Блоги
19 января 2025 | 09:34

Советский апгрейд: как ВАЗ-21011 превзошел культовую копейку

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото QAZ-Auto Фото QAZ-Auto

Сегодня на рынке так много легковых автомобилей, что выход новой модели редко вызывает бурный ажиотаж. Однако во времена Советского Союза все было иначе: появление даже слегка обновленного автомобиля становилось событием, которое сопровождалось бурей эмоций и споров. Так было и с машиной, которая сегодня у нас на тесте.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня на рынке так много легковых автомобилей, что выход новой модели редко вызывает бурный ажиотаж. Однако во времена Советского Союза все было иначе: появление даже слегка обновленного автомобиля становилось событием, которое сопровождалось бурей эмоций и споров. Так было и с машиной, которая сегодня у нас на тесте.

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл тест-драйвов автомобилей, которые уже очень давно сошли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

FIAT 124 - Tengrinews.kzFIAT 124. Фото с сайта curbsideclassic.com

Вспомним ВАЗ-2101

Прежде чем перейти к "ноль одиннадцатой" модели, стоит кратко остановиться на легендарной "копейке", чтобы понять, какое место она заняла в истории.

Прототипом для первой модели Волжского автозавода стал FIAT 124, удостоенный в 1967 году звания "Европейский автомобиль года". Модель оснащалась двигателем объемом 1,2 литра и демонстрировала выдающиеся на то время характеристики. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Автомобили и их модификации получили название "Жигули" - в честь горного массива недалеко от Тольятти.

Хотя внешне ВАЗ-2101 напоминал FIAT 124, под поверхностью крылись значительные отличия. Советские инженеры внесли более 800 изменений, усилив конструкцию и увеличив ее массу на 90 кг - с 855 до 945 кг. Эти доработки сделали автомобиль более устойчивым к суровым российским условиям.

FIAT 124 и ВАЗ-2101 - Tengrinews.kzFIAT 124 (слева) и ВАЗ-2101. Фото с сайта techinsider.ru

Отличия ВАЗ-2101 от ВАЗ-21011

ВАЗ-21011 появился в 1974 году спустя четыре года после дебюта "копейки". Наш тестируемый экземпляр 1983 года внешне очень похож на оригинальную "единичку", однако при более внимательном рассмотрении заметны важные отличия.

ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 - Tengrinews.kzВАЗ 2101 и ВАЗ 21011. Фотография производителя

Внешние изменения:

  • С бамперов исчезли "клыки", их заменила резиновая накладка во всю длину.
  • Радиаторная решетка получила более частую сетку.

Реставрация ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

  • Подфарники стали желтыми.
  • Задние фонари объединили в себе поворотник, стоп-сигнал и светоотражатель. Также добавился фонарь заднего хода.

 ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

Технические улучшения ВАЗ-21011:

Главное изменение скрывается под капотом: двигатель увеличился на 100 кубических сантиметров благодаря доработке поршней и цилиндров. Новый объем - 1,3 литра, мощность - 69 лошадиных сил, что на 5 лошадиных сил больше, чем у "копейки". Этот прирост, пусть и небольшой, стал ощутимым в те годы.

Двигатель ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

Салон ВАЗ-21011:

  • Приборная панель теперь выполнена в темных тонах, а нижняя часть торпедо украшена вставками "под дерево" вместо алюминия.
  • Пепельницы переехали с подлокотников на двери.
  • Спинки передних кресел лишены подголовников и боковой поддержки, но в разложенном состоянии превращаются в практически полноценные спальные места.

Салон ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

Несмотря на незначительные изменения, салон остается удобным даже сегодня. Посадка и выход из автомобиля не вызывают трудностей, а люди ростом выше 180 сантиметров не будут упираться головой в потолок или коленями в переднюю панель. Обзорность великолепна, хотя маленькие зеркала заднего вида могут показаться неудобными по современным меркам.

Приборная панель ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 в движении

Можно ли почувствовать дополнительные 5 лошадиных сил? Сегодня вряд ли - для современного водителя разница минимальна, но в 70-х годах она была заметна. Автомобиль стал чуть резвее, максимальная скорость увеличилась, и владельцы "ноль одиннадцатых" гордились этим.

Управляемость осталась типичной для "копейки": автомобиль хорошо слушается руля, уверенно проходит повороты без сильных кренов. Тормоза - дисковые спереди и барабанные сзади - по-прежнему надежны, хотя к ним нужно привыкнуть: педаль требует усилия, и сначала нога устает.

Популярность ВАЗ-21011 - Tengrinews.kz

Популярность ВАЗ-21011

В 70-х годах "Жигули" считались самым комфортным и надежным автомобилем советского автопрома. Владение таким авто говорило о достатке и благополучии семьи. Для большинства мужчин это была настоящая мечта. Даже сегодня "ноль одиннадцатые" можно встретить на дорогах, и они по-прежнему вызывают ностальгию.

 
"Сегодня для реставрации доступно множество автомобилей времен СССР, но "Жигули" часто обходят стороной. А зря: продукция ВАЗа - такой же значимый артефакт прошлого, как и другие машины 60-х, 70-х и 80-х годов", - владелец ВАЗ-21011 Ибрагим.

Дядя Ибрагим, Тараз - Tengrinews.kz

ВАЗ-21011: характеристики

  • Максимальная скорость: 145 километров в час.
  • Разгон до 100 километров в час: 18 секунд.
  • Объем багажника: 325 литров.
  • Двигатель: бензиновый, карбюраторный, 69 лошадиных сил.
  • Привод: задний.
  • Расход топлива: 9 литров на 100 километров в городе, 8 литров на 100 километров на шоссе.

Журнал QazAuto - Tengrinews.kz

 

Ранее в нашей рубрике мы писали: