Если верить официальной статистике, поток туристов в Алматы постоянно растет. А вот те, кто непосредственно работает с гостями из-за рубежа, говорят, что в этом году их стало гораздо меньше. Иностранцы все чаще выбирают соседние Кыргызстан и Узбекистан, эти страны и выглядят куда колоритнее, и к гостям проявляют больше радушия.
Если верить официальной статистике, поток туристов в Алматы постоянно растет. А вот те, кто непосредственно работает с гостями из-за рубежа, говорят, что в этом году их стало гораздо меньше. Иностранцы все чаще выбирают соседние Кыргызстан и Узбекистан, эти страны и выглядят куда колоритнее, и к гостям проявляют больше радушия.
Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с владельцем хостела Parasat блогером Шакиром Исламбакиевым и попытался понять, с какими трудностями сталкиваются туристы, приезжающие в Алматы из-за рубежа, и почему Казахстан менее привлекателен, чем соседние государства. Блогер назвал пять основных проблем, из-за которых, по его мнению, в частности в Алматы и в целом в Казахстане, туризм развивается не так хорошо, как мог бы.
Дефицит информации
Шакир Исламбакиев с гостями своего хостела
Проблемы у туристов, по словам Шакира, в целом начинаются еще на стадии подготовки к путешествию.
"В Интернете практически нет информации об Алматы и в целом о Казахстане, даже на английском, не говоря уже о других иностранных языках. То есть потенциальные туристы не могут нормально подготовиться к путешествию - понять, что нужно брать с собой, в какие места лучше ехать, где остановиться", - говорит он.
"Предположим, они сумели собрать по крупицам нужную информацию. Но тут же возникает новая проблема - невозможно забронировать тур через интернет. Европейцы привыкли все это делать онлайн, быстро оплачивать все со своей карты. А у нас же если и попадаются такие туры, то стоят баснословных денег и отпугивают даже тех, кто привык не экономить на поездках", - добавляет Шакир.
Регистрация
фото @instagram.com/shakir_islambakiyev
Найти нужную информацию порой бывает трудно не только на английском, но и на русском и казахском языках.
"Всем иностранцам в аэропорту выдают белые миграционные карточки, в которых сказано, что в течение пяти дней нужно пройти регистрацию. Но по закону это не так, есть, к примеру, список стран, представители которых могут находиться у нас месяц без регистрации. В итоге гостей вводят в заблуждение. Получить достоверную информацию очень сложно, а сама регистрация занимает очень много времени", - рассуждает Шакир Исламбакиев и тут же вспоминает недавний случай, приключившийся с туристами из Бразилии.
"Сначала они думали, что регистрация не нужна, но в аэропорту выяснилось обратное. Они поехали в Алгабас, но там у них документы не приняли, сказали, что бразильцам все же не надо регистрироваться. Они счастливые вернулись в город, какое-то время путешествовали по Алматинской области и поехали в Нур-Султан. Оттуда у них был транзитный рейс в Европу через Россию. Но с рейса их сняли из-за отсутствия регистрации. Был суд, они заплатили большой штраф, очень расстроились, потому что потеряли все билеты и брони. Улетели из Казахстана другим самолетом. Ребята, которые им помогали, обратились в МИД с запросом. Оказывается, что регистрацию они действительно не должны были проходить. Никто не принес им извинений, не возместил ущерба", - вспоминает владелец хостела.
На сайте МИД опубликован список стран, чьи граждане могут находиться в Казахстане без визы и регистрации до 30 дней. Интересно, что Бразилии в нем нет.
"Информация на сайте министерства не обновляется, а это официальный источник. Кому же тогда верить?" - резюмирует собеседник.
Инфраструктура
Фото придорожного туалета, которое показали вице-министру индустрии и инфраструктурного развития Берику Камалиеву.
"В прошлом году мой друг с семьей поехал на машине на Алаколь. Он был ошарашен состоянием дороги. Не знаю, как она выглядит сейчас, но тогда он сказал: "Я и не подумаю поехать туда снова, пока ее не отремонтируют. Это просто неуважение к себе и семье, потому что вероятность разбиться на этой трассе огромная". Другой путь - поездом. Но попробуй купи билеты у перекупщиков, а потом добирайся в старом переполненном вагоне", - говорит Шакир.
Говоря об инфраструктуре, нельзя забывать о наболевшем - придорожных туалетах.
Фото придорожных туалетов показали вице-министру
"Причем вырытые в земле туалеты без канализации добавляют колорита, иностранцам это даже нравится. Главное, чтобы эти туалеты в принципе были, и при этом были чистыми. Это тонкая грань, которую тоже важно не нарушить", - отмечает мужчина.
Так, возможно, будут выглядеть придорожные туалеты. Эскиз "Казавтожола".
"У нас есть туры выходного дня, которые прекрасно работают. В субботу-воскресенье туристы могут поехать в интересующие их места. Но что делать тем, кто приехал в будни? Им приходится самостоятельно искать транспорт. Однако машина на тот же Чарынский каньон стоит 50 тысяч тенге. Второй вариант - добираться, как придется, в том числе на попутках. И это при том что наши туристические места - Чарын, Кольсай, Каиынды, Иссык, БАО и другие - активно рекламируются за рубежом, и многие едут к нам именно ради них", - рассуждает Шакир.
Чарынский каньон. Фото Турара Казангапова
Квалифицированные кадры
По мнению блогера Шакира Исламбакиева, квалифицированные кадры отсутствуют на всех уровнях - от управлений до гидов и обслуживающего персонала.
"В нашем управлении туризма руководство меняется чуть ли не каждые полгода. Приходит одна команда, только начинает реализовывать какие-то проекты и уходит. То же самое в Vizit Almaty. Такая текучка к хорошему не приводит", - отмечает блогер.
Фото Instagram.com/shakir_islambakiyev
"Но самое наболевшее - это, конечно, низкий уровень владения английским языком у сотрудников в службах такси, отелях, туристических местах. Элементарно, если у иностранца возникнет проблема и нужно будет обратиться в полицию, он не сможет ничего объяснить. Однажды я сопровождал группу в поселок Саты. Там была девушка-вегетарианка, а вся еда из мяса в гостевом доме. Хорошо, что рядом были мы и смогли объяснить хозяевам, что она говорит. А ведь многие остаются так наедине со своей проблемой, ведь даже сеть не всегда работает, чтобы использовать онлайн-переводчик", - говорит Шакир Исламбакиев.
Отношение местных жителей к иностранцам
Иностранный турист проводит кулинарный мастер-класс в Алматы.
За последнюю пару недель в Алматы несколько раз были так называемые отработки. Полицейские неожиданно приходили в хостелы рано утром и начинали проверять у сонных и ничего не понимающих туристов документы.
"Они так и говорили: работаем с пяти часов утра. Спасибо, что хотя бы к нам пришли в восемь. Гости, конечно, были шокированы. Я сам очень много путешествую, но такого никогда не видел. Зачем тогда нужна проверка на пограничных пунктах, если снова проверяют документы? Уже потом я выяснил, что такие мероприятия не законны и мы имеем право не впускать к себе полицейских так, как это делают отели. Просто к хостелам у нас до сих пор относятся как к ночлежкам, хотя это не так", - рассказывает Шакир.
Здесь же стоит упомянуть о многочисленных попытках таксистов обмануть иностранцев и взять с них за поездку 40-50 тысяч тенге.
Итоги
Фото Турара Казангапова
"В целом у нас нет четкого позиционирования и пиар-стратегии. Мы не знаем, что продвигать на международном рынке - степи, горы, экотуризм или все сразу? К тому же я убежден, что говорить о привлечении иностранных туристов нельзя, пока мы сами по вполне объективным причинам выбираем отдых в Турции или Эмиратах. Сейчас все больше иностранцев выбирают тот же Узбекистан, который упростил порядок регистрации, отменил визовый режим для многих стран. Да и улететь туда порой бывает проще и дешевле. Или Кыргызстан, где очень ярко чувствуется степной колорит", - резюмирует Шакир Исламбакиев.