ПОДЕЛИТЬСЯ
27 мая 2010 | 15:11
Mission completed
Вчера на мысе Канаверал в последний раз приземлился шаттл "Атлантис". Завершение 32-й миссии ознаменовало собой и закрытие программы полетов космических шаттлов в целом. Последним в космос отправится "Индевор". После этого американских астронавтов на МКС будут доставлять российские "Союзы". А "Атлантис", который запомнился как первый челнок, пристыковавшийся к станции "Мир", станет первым настоящим шаттлом-экспонатом в музее. Вот и все В свой последний полет "Атлантис" отправился 14 мая этого года, стартовав с космодрома имени Кеннеди во Флориде. Он доставил на Международную космическую станцию (МКС) российский исследовательский модуль "Рассвет", предназначенный для проведения на станции биотехнологических и материаловедческих экспериментов. Кроме того, "Атлантис" "привез" внешнее оборудование для МКС, в том числе солнечные батареи и дистанционно-управляемую роботизированную руку. Помимо них на борту шаттла находился и другой интересный объект. Астронавты взяли с собой в космос фрагмент яблони, выросшей из семян дерева, под которым, по легенде, сидел известный физик Исаак Ньютон, и вдохновившей его на создание теории гравитации. 16 мая "Атлантис" пристыковался к МКС, после чего российский модуль был вынут манипулятором из грузового отсека и на пятый день полета пристыкован к модулю "Заря". На внешней поверхности модуля "Рассвет" закреплены радиатор, шлюзовой модуль и запасной локтевой элемент европейского манипулятора ERA. Радиатор, внешняя рабочая платформа, шлюзовой модуль и европейский робот-манипулятор будут установлены на российском многофункциональном лабораторном модуле, который планируется к установке на МКС в первом квартале 2012 года. Экипаж в составе командира Кеннета Хэма, пилота Энтони Антонелли и специалистов Гарретта Рейзмана, Майкла Гуда, Пирса Селлерса и Стивена Боуэна совершил за время пребывания на МКС три выхода в открытый космос. Во время "прогулок" они заменили шесть аккумуляторных батарей на сегменте P6 ферменной конструкции станции, установили антенну Ku диапазона и дополнительные инструменты на канадском роботе-манипуляторе "Декcтр". 26 мая 2010 года в 16:48 по московскому времени космический шаттл "Атлантис" успешно приземлился на космодроме им Кеннеди во Флориде, доставив на Землю команду астронавтов, оборудование и закрыв свою 25-летнюю историю полетов в космос. Нынешний полет был последним для челнока и он с ним успешно справился. Стоит отметить, что возвращение шаттла превратилось в настоящее шоу. На мыс Канаверал во Флориде приехали около 1200 гостей, включая всех руководителей программы, обычно наблюдающих за посадкой из центра NASA в Хьюстоне. Всего 32-я миссия шаттла продолжалась 12 дней. А если быть точнее, то 11 дней 18 часов 29 минут и девять секунд. За отчетом последнего полета "Антлантиса" можно было проследить на официальном сайте американского космического агентства NASA. "Атлантис" является четвертым по счету американским космическим шаттлом. Всего за 12 суток полета он преодолел путь в 185 миллионов километров при средней скорости полета более 28 000 километров час. А вот за 25 лет полетов челнок в общей сложности провел в космосе 292 дня и совершил 4 462 витка вокруг Земли. За 31 рейс на шаттле успели побывать 185 членов экипажа. Он семь раз стыковался со станцией "Мир" и десять - с МКС. Этот полет стал для него последним - США сворачивают программу Space Shuttle в связи с истечением сроков эксплуатации космических челноков и огромными финансовыми затратами на подготовку и обслуживание аппаратов. За время, что шаттлы были в эксплуатации, они постоянно развивались и модифицировались. Было сделано более тысячи значительных и незначительных модификаций к изначальному проекту корабля. Последним из них, отправившимся на орбиту, станет "Индевор", запуск которого намечен на ноябрь этого года. После завершения работы шаттлов американских астронавтов на МКС будут доставлять российские "Союзы". Впоследствии эти функции предполагается частично передать кораблям, которые, как рассчитывают в Вашингтоне, построят частные аэрокосмические компании. Что касается "Атлантиса", то именно он стал первым шаттлом, пристыковавшимся к станции "Мир", и именно он станет первым настоящим челноком, который переоборудуют в музейный экспонат. Причем челнок вполне может претендовать на звание космической "сувенирной лавки". У него на борту более трех тысяч небольших флажков, 700 нашивок в виде шаттлов и прочие сувениры. Недолгое время в эксплуатации останутся "Дискавери" и "Индевор", которые также будут списаны. Но пока "Антлантис" будет аварийным кораблем на случай срочной эвакуации астронавтов во время двух остающихся экспедиций. Еще один интересный факт - "Атлантис" принимал участие в съемках апокалиптического фильма "Армегедон", который вышел на экраны в 1998 году. Кроме того, каждый шаттл имел собственную эмблему, отличавшуюся от предыдущей миссии. Эпоха шаттлов завершается или передача эстафеты Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению NASA с 1971 года. История самого проекта Space Shuttle началась в 1967 году, как обзор перспектив пилотируемой космонавтики после завершения лунной программы NASA, и когда до первого пилотируемого полета по программе "Аполло" оставалось еще больше года. 30 октября 1968 года два головных центра NASA - Центр пилотируемых космических кораблей (MSC) в Хьюстоне и Космический центр имени Маршалла (MSFC) в Хантсвилле - обратились к американским космическим фирмам с предложением исследовать возможность создания многоразовой космической системы, что должно было снизить затраты космического агентства при условии интенсивного использования. В сентябре 1970 года Целевая космическая группа под руководством вице-президента США Спиро Агню, специально созданная для определения следующих шагов в освоения космического пространства, подготовила два детально проработанных проекта вероятных программ. Большой проект включал космические челноки, орбитальные буксиры, большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа), малую орбитальную станцию на орбите Луны, создание обитаемой базы на Луне, пилотируемые экспедиции к Марсу, высадку людей на поверхность Марса. В качестве малого проекта предлагалось создать только большую орбитальную станцию на Земной орбите. Но в обоих проектах было определено, что орбитальные полеты - снабжение станции, доставка на орбиту грузов для дальних экспедиций или блоки кораблей для дальних полётов, смена экипажей и прочие задания на орбите Земли должны осуществляться многоразовой системой, которая и получила тогда название Space Shuttle. Также существовали планы по созданию "атомного шаттла" - челнока с ядерной двигательной установкой NERVA, который разрабатывался и испытывался в 1960-х годах. Он должен был осуществлять полеты между земной орбитой, орбитой Луны и Марса. Однако, президент США Ричард Никсон отверг все варианты, так как даже самый дешевый проект требовал пять миллиардов долларов в год. NASA оказалось перед тяжелым выбором. С одной стороны нужно было или начать новую крупную разработку, с другой - объявить о прекращении пилотируемой программы. В итоге было решено настаивать на создании шаттла, но при одном нюансе. Нужно было подать данный проект не как транспортный корабль для сборки и обслуживания космической станции, а как систему, способную приносить прибыль и окупить инвестиции за счет выведения на орбиту спутников на коммерческой основе. Экономическая экспертиза подтвердила, что, теоретически, при условии не менее 30 полетов в год и полном отказе от использования одноразовых носителей, система Space Shuttle может быть рентабельной. Сама концепция многоразовости и внешнее сходство шаттлов с самолетами, многие из которых летают по полвека и более, создавали ощущение, что челнокам суждено летать еще не одно десятилетие. Подобное ощущение подкреплялось безальтернативностью аппаратов. Отказаться от них значило отказаться от пилотируемых полетов в космос, которые всегда были одним из главных показателей мирового научно-технического лидерства Штатов. Надежность и универсальность челноков на заре их эксплуатации лишили NASA стимула создавать какие-либо еще типы как пилотируемых космических кораблей, так и в более широком смысле - носителей для выведения в космос полезных нагрузок. Однако катастрофа "Челленджера" заставила задуматься и США стали разрабатывать одноразовые ракеты-носители типа "Дельта-4" и "Атлас-5", но с созданием нового пилотируемого корабля не спешили. До "Челленджера", совершавшего 28 января 1986 года свой закончившийся катастрофой десятый полет, который одновременно был 25-м в общей сумме полетов шаттлов, вероятность гибели корабля оценивалась американскими экспертами, как 1 на 100 000 полетов - то есть практически отсутствовала. После взрыва это соотношение возросло до 1:72. 87 успешных полетов челноков с 1988 по конец 2002 года снизили данную вероятность до 1:437 и даже до 1:483. Шаттлы вновь стали казаться машинами, на которые можно положиться. И лишь катастрофа "Колумбии" заставила признать горький факт - конструкция челноков не обладает достаточной надежностью, чтобы обеспечивать безопасность экипажей на приемлемом уровне. Стоит отметить, что шаттлы сыграли очень важную роль в осуществлении проекта по созданию МКС. Так, например, модули станции, из которых она собрана (кроме российского модуля "Звезда"), не имеют своих двигательных установок (ДУ), а, значит, не могут самостоятельно маневрировать на орбите для поиска, сближения и стыковки со станцией. Поэтому их нельзя просто "забрасывать" на орбиту обыкновенными носителями типа "Протон". Единственная возможность собирать станции из таких модулей - использование кораблей типа Space Shuttle с их большими грузовыми отсеками или, гипотетически, использовать орбитальные "буксиры", которые смогли бы отыскивать модуль, выведенный на орбиту "Протоном", стыковаться с ним и подводить его к станции для стыковки. Фактически, без шаттлов строительство модульных орбитальных станций типа МКС (из модулей без ДУ и систем навигации) было бы невозможным. И вот теперь, спустя 25 лет, эпоха шаттлов завершается. США готовы отдать "главную роль" по доставке человека в космос российским кораблям. В результате списания трех последних американских шаттлов Россия станет монополистом на рынке космических перевозок до тех пор, пока NASA не введет в эксплуатацию космический корабль следующего поколения "Орион" и ракету-носитель "Арес-1". Предполагается, что наследник шаттлов ("Орион") будет готов к эксплуатации к 2015 году. В заключение хочется сказать, что доживать свой век в качестве музейного экспоната - не самый худший финал для челнока, проделавшего большой путь в космос и вернувшегося обратно на Землю...навсегда. А программа Space Shuttle продолжит свою жизнь уже только в учебниках истории.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Вчера на мысе Канаверал в последний раз приземлился шаттл "Атлантис". Завершение 32-й миссии ознаменовало собой и закрытие программы полетов космических шаттлов в целом. Последним в космос отправится "Индевор". После этого американских астронавтов на МКС будут доставлять российские "Союзы". А "Атлантис", который запомнился как первый челнок, пристыковавшийся к станции "Мир", станет первым настоящим шаттлом-экспонатом в музее. Вот и все В свой последний полет "Атлантис" отправился 14 мая этого года, стартовав с космодрома имени Кеннеди во Флориде. Он доставил на Международную космическую станцию (МКС) российский исследовательский модуль "Рассвет", предназначенный для проведения на станции биотехнологических и материаловедческих экспериментов. Кроме того, "Атлантис" "привез" внешнее оборудование для МКС, в том числе солнечные батареи и дистанционно-управляемую роботизированную руку. Помимо них на борту шаттла находился и другой интересный объект. Астронавты взяли с собой в космос фрагмент яблони, выросшей из семян дерева, под которым, по легенде, сидел известный физик Исаак Ньютон, и вдохновившей его на создание теории гравитации. 16 мая "Атлантис" пристыковался к МКС, после чего российский модуль был вынут манипулятором из грузового отсека и на пятый день полета пристыкован к модулю "Заря". На внешней поверхности модуля "Рассвет" закреплены радиатор, шлюзовой модуль и запасной локтевой элемент европейского манипулятора ERA. Радиатор, внешняя рабочая платформа, шлюзовой модуль и европейский робот-манипулятор будут установлены на российском многофункциональном лабораторном модуле, который планируется к установке на МКС в первом квартале 2012 года. Экипаж в составе командира Кеннета Хэма, пилота Энтони Антонелли и специалистов Гарретта Рейзмана, Майкла Гуда, Пирса Селлерса и Стивена Боуэна совершил за время пребывания на МКС три выхода в открытый космос. Во время "прогулок" они заменили шесть аккумуляторных батарей на сегменте P6 ферменной конструкции станции, установили антенну Ku диапазона и дополнительные инструменты на канадском роботе-манипуляторе "Декcтр". 26 мая 2010 года в 16:48 по московскому времени космический шаттл "Атлантис" успешно приземлился на космодроме им Кеннеди во Флориде, доставив на Землю команду астронавтов, оборудование и закрыв свою 25-летнюю историю полетов в космос. Нынешний полет был последним для челнока и он с ним успешно справился. Стоит отметить, что возвращение шаттла превратилось в настоящее шоу. На мыс Канаверал во Флориде приехали около 1200 гостей, включая всех руководителей программы, обычно наблюдающих за посадкой из центра NASA в Хьюстоне. Всего 32-я миссия шаттла продолжалась 12 дней. А если быть точнее, то 11 дней 18 часов 29 минут и девять секунд. За отчетом последнего полета "Антлантиса" можно было проследить на официальном сайте американского космического агентства NASA. "Атлантис" является четвертым по счету американским космическим шаттлом. Всего за 12 суток полета он преодолел путь в 185 миллионов километров при средней скорости полета более 28 000 километров час. А вот за 25 лет полетов челнок в общей сложности провел в космосе 292 дня и совершил 4 462 витка вокруг Земли. За 31 рейс на шаттле успели побывать 185 членов экипажа. Он семь раз стыковался со станцией "Мир" и десять - с МКС. Этот полет стал для него последним - США сворачивают программу Space Shuttle в связи с истечением сроков эксплуатации космических челноков и огромными финансовыми затратами на подготовку и обслуживание аппаратов. За время, что шаттлы были в эксплуатации, они постоянно развивались и модифицировались. Было сделано более тысячи значительных и незначительных модификаций к изначальному проекту корабля. Последним из них, отправившимся на орбиту, станет "Индевор", запуск которого намечен на ноябрь этого года. После завершения работы шаттлов американских астронавтов на МКС будут доставлять российские "Союзы". Впоследствии эти функции предполагается частично передать кораблям, которые, как рассчитывают в Вашингтоне, построят частные аэрокосмические компании. Что касается "Атлантиса", то именно он стал первым шаттлом, пристыковавшимся к станции "Мир", и именно он станет первым настоящим челноком, который переоборудуют в музейный экспонат. Причем челнок вполне может претендовать на звание космической "сувенирной лавки". У него на борту более трех тысяч небольших флажков, 700 нашивок в виде шаттлов и прочие сувениры. Недолгое время в эксплуатации останутся "Дискавери" и "Индевор", которые также будут списаны. Но пока "Антлантис" будет аварийным кораблем на случай срочной эвакуации астронавтов во время двух остающихся экспедиций. Еще один интересный факт - "Атлантис" принимал участие в съемках апокалиптического фильма "Армегедон", который вышел на экраны в 1998 году. Кроме того, каждый шаттл имел собственную эмблему, отличавшуюся от предыдущей миссии. Эпоха шаттлов завершается или передача эстафеты Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению NASA с 1971 года. История самого проекта Space Shuttle началась в 1967 году, как обзор перспектив пилотируемой космонавтики после завершения лунной программы NASA, и когда до первого пилотируемого полета по программе "Аполло" оставалось еще больше года. 30 октября 1968 года два головных центра NASA - Центр пилотируемых космических кораблей (MSC) в Хьюстоне и Космический центр имени Маршалла (MSFC) в Хантсвилле - обратились к американским космическим фирмам с предложением исследовать возможность создания многоразовой космической системы, что должно было снизить затраты космического агентства при условии интенсивного использования. В сентябре 1970 года Целевая космическая группа под руководством вице-президента США Спиро Агню, специально созданная для определения следующих шагов в освоения космического пространства, подготовила два детально проработанных проекта вероятных программ. Большой проект включал космические челноки, орбитальные буксиры, большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа), малую орбитальную станцию на орбите Луны, создание обитаемой базы на Луне, пилотируемые экспедиции к Марсу, высадку людей на поверхность Марса. В качестве малого проекта предлагалось создать только большую орбитальную станцию на Земной орбите. Но в обоих проектах было определено, что орбитальные полеты - снабжение станции, доставка на орбиту грузов для дальних экспедиций или блоки кораблей для дальних полётов, смена экипажей и прочие задания на орбите Земли должны осуществляться