26 апреля 2010 | 16:02

Непоправимая торговля

Белый дом вновь поднял вопрос отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России. Инициатива администрации США не вызывает удивления сама по себе. Она прозвучала в то время, когда стороны стремятся улучшить двусторонние отношения. Странно другое. Архаичное торговое ограничение уже второй десяток лет не сходит с повестки дня российско-американских отношений. Подарок Обамы Заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс (William Burns) не оставил без внимания и проблему вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Заявив в обращении к конгрессменам страны, что поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле от 1974 года должна быть отменена как устаревшая, дипломат добавил, что "обеим нашим странам стоит более внимательно рассмотреть вопросы активизации процесса вступления России в ВТО". Бернс объяснил причину, заставившую Белый дом обратится к Конгрессу. США и России "нужны отношения, выходящие за рамки нового договора об СНВ и ядерной безопасности, как бы ни были важны эти вопросы", - отметил он. С последними у Вашингтона и Москвы действительно все в порядке. 8 апреля президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама подписали в Праге договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Согласовали стороны и утилизацию невоенного плутония. Очевидно, что вопросы вступления России в ВТО и отмены торговых ограничений, введенных Вашингтоном в отношении Москвы, администрация Обамы рассматривает в качестве "подарка" России за политическое "потепление". Обе проблемы уже не раз поднимались Москвой. В марте премьер-министр России Владимир Путин назвал вопрос вступления в ВТО и поправку Джексона-Вэника двумя факторами, сдерживающими развитие отношений с США. При этом Путин отметил, что Вашингтон обещает отменить поправку уже восемь лет. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в свою очередь заявила, что Белый дом заинтересован в решении обеих проблем. В то же время, если вступление в ВТО является вопросом двусторонних переговоров, по поводу инициативы Джексона-Вэника вроде бы и договариваться не о чем. Что же тогда мешает Вашингтону? Что поправили? Название поправки сложено из имен ее инициаторов - сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и конгрессмена Чарльза Вэника (Charles Vanik). Народные избранники озаботились тем, что с 1972 года Москва стала требовать у эмигрантов из СССР возмещения затрат на обучение. Суммы, в пересчете в доллары, были серьезными. К примеру, компенсация получения высшего образование в МГУ могла составлять десятки тысяч долларов. В 1974 году в США был принят новый Закон о торговле. Поправка Джексона-Вэника была включена в него в 1975 году и разрешила ограничивать торговлю с СССР и другими странами соцлагеря в случаях, когда эти страны вводят барьеры для эмиграции своих граждан. Уже тогда экономического смысла у внесенного в закон изменения не было, так как ограничения на торговлю США с соцстранами были введены еще в 1951 году и с тех пор были частью законодательства. То есть главной в поправке была не внешняя торговля, а свобода эмиграции из соцлагеря. Другими словами, дело не касалось экономики. Власти США просто указали на свое недовольство ограничением эмиграции из соцстран. Экономическое значение поправка стала приобретать только после того, как в 1985 году в СССР была объявлена свобода эмиграции. После распада Союза, политическая составляющая изжила себя. Даже Джексон и Вэник начали выступать за отмену инициированного ими же ограничения. В новых условиях страны Балтии, Грузия, Киргизия, Армения и Украина были выведены из сферы действия поправки. Однако с Россией так просто не вышло. С 1991 года действие поправки в отношении Москвы регулярно приостанавливалось на один год. В 1994 году было признано, что эмиграционная политика России не подпадает под ее действие. Здесь, казалось бы, о поправке можно бы было забыть и отменить ее. Но не тут то было. Налицо парадокс: признано, что Россия не ограничивает эмиграцию, но поправка за ограничение в отношении Москвы не отменена. То же касается Казахстана и еще ряда постсоветских стран. И это несмотря на то, что тот же тот же Бернс уже заявлял, что никакой практической пользы поправка не имеет. Может быть, с точки зрения внешнеполитического ведомства так оно и есть (Бернс, к слову, является заместителем госсекретаря США именно по политическим вопросам). Однако после исчезновения политического значения ограничения на первый план вышло экономическое. И не случайно Обама в свое время отмечал, что проблема поправки является американской, а не российской. В решающей мере причины ее сегодняшнего существования связаны с интересами бизнеса США. Клеймо от Конгресса Наличие поправки серьезно влияет на российско-американскую торговлю, несмотря на то, что она не применяется. По