26 апреля 2010 | 16:02

Непоправимая торговля

Белый дом вновь поднял вопрос отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России. Инициатива администрации США не вызывает удивления сама по себе. Она прозвучала в то время, когда стороны стремятся улучшить двусторонние отношения. Странно другое. Архаичное торговое ограничение уже второй десяток лет не сходит с повестки дня российско-американских отношений. Подарок Обамы Заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс (William Burns) не оставил без внимания и проблему вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Заявив в обращении к конгрессменам страны, что поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле от 1974 года должна быть отменена как устаревшая, дипломат добавил, что "обеим нашим странам стоит более внимательно рассмотреть вопросы активизации процесса вступления России в ВТО". Бернс объяснил причину, заставившую Белый дом обратится к Конгрессу. США и России "нужны отношения, выходящие за рамки нового договора об СНВ и ядерной безопасности, как бы ни были важны эти вопросы", - отметил он. С последними у Вашингтона и Москвы действительно все в порядке. 8 апреля президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама подписали в Праге договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Согласовали стороны и утилизацию невоенного плутония. Очевидно, что вопросы вступления России в ВТО и отмены торговых ограничений, введенных Вашингтоном в отношении Москвы, администрация Обамы рассматривает в качестве "подарка" России за политическое "потепление". Обе проблемы уже не раз поднимались Москвой. В марте премьер-министр России Владимир Путин назвал вопрос вступления в ВТО и поправку Джексона-Вэника двумя факторами, сдерживающими развитие отношений с США. При этом Путин отметил, что Вашингтон обещает отменить поправку уже восемь лет. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в свою очередь заявила, что Белый дом заинтересован в решении обеих проблем. В то же время, если вступление в ВТО является вопросом двусторонних переговоров, по поводу инициативы Джексона-Вэника вроде бы и договариваться не о чем. Что же тогда мешает Вашингтону? Что поправили? Название поправки сложено из имен ее инициаторов - сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и конгрессмена Чарльза Вэника (Charles Vanik). Народные избранники озаботились тем, что с 1972 года Москва стала требовать у эмигрантов из СССР возмещения затрат на обучение. Суммы, в пересчете в доллары, были серьезными. К примеру, компенсация получения высшего образование в МГУ могла составлять десятки тысяч долларов. В 1974 году в США был принят новый Закон о торговле. Поправка Джексона-Вэника была включена в него в 1975 году и разрешила ограничивать торговлю с СССР и другими странами соцлагеря в случаях, когда эти страны вводят барьеры для эмиграции своих граждан. Уже тогда экономического смысла у внесенного в закон изменения не было, так как ограничения на торговлю США с соцстранами были введены еще в 1951 году и с тех пор были частью законодательства. То есть главной в поправке была не внешняя торговля, а свобода эмиграции из соцлагеря. Другими словами, дело не касалось экономики. Власти США просто указали на свое недовольство ограничением эмиграции из соцстран. Экономическое значение поправка стала приобретать только после того, как в 1985 году в СССР была объявлена свобода эмиграции. После распада Союза, политическая составляющая изжила себя. Даже Джексон и Вэник начали выступать за отмену инициированного ими же ограничения. В новых условиях страны Балтии, Грузия, Киргизия, Армения и Украина были выведены из сферы действия поправки. Однако с Россией так просто не вышло. С 1991 года действие поправки в отношении Москвы регулярно приостанавливалось на один год. В 1994 году было признано, что эмиграционная политика России не подпадает под ее действие. Здесь, казалось бы, о поправке можно бы было забыть и отменить ее. Но не тут то было. Налицо парадокс: признано, что Россия не ограничивает эмиграцию, но поправка за ограничение в отношении Москвы не отменена. То же касается Казахстана и еще ряда постсоветских стран. И это несмотря на то, что тот же тот же Бернс уже заявлял, что никакой практической пользы поправка не имеет. Может быть, с точки зрения внешнеполитического ведомства так оно и есть (Бернс, к слову, является заместителем госсекретаря США именно по политическим вопросам). Однако после исчезновения политического значения ограничения на первый план вышло экономическое. И не случайно Обама в свое время отмечал, что проблема поправки является американской, а не российской. В решающей мере причины ее сегодняшнего существования связаны с интересами бизнеса США. Клеймо от Конгресса Наличие поправки серьезно влияет на российско-американскую торговлю, несмотря на то, что она не применяется. По словам