многоразовой системой, которая и получила тогда название Space Shuttle. Также существовали планы по созданию "атомного шаттла" - челнока с ядерной двигательной установкой NERVA, который разрабатывался и испытывался в 1960-х годах. Он должен был осуществлять полеты между земной орбитой, орбитой Луны и Марса. Однако, президент США Ричард Никсон отверг все варианты, так как даже самый дешевый проект требовал пять миллиардов долларов в год. NASA оказалось перед тяжелым выбором. С одной стороны нужно было или начать новую крупную разработку, с другой - объявить о прекращении пилотируемой программы. В итоге было решено настаивать на создании шаттла, но при одном нюансе. Нужно было подать данный проект не как транспортный корабль для сборки и обслуживания космической станции, а как систему, способную приносить прибыль и окупить инвестиции за счет выведения на орбиту спутников на коммерческой основе. Экономическая экспертиза подтвердила, что, теоретически, при условии не менее 30 полетов в год и полном отказе от использования одноразовых носителей, система Space Shuttle может быть рентабельной. Сама концепция многоразовости и внешнее сходство шаттлов с самолетами, многие из которых летают по полвека и более, создавали ощущение, что челнокам суждено летать еще не одно десятилетие. Подобное ощущение подкреплялось безальтернативностью аппаратов. Отказаться от них значило отказаться от пилотируемых полетов в космос, которые всегда были одним из главных показателей мирового научно-технического лидерства Штатов. Надежность и универсальность челноков на заре их эксплуатации лишили NASA стимула создавать какие-либо еще типы как пилотируемых космических кораблей, так и в более широком смысле - носителей для выведения в космос полезных нагрузок. Однако катастрофа "Челленджера" заставила задуматься и США стали разрабатывать одноразовые ракеты-носители типа "Дельта-4" и "Атлас-5", но с созданием нового пилотируемого корабля не спешили. До "Челленджера", совершавшего 28 января 1986 года свой закончившийся катастрофой десятый полет, который одновременно был 25-м в общей сумме полетов шаттлов, вероятность гибели корабля оценивалась американскими экспертами, как 1 на 100 000 полетов - то есть практически отсутствовала. После взрыва это соотношение возросло до 1:72. 87 успешных полетов челноков с 1988 по конец 2002 года снизили данную вероятность до 1:437 и даже до 1:483. Шаттлы вновь стали казаться машинами, на которые можно положиться. И лишь катастрофа "Колумбии" заставила признать горький факт - конструкция челноков не обладает достаточной надежностью, чтобы обеспечивать безопасность экипажей на приемлемом уровне. Стоит отметить, что шаттлы сыграли очень важную роль в осуществлении проекта по созданию МКС. Так, например, модули станции, из которых она собрана (кроме российского модуля "Звезда"), не имеют своих двигательных установок (ДУ), а, значит, не могут самостоятельно маневрировать на орбите для поиска, сближения и стыковки со станцией. Поэтому их нельзя просто "забрасывать" на орбиту обыкновенными носителями типа "Протон". Единственная возможность собирать станции из таких модулей - использование кораблей типа Space Shuttle с их большими грузовыми отсеками или, гипотетически, использовать орбитальные "буксиры", которые смогли бы отыскивать модуль, выведенный на орбиту "Протоном", стыковаться с ним и подводить его к станции для стыковки. Фактически, без шаттлов строительство модульных орбитальных станций типа МКС (из модулей без ДУ и систем навигации) было бы невозможным. И вот теперь, спустя 25 лет, эпоха шаттлов завершается. США готовы отдать "главную роль" по доставке человека в космос российским кораблям. В результате списания трех последних американских шаттлов Россия станет монополистом на рынке космических перевозок до тех пор, пока NASA не введет в эксплуатацию космический корабль следующего поколения "Орион" и ракету-носитель "Арес-1". Предполагается, что наследник шаттлов ("Орион") будет готов к эксплуатации к 2015 году. В заключение хочется сказать, что доживать свой век в качестве музейного экспоната - не самый худший финал для челнока, проделавшего большой путь в космос и вернувшегося обратно на Землю...навсегда. А программа Space Shuttle продолжит свою жизнь уже только в учебниках истории.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также