В Нур-Султане на проспекте Республики есть участок улицы, на котором расположены обменные пункты. Их там много... Согласитесь, если вы местный житель, проезжая в этом районе, вы невольно обращаете внимание на курсы валют. Даже если у вас нет лишних денег, вы все равно поинтересуетесь, подорожал доллар или нет.
В Нур-Султане на проспекте Республики есть участок улицы, на котором расположены обменные пункты. Их там много... Согласитесь, если вы местный житель, проезжая в этом районе, вы невольно обращаете внимание на курсы валют. Даже если у вас нет лишних денег, вы все равно поинтересуетесь, подорожал доллар или нет.
Вот тот самый столичный проспект Республики, на котором и происходят все валютные операции. Мы тоже сюда пришли на днях в надежде побеседовать с владельцами обменников. Как известно, в Казахстане представили проект нового постановления. Оно касается правил работы обменных пунктов: по ограничению времени и фиксированию данных клиентов при проведении валютных операций. Нам удалось побеседовать с несколькими владельцами обменников, которые рассказали о своем бизнесе и новых требованиях финрегулятора.
***
Публикуя новые правила, в Нацбанке не сразу пояснили, для чего они предлагаются. Но накануне появилось официальное разъяснение заместителя председателя Национального банка Дины Галиевой.
В нем отмечается, что проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных.
"Что касается самих требований, то необходимо начать с того, что в Казахстане уже более 10 лет действует система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Все организации, оказывающие финансовые услуги, включая обменные пункты, проходят финансовый мониторинг. В частности, законом о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена обязанность обменных пунктов по проведению надлежащей проверки клиентов при покупке, продаже и обмене наличной иностранной валюты, основным пунктом которой является фиксирование сведений о клиенте", - говорится в обращении.
При этом в Нацбанке отметили, что в части борьбы с отмыванием и финансированием терроризма международным сообществом уже приняты более жесткие требования и стандарты.
***
Один из наших собеседников, который по ряду причин не стал называть свое имя, уже 11 лет работает в валютном бизнесе. Раньше у него было три обменника. Сейчас осталось два. Интересуемся у мужчины, а сколько обменных пунктов в Нур-Султане может держать один предприниматель.
"Если мы говорим о крупных компаниях, то примерно по 2-3 обменника. За редким исключением больше трех, до пяти - это максимум. Это если мы говорим про столицу. Если говорить по Алматы, там есть одна крупная компания, то у них в районе 30 обменных пунктов по городу", - рассказывает наш собеседник.
"А среди владельцев обменников существует общий чат, где вы, возможно, обсуждаете вопросы касательно того, какой курс валюты установить сегодня? Такое возможно?" - спрашиваю у собеседника.
"Такого сговора, конечно же, нет. Все смотрят на официальный курс и выставляют свои цифры исходя из официального курса. Ну так же, как, например, на различных АЗС... Вы, наверное, видите, что на одной заправке может быть одна цена, на другой заправке - другая. Такого нет, чтобы кто-то утром сказал: "Ребята, давайте такой курс держать". Мы исходим из официального курса. Еще, конечно, мы смотрим друг на друга на сайте, отслеживаем", - отмечает столичный предприниматель.
"Можете ли вы сказать, сколько за один день зарабатывает один обменник? В среднем какая прибыль у них", - спрашиваю у предпринимателя, предвидя, что не получу никакого ответа на этот вопрос.
"Так нельзя сказать. Потому что у всех разный оборотный капитал, у всех разный человекопоток, режим работы. Даже учитывается такой момент, как работа персонала. У кого-то девочки-кассиры улыбаются и вежливы с клиентами, а у кого-то могут грубо ответить клиенту. К примеру, если брать обменник, который на Республике, у него маржинальность маленькая - 0,5 тенге с операции, но оборот большой. А у обменника, который находится чуть подальше, у них, допустим, 2-3 тенге рентабельность, но у них обороты маленькие. А в среднем у всех по прибыли может быть одинаково. Поэтому сейчас вам никто не скажет, кто сколько зарабатывает. Очень много факторов, которые влияют на прибыль", - отвечает столичный предприниматель и добавляет, что свой бизнес относит к "маленьким компаниям".
"Мы оцениваем величину (бизнеса) не по количеству обменных пунктов, а по деньгам, которые есть в обороте. Мы не можем на сегодня обслуживать клиентов, у кого есть миллион долларов. Но есть обменники, которые могут обслуживать. Свои обороты владельцы обменников не называют, это коммерческая тайна. В среднем я могу сказать по рынку, обменный пункт имеет оборот от 200-300 до 500 тысяч долларов. Надо понимать, что это оборот, а не прибыль", - говорит столичный предприниматель. Он отметил, что при всем при этом все владельцы обменников платят фиксированный налог.
Еще один представитель этого бизнеса Айгуль Салыбекова высказала свою обеспокоенность новыми требованиями Нацбанка. Предпринимательница с коллегами по цеху намерена подготовить открытое обращение. Айгуль состоит в Ассоциации небанковских обменных пунктов по городу Нур-Султану и сейчас, можно сказать, от имени столичного сообщества руководителей обменных пунктов выражает мнение.
"Не можем понять, что это за решение и кем оно предложено. Чтобы вводить такие правила, нужно же проводить какие-то исследования, анализ, продумывать, обсуждать. А так постановили и все... Это же несерьезно", - говорит Айгуль Салыбекова, отмечая, какими могут быть последствия, если постановление об их деятельности вступит в силу.
Один из пунктов, с которым не согласны владельцы частных обменников, касается режима работы. По новым правилам, если поправки вступят в силу, работать обменники будут только с 10.00 до 19.00 часов - и никаких операций в ночное время. Изменение графика работы приведет к сокращению сотрудников обменных пунктов, отмечают владельцы обменников.
Также бизнесмены обеспокоены требованием о наличии денег на банковском счете. "Не у всех есть возможность иметь в кассе 100 миллионов тенге, и еще 20 миллионов (тенге) нужно оставить у себя на счете в банке. Обменные пункты не проводят валютно-обменные операции по счету. Мы не меняем и не отправляем деньги по счетам, мы таких операций не проводим. Мы работаем только с наличкой. Соответственно, для чего мы должны замораживать, условно, 20 или 40 миллионов на своих банковских счетах - непонятно. В свете последних событий с банками есть опасения, что если банк объявит о банкротстве, то наши деньги ни одно агентство по страхованию не возместит", - выразил мнение наш первый собеседник.
"У нас есть свое сообщество руководителей обменных пунктов. Там сейчас идет достаточно бурное обсуждение. Наше сообщество разделилось на два лагеря. Одни говорят, что это выгодно крупным банкам, потому что у них биржевые операции. У обменных пунктов маржинальность составляет примерно 0,5 тенге. Если вы меняете, условно, одну тысячу долларов, то у обменного пункта прибыль будет составлять примерно 1000-1500 тенге. А у банка маржинальность как минимум 2-3 тенге. То есть с тысячи долларов они уже получат пять тысяч тенге в виде прибыли.
Вторая половина владельцев обменных пунктов считает, что это выгодно более крупным обменным пунктам. Таким образом они борются со своими конкурентами, чтобы выжить их с рынка и остаться такими мастодонтами, забрав большую часть рынка на себя", - выразил мнение столичный предприниматель.
Интересуемся у него, что он намерен делать дальше и видит ли смысл оставаться на рынке.
"Я честно скажу, хочу провести консультации со специалистами, понять перспективы и потом уже принимать решение. Самый простой вариант, который пока я сейчас вижу, это полностью продать бизнес", - признается столичный предприниматель, который 11 лет проработал в этой сфере.
Тем временем на специализированных сайтах уже появились объявления о продаже обменных пунктов. Сегодня среди объявлений о продаже частного бизнеса обменники в списке топовых объявлений.
Владелица столичного обменного пункта Айгуль Салыбекова, являясь членом Ассоциации небанковских обменных пунктов, будет участвовать в подготовке обращения от имени ассоциации в защиту прав руководителей обменных пунктов. Правда, пока предпринимательница не уверена, в чью пользу разрешится эта ситуация.
Казахстанские эксперты тоже высказались о возможном введении новых правил работы обменных пунктов. Экономист Алмас Чукин опасается, что предлагаемые новшества могут повлиять на развитие экономики.
"Если появятся запреты, то исчезнет доверие. Если у меня появятся доллары, я не буду их продавать, потому что купить в следующий раз будет трудно. Вместо того чтобы делать рынок живым и гибким, мы вставляем запреты, которые не работают", - отмечает Чукин.
Экономист считает, что владельцы обменных пунктов могут понести большие затраты. "Операторы будут работать в три раза за ту же зарплату и приносить меньше прибыли. Но, как предприниматель, я перенесу все свои дополнительные затраты на потребителя. Сейчас у нас маленькая маржа между покупкой и продажей. Теперь она может увеличиться и составлять не два-три тенге, а, к примеру, 20. То же самое с переводами: упадет мне в Western Union 100 долларов, а после конвертации останется 97-98", - выразил мнение Алмас Чукин.
Вот как комментирует другой экономист - Арман Байганов - пункт новых правил о внесении данных клиента при обмене валюты. Казахстанский специалист считает, что предприимчивые люди найдут лазейку, чтобы обойти неудобное правило.
"Нужно будет кому-то поменять два миллиона тенге, так он потрудится и сходит в четыре обменника, вот и все. Да и что такое полмиллиона тенге? Всего полторы тысячи долларов. У нас руководители национальных компаний получают больше. Поэтому если вводить такие ограничения, то хотя бы на 10 тысяч долларов", - считает Байганов.
Тем временем курс доллара в столичных обменниках приближается к отметке 390 тенге за один доллар. В обменных пунктах цена иностранной валюты достигла сегодня 389,6 тенге.