аналитиков Deutsche Bank, бизнес США оценивает подобные законодательные ограничения в качестве риска для своей внешнеэкономической деятельности. По подсчетам специалистов из Института международной экономики США, снижение объема поставок американских товаров в Россию из-за наличия поправки может достигать 27 процентов. По мнению немецких экспертов, аналогично она действует и на российский бизнес. Более того, в Москве отмечают, что наличие поправки мешает России вступить в ВТО. То есть, налицо невыгодность поправки для двусторонних экономических отношений. Однако без согласия Конгресса США ее не отменить. А американские конгрессмены не торопятся. Уже не является секретом тот факт, что они находятся под влиянием бизнес-лобби. Даже премьер-министр России Владимир Путин прямо отмечал, что отказываясь отменить поправку, конгрессмены выполняют заказ конкретных американских бизнес-групп, включая экспортеров пресловутых окорочков. Не случайно и то, что противодействие отмене поправок возникло и на переговорах по ВТО, препятствуя вступлению Москвы в эту организацию. В 2007 году представитель президента США Сюзан Шваб (Susan Schwab) после очередных переговоров по вступлению России в ВТО заявила, что поправка отменена не будет. Как уже неоднократно отмечали эксперты, за спинами переговорщиков на таких встречах стоят все те же лоббисты. В то же время, в Москве уже опасаются, что Конгресс отменит поправку, но не решит проблему дискриминации России в торговле. То есть формально поправки не будет, а ограничения сохранятся. "Сама по себе отмена поправки Джексона-Вэника, если это не будет увязано с предоставлением статуса нормальных торговых отношений или режима наибольшего благоприятствования, по нашему мнению, бессмысленна", - отметил глава комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев. В этих условиях, даже если Москва получит "подарок" Обамы в виде отмены поправки, это не устранит причину существования данной проблемы двусторонней торговли. Будет вылечен "симптом", а не "болезнь". Последняя связана с необходимостью обеспечения взаимного доступа на рынки и цивилизованного решения торговых споров. А для этого пока нет ничего лучшего, чем работа в рамках ВТО. Таким образом, чтобы решить проблему, которая привела к длительному существованию поправки Джексона-Вэника, России нужно вступить в эту международную организацию. Замкнутый круг?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Белый дом вновь поднял вопрос отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России. Инициатива администрации США не вызывает удивления сама по себе. Она прозвучала в то время, когда стороны стремятся улучшить двусторонние отношения. Странно другое. Архаичное торговое ограничение уже второй десяток лет не сходит с повестки дня российско-американских отношений. Подарок Обамы Заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс (William Burns) не оставил без внимания и проблему вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Заявив в обращении к конгрессменам страны, что поправка Джексона-Вэника к американскому закону о торговле от 1974 года должна быть отменена как устаревшая, дипломат добавил, что "обеим нашим странам стоит более внимательно рассмотреть вопросы активизации процесса вступления России в ВТО". Бернс объяснил причину, заставившую Белый дом обратится к Конгрессу. США и России "нужны отношения, выходящие за рамки нового договора об СНВ и ядерной безопасности, как бы ни были важны эти вопросы", - отметил он. С последними у Вашингтона и Москвы действительно все в порядке. 8 апреля президент России Дмитрий Медведев и его американский коллега Барак Обама подписали в Праге
Реклама
Реклама
договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Согласовали стороны и утилизацию невоенного плутония. Очевидно, что вопросы вступления России в ВТО и отмены торговых ограничений, введенных Вашингтоном в отношении Москвы, администрация Обамы рассматривает в качестве "подарка" России за политическое "потепление". Обе проблемы уже не раз поднимались Москвой. В марте премьер-министр России Владимир Путин назвал вопрос вступления в ВТО и поправку Джексона-Вэника двумя факторами, сдерживающими развитие отношений с США. При этом Путин отметил, что Вашингтон обещает отменить поправку уже восемь лет. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон в свою очередь заявила, что Белый дом заинтересован в решении обеих проблем. В то же время, если вступление в ВТО является вопросом двусторонних переговоров, по поводу инициативы Джексона-Вэника вроде бы и договариваться не о чем. Что же тогда мешает Вашингтону? Что поправили? Название поправки сложено из имен ее инициаторов - сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и конгрессмена Чарльза Вэника (Charles Vanik). Народные избранники озаботились тем, что с 1972 года Москва стала требовать у эмигрантов из СССР возмещения затрат на обучение. Суммы, в пересчете в доллары, были серьезными. К примеру, компенсация получения высшего образование в МГУ могла составлять десятки тысяч долларов. В 1974 году в США был принят новый Закон о торговле. Поправка Джексона-Вэника была включена в него в 1975 году и разрешила ограничивать торговлю с СССР и другими странами соцлагеря в случаях, когда эти страны вводят барьеры для эмиграции своих граждан. Уже тогда экономического смысла у внесенного в закон изменения не было, так как ограничения на торговлю США с соцстранами были введены еще в 1951 году и с тех пор были частью законодательства. То есть главной в поправке была не внешняя торговля, а свобода эмиграции из соцлагеря. Другими словами, дело не касалось экономики. Власти США просто указали на свое недовольство ограничением эмиграции из соцстран. Экономическое значение поправка стала приобретать только после того, как в 1985 году в СССР была объявлена свобода эмиграции. После распада Союза, политическая составляющая изжила себя. Даже Джексон и Вэник начали выступать за отмену инициированного ими же ограничения. В новых условиях страны Балтии, Грузия, Киргизия, Армения и Украина были выведены из сферы действия поправки. Однако с Россией так просто не вышло. С 1991 года действие поправки в отношении Москвы регулярно приостанавливалось на один год. В 1994 году было признано, что эмиграционная политика России не подпадает под ее действие. Здесь, казалось бы, о поправке можно бы было забыть и отменить ее. Но не тут то было. Налицо парадокс: признано, что Россия не ограничивает эмиграцию, но поправка за ограничение в отношении Москвы не отменена. То же касается Казахстана и еще ряда постсоветских стран. И это несмотря на то, что тот же тот же Бернс уже заявлял, что никакой практической пользы поправка не имеет. Может быть, с точки зрения внешнеполитического ведомства так оно и есть (Бернс, к слову, является заместителем госсекретаря США именно по политическим вопросам). Однако после исчезновения политического значения ограничения на первый план вышло экономическое. И не случайно Обама в свое время отмечал, что проблема поправки является американской, а не российской. В решающей мере причины ее сегодняшнего существования связаны с интересами бизнеса США. Клеймо от Конгресса Наличие поправки серьезно влияет на российско-американскую торговлю, несмотря на то, что она не применяется. По словам аналитиков Deutsche Bank, бизнес США оценивает подобные законодательные ограничения в качестве риска для своей внешнеэкономической деятельности. По подсчетам специалистов из Института международной экономики США, снижение объема поставок американских товаров в Россию из-за наличия поправки может достигать 27 процентов. По мнению немецких экспертов, аналогично она действует и на российский бизнес. Более того, в Москве отмечают, что наличие поправки мешает России вступить в ВТО. То есть, налицо невыгодность поправки для двусторонних экономических отношений. Однако без согласия Конгресса США ее не отменить. А американские конгрессмены не торопятся. Уже не является секретом тот факт, что они находятся под влиянием бизнес-лобби. Даже премьер-министр России Владимир Путин прямо отмечал, что отказываясь отменить поправку, конгрессмены выполняют заказ конкретных американских бизнес-групп, включая экспортеров пресловутых окорочков. Не случайно и то, что противодействие отмене поправок возникло и на переговорах по ВТО, препятствуя вступлению Москвы в эту организацию. В 2007 году представитель президента США Сюзан Шваб (Susan Schwab) после очередных переговоров по вступлению России в ВТО заявила, что поправка отменена не будет. Как уже неоднократно отмечали эксперты, за спинами переговорщиков на таких встречах стоят все те же лоббисты. В то же время, в Москве уже опасаются, что Конгресс отменит поправку, но не решит проблему дискриминации России в торговле. То есть формально поправки не будет, а ограничения сохранятся. "Сама по себе отмена поправки Джексона-Вэника, если это не будет увязано с предоставлением статуса нормальных торговых отношений или режима наибольшего благоприятствования, по нашему мнению, бессмысленна", - отметил глава комитета Госдумы России по международным делам Константин Косачев. В этих условиях, даже если Москва получит "подарок" Обамы в виде отмены поправки, это не устранит причину существования данной проблемы двусторонней торговли. Будет вылечен "симптом", а не "болезнь". Последняя связана с необходимостью обеспечения взаимного доступа на рынки и цивилизованного решения торговых споров. А для этого пока нет ничего лучшего, чем работа в рамках ВТО. Таким образом, чтобы решить проблему, которая привела к длительному существованию поправки Джексона-Вэника, России нужно вступить в эту международную организацию. Замкнутый круг?
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная