Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе форума поддержки отечественных предпринимателей Samruk Business Forum ознакомился с рядом цифровых проектов АО "Казахтелеком", реализованных на платформе Big Data-аналитики, сообщает пресс-служба АО "Казахтелеком".
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе форума поддержки отечественных предпринимателей Samruk Business Forum ознакомился с рядом цифровых проектов АО "Казахтелеком", реализованных на платформе Big Data-аналитики, сообщает пресс-служба АО "Казахтелеком".
В частности, Главе государства был представлен ряд новых высокотехнологичных инструментов аналитики и прогнозирования. Один из них широко применялся в прошлом году в Алматы для борьбы с распространением коронавируса: используя обезличенные данные абонентов мобильной сети, система анализировала перемещения горожан, сопоставляя с картой заболеваемости, тем самым прогнозируя вспышки в определенных районах. Данные помогли городским властям своевременно принять превентивные меры.
Интеграция сервиса в системы видеонаблюдения зафиксировала увеличение показателя соблюдения масочного режима пассажирами общественного транспорта с 45 до 65 процентов. Кроме того, аналитика позволила принимать автопаркам оперативные решения по увеличению числа автобусов на маршруте в моменты пиковой нагрузки, что позволило сохранить социальную дистанцию между пассажирами.
"Аналогичные решения для обеспечения безопасности жителей города система позволяет принимать и в других местах массового посещения, например в супермаркетах и больницах, - отметил председатель правления АО "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев. – Система неплохо зарекомендовала себя в Алматы, и теперь происходит ее масштабирование в другие регионы. В настоящее время эта платформа используется в 39 медицинских учреждениях Карагандинской области и на пассажирских автобусных линиях Кокшетау. Этот проект стал частью той работы, которую наша компания на протяжении нескольких лет проводит в рамках дальновидной политики нашего основного акционера – фонда "Самрук-Казына" по насыщению рынка страны эффективными отечественными технологиями".
Инструменты Big Data используются и для аналитики фискальных данных. Сегодня "Казахтелеком" имеет возможность агрегировать данные обо всех покупках, совершаемых в стране, и фиксировать все негативные явления на рынке. Например, ОФД-аналитика позволяет выявлять резкие ценовые скачки на продукты и медикаменты, что помогает властям оперативно реагировать на ситуацию.
По словам Есекеева, следующим шагом развития платформы будет прогнозирование сценариев развития экономической ситуации как в стране в целом, так и в каждом отдельно взятом регионе. На основе фискальных данных, получаемых от каждого отдельно взятого субъекта бизнеса, система позволяет составить точную и достоверную картину покупательской активности и динамику спроса на конкретную продукцию. Таким образом, ОФД-аналитика становится интересной уже и для бизнеса, который получает инструмент для оптимизации производства.
"Фискальные данные, в отличие от статистики уплаченных налогов, позволяют лучше и детальнее анализировать экономическое поведение бизнеса, - отметил Куанышбек Есекеев. - Например, с их помощью можно оценивать, насколько жители отдельных районов обеспечены услугами или товарами, анализировать наиболее пострадавшие сегменты бизнеса и планировать меры восстановления или развития городской экономики. На сегодняшний день проект ОФД функционирует на всей территории Республики Казахстан, без преувеличения, мы можем утверждать, что анализируем каждый фискальный чек налогоплательщиков. Это полномасштабное использование Big Data на национальном уровне".
Также Главе государства была продемонстрирована работа системы маркировки и прослеживания табачной продукции посредством Data matrix-кодов. Это решение защищает покупателя от подделки, содержит в себе информацию о производителе каждой партии сигарет, их оптовых и розничных продавцах и считывается с помощью специальных сканеров, фиксируя каждую последующую наценку на товар.
Вслед за табачными изделиями системы маркировки охватят и другие виды товаров, доля теневого оборота по которым является критичной как для государства, так и для производителей. В частности, речь идет о рынке обуви, где теневой оборот близок к официальным продажам. Пилотный проект по маркировке проходят также почти 50 тысяч упаковок фармпрепаратов, ряд наименований алкогольной и молочной продукции.