалификация были жестко связаны: тот, кто едет первую практику, считается участником первой квалификации. В результате система засчитала Александру не его собственное, шестое время, а результат напарника - 64-е место.
Артемьев вспоминает, как приехал на трассу в день заезда и удивился, увидев свою фамилию в списке участников утренней практики, хотя должен был ехать позже.
"Я в панике звоню инженеру, а он меня успокаивает: мол, это просто ошибка, фамилию перепутали. Но в итоге все оказалось серьезнее: мне приписали его результат", - рассказал он.
Таким образом, на старте первой гонки Александр оказался в хвосте пелотона, а его напарник, наоборот, стартовал с шестого места, хотя объективно был медленнее.
Фото: Александр Артемьев
Дополнительную сложность создала погода. В день гонки пошел сильный дождь. Несмотря на это, ему удалось отыграть позиции и достичь 17-й позиции.
"Автоспорт - это не всегда про радость и победу. 9 из 10 раз - это боль, разочарование и работа над собой. Но именно такие моменты делают нас сильнее", - отмечает гонщик.
"Все закончилось на втором круге"
После удачного старта и напряженной борьбы на трассе Александр оказался вне гонки уже на втором круге. Как признался сам гонщик, самым тяжелым для него оказался не удар авто, а моральный удар.
"Больше всего я пострадал морально. Столько сил было вложено, чтобы оказаться здесь, столько подготовки, и все закончилось буквально на втором круге. У меня были все шансы бороться за высокие позиции, но все оборвалось слишком быстро", - делится переживаниями Александр.
Вторым ударом стала материальная сторона инцидента. Александр отметил, что ремонт автомобиля полностью ложится на его плечи. По оценкам команды, сумма получится внушительной: повреждена боковая часть, сломаны два диска и другие элементы.
Поддержка и переживания близких
Переживания в момент аварии были не только у него. В этот раз Александра на соревнованиях поддерживала жена, которая впервые оказалась во Франции.
"Она поехала, чтобы увидеть страну и, конечно, поддержать меня. Она со мной была и в Дубае, и в Венгрии, но таких масштабов зрительской поддержки и антуража мы еще не видели - пройти между людьми было почти невозможно", - рассказал он.
Фото: Александр Артемьев
Особенно волнующим моментом стала сама авария. По регламенту Александр должен был немедленно покинуть автомобиль, и связь с ним прервалась сразу после короткого сообщения по радио: "Я в порядке". Больше никакой информации.
"Потом как я узнал, ей просто передали: он сказал, что все окей - и тишина. Конечно, она переживала", - вспоминает гонщик.
Позже, когда авто вытащили из гравийной ловушки и поставили возле судейского поста, Александр снова подключил шлем и дал полноценную связь.
"Сказал, что со мной все в порядке. Ну, насколько возможно - не считая того, что правую боковую панель придется менять полностью", - поделился гонщик.
Несмотря на все это, Александр не теряет боевого настроя. Он подчеркивает, что в автоспорте подобное случается и важно уметь двигаться дальше.
Александр Артемьев в гонке "24 часа Дубай"
Напомним, мы рассказывали весь путь Александра в гонках и его предыдущий заезд на "24 часа Дубай".
Алматинец Александр Артемьев уже успел заработать себе имя на элитных соревнованиях, таких как: "24 часа Барселоны", "Немецкий чемпионат", Volkswagen Golf Cup, "24 часа Дубай" и другие. Сейчас же у него в планах принять участие в легендарной гонке "24 часа Ле-Мана".