словам аналитиков Deutsche Bank, бизнес США оценивает подобные законодательные ограничения в качестве риска для своей внешнеэкономической деятельности. По подсчетам специалистов из Института международной экономики США, снижение объема поставок американских товаров в Россию из-за наличия поправки может достигать 27 процентов. По мнению немецких экспертов, аналогично она действует и на российский бизнес. Более того, в Москве отмечают, что наличие поправки мешает России вступить в ВТО. То есть, налицо невыгодность поправки для двусторонних экономических отношений. Однако без согласия Конгресса США ее не отменить. А американские конгрессмены не торопятся. Уже не является секретом тот факт, что они находятся под влиянием бизнес-лобби. Даже премьер-министр России Владимир Путин прямо отмечал, что отказываясь отменить поправку, конгрессмены выполняют заказ конкретных американских бизнес-групп, включая экспортеров пресловутых окорочков. Не случайно и то, что противодействие отмене поправок возникло и на переговорах по ВТО, препятствуя вступлению Москвы в эту организацию. В 2007 году представитель президента США Сюзан Шваб (Susan Schwab) после очередных переговоров по вступлению России в ВТО заявила, что поправка отменена не будет. Как уже неоднократно отмечали эксперты, за спинами переговорщиков на таких встречах стоят все те же лоббисты. В то же время, в Москве уже опасаются, что Конгресс отменит поправку, но не решит проблему дискриминации России в торговле. То есть формально поправки не будет, а ограничения сохранятся. "Сама по себе отмена поправки Джексона-Вэника, если это не будет увязано с предоставлением статуса нормальных торговых отношений или режима наибольшего благоприятствования, по нашему мнению, бессмысленна", - отметил глава комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев. В этих условиях, даже если Москва получит "подарок" Обамы в виде отмены поправки, это не устранит причину существования данной проблемы двусторонней торговли. Будет вылечен "симптом", а не "болезнь". Последняя связана с необходимостью обеспечения взаимного доступа на рынки и цивилизованного решения торговых споров. А для этого пока нет ничего лучшего, чем работа в рамках ВТО. Таким образом, чтобы решить проблему, которая привела к длительному существованию поправки Джексона-Вэника, России нужно вступить в эту международную организацию. Замкнутый круг?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Белый дом вновь поднял вопрос отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России. Инициатива администрации США не вызывает удивления сама по себе. Она прозвучала в то время, когда стороны стремятся улучшить двусторонние отношения. Странно другое. Архаичное торговое ограничение уже второй десяток лет не сходит с повестки дня российско-американских отношений. Подарок Обамы Заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс (William Burns) не оставил без внимания и проблему вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Заявив в обращении к конгрессменам страны, что поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле от 1974 года должна быть отменена как устаревшая, дипломат добавил, что "обеим нашим странам стоит более внимательно рассмотреть вопросы активизации процесса вступления России в ВТО". Бернс объяснил причину, заставившую Белый дом обратится к Конгрессу. США и России "нужны отношения, выходящие за рамки нового договора об СНВ и ядерной безопасности, как бы ни были важны эти вопросы", - отметил он. С последними у Вашингтона и Москвы действительно все в порядке. 8 апреля президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама подписали в Праге
Реклама
Реклама
договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Согласовали стороны и утилизацию невоенного плутония. Очевидно, что вопросы вступления России в ВТО и отмены торговых ограничений, введенных Вашингтоном в отношении Москвы, администрация Обамы рассматривает в качестве "подарка" России за политическое "потепление". Обе проблемы уже не раз поднимались Москвой. В марте премьер-министр России Владимир Путин назвал вопрос вступления в ВТО и поправку Джексона-Вэника двумя факторами, сдерживающими развитие отношений с США. При этом Путин отметил, что Вашингтон обещает отменить поправку уже восемь лет. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в свою очередь заявила, что Белый дом заинтересован в решении обеих проблем. В то же время, если вступление в ВТО является вопросом двусторонних переговоров, по поводу инициативы Джексона-Вэника вроде бы и договариваться не о чем. Что же тогда мешает Вашингтону? Что поправили? Название поправки сложено из имен ее инициаторов - сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и конгрессмена Чарльза Вэника (Charles Vanik). Народные избранники озаботились тем, что с 1972 года Москва стала требовать у эмигрантов из СССР возмещения затрат на обучение. Суммы, в пересчете в доллары, были серьезными. К примеру, компенсация получения высшего образование в МГУ могла составлять десятки тысяч долларов. В 1974 году в США был принят новый Закон о торговле. Поправка Джексона-Вэника была включена в него в 1975 году и разрешила ограничивать торговлю с СССР и другими странами соцлагеря в случаях, когда эти страны вводят барьеры для эмиграции своих граждан. Уже тогда экономического смысла у внесенного в закон изменения не было, так как ограничения на торговлю США с соцстранами были введены еще в 1951 году и с тех пор были частью законодательства. То есть главной в поправке была не внешняя торговля, а свобода эмиграции из соцлагеря. Другими словами, дело не касалось экономики. Власти США просто указали на свое недовольство ограничением эмиграции из соцстран. Экономическое значение поправка стала приобретать только после того, как в 1985 году в СССР была объявлена свобода эмиграции. После распада Союза, политическая составляющая изжила себя. Даже Джексон и Вэник начали выступать за отмену инициированного ими же ограничения. В новых условиях страны Балтии, Грузия, Киргизия, Армения и Украина были выведены из сферы действия поправки. Однако с Россией так просто не вышло. С 1991 года действие поправки в отношении Москвы регулярно приостанавливалось на один год. В 1994 году было признано, что эмиграционная политика России не подпадает под ее действие. Здесь, казалось бы, о поправке можно бы было забыть и отменить ее. Но не тут то было. Налицо парадокс: признано, что Россия не ограничивает эмиграцию, но поправка за ограничение в отношении Москвы не отменена. То же касается Казахстана и еще ряда постсоветских стран. И это несмотря на то, что тот же тот же Бернс уже заявлял, что никакой практической пользы поправка не имеет. Может быть, с точки зрения внешнеполитического ведомства так оно и есть (Бернс, к слову, является заместителем госсекретаря США именно по политическим вопросам). Однако после исчезновения политического значения ограничения на первый план вышло экономическое. И не случайно Обама в свое время отмечал, что проблема поправки является американской, а не российской. В решающей мере причины ее сегодняшнего существования связаны с интересами бизнеса США. Клеймо от Конгресса Наличие поправки серьезно влияет на российско-американскую торговлю, несмотря на то, что она не применяется. По словам аналитиков Deutsche Bank, бизнес США оценивает подобные законодательные ограничения в качестве риска для своей внешнеэкономической деятельности. По подсчетам специалистов из Института международной экономики США, снижение объема поставок американских товаров в Россию из-за наличия поправки может достигать 27 процентов. По мнению немецких экспертов, аналогично она действует и на российский бизнес. Более того, в Москве отмечают, что наличие поправки мешает России вступить в ВТО. То есть, налицо невыгодность поправки для двусторонних экономических отношений. Однако без согласия Конгресса США ее не отменить. А американские конгрессмены не торопятся. Уже не является секретом тот факт, что они находятся под влиянием бизнес-лобби. Даже премьер-министр России Владимир Путин прямо отмечал, что отказываясь отменить поправку, конгрессмены выполняют заказ конкретных американских бизнес-групп, включая экспортеров пресловутых окорочков. Не случайно и то, что противодействие отмене поправок возникло и на переговорах по ВТО, препятствуя вступлению Москвы в эту организацию. В 2007 году представитель президента США Сюзан Шваб (Susan Schwab) после очередных переговоров по вступлению России в ВТО заявила, что поправка отменена не будет. Как уже неоднократно отмечали эксперты, за спинами переговорщиков на таких встречах стоят все те же лоббисты. В то же время, в Москве уже опасаются, что Конгресс отменит поправку, но не решит проблему дискриминации России в торговле. То есть формально поправки не будет, а ограничения сохранятся. "Сама по себе отмена поправки Джексона-Вэника, если это не будет увязано с предоставлением статуса нормальных торговых отношений или режима наибольшего благоприятствования, по нашему мнению, бессмысленна", - отметил глава комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев. В этих условиях, даже если Москва получит "подарок" Обамы в виде отмены поправки, это не устранит причину существования данной проблемы двусторонней торговли. Будет вылечен "симптом", а не "болезнь". Последняя связана с необходимостью обеспечения взаимного доступа на рынки и цивилизованного решения торговых споров. А для этого пока нет ничего лучшего, чем работа в рамках ВТО. Таким образом, чтобы решить проблему, которая привела к длительному существованию поправки Джексона-Вэника, России нужно вступить в эту международную организацию. Замкнутый круг?

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная