Корреспондент Tengrinews.kz на протяжении нескольких лет наблюдал, как исчезает целый жилой массив на окраине Астаны. Постепенно все дома там снесли, людей переселили в другие районы города. От маленького поселка, который стоял как бы в стороне от остального города, осталась лишь автобусная остановка и разбитая, покинутая жильцами пятиэтажка, в которой теперь гнездятся птицы и гуляет ветер.
Корреспондент Tengrinews.kz на протяжении нескольких лет наблюдал, как исчезает целый жилой массив на окраине Астаны. Постепенно все дома там снесли, людей переселили в другие районы города. От маленького поселка, который стоял как бы в стороне от остального города, осталась лишь автобусная остановка и разбитая, покинутая жильцами пятиэтажка, в которой теперь гнездятся птицы и гуляет ветер.
А еще от этого района осталось название остановки, которую объявляют в автобусе. "Жилой массив Автоматика", - раздается в салоне маршрута № 24, открываются двери, и я оказываюсь в степи. В той самой степи, в которой еще в сентябре прошлого года боялись остаться одни жители одноэтажного дома.
Сейчас того дома нет и в помине, только снежные сугробы. А те жители давно переехали в новое жилье. Вопреки опасениям, в степи они не остались.
Рядом с одноэтажным домом стояло несколько двухэтажек, но от них уже тоже не осталось и следа.
Некоторых из жильцов тех домов мы встречали на совсем другом конце города, в активно застраивающемся районе Жагалау, там, где широко раскинулось озеро Талдыколь. То самое, которое когда-то издавало неприятный запах, а после тщательной очистки превратилось в настоящую жемчужину, куда теперь прилетают лебеди. При этом живущие там люди заявляют: никакого запаха теперь там нет.
Талдыколь. Октябрь, 2018 год
Но вернемся в Автоматику.
Сейчас посреди этой пустыни стоит лишь одна нежилая пятиэтажка. Многострадальная пятиэтажка - это, пожалуй, будет самым точным определением, которое можно применить к этому дому.
Сколько печальных историй могут рассказать бывшие ее жители. Про троих детей, которые угорели в одной комнате. Про семью, которая погибла таким же образом прямо под Новый год.
Слушать эти рассказы очень тяжело. Представлять - и вовсе невыносимо.
Пятиэтажка не была благоустроенной в полном смысле этого слова. Там не было центрального отопления, не было горячей воды.
Люди грелись зимой либо с помощью печек, установленных прямо в квартире, либо электрообогревателями.
Еду готовили с помощью газового баллона, который соседствовал с печкой. "Живем как на пороховой бочке", - говорили тогда жильцы.
А еще были постоянные проблемы с канализацией, сточные воды буквально затапливали подвал.
Завывает ветер. Окна в квартирах разбиты. Дверей нет. С балкона развеваются остатки штор.
Хлопают крыльями птицы, они облюбовали верхние этажи.
Вход в подъезд запорошен снегом. Заходим внутрь. Кем-то оставленная старая обувь.
Большая мягкая игрушка.
Матерные, но весьма заботливые надписи баллончиком на стене.
Когда проходишь по пустующей площадке, под ногами хрустит стекло, все это эхом разносится по подъезду, от чего становится не по себе.
Где-то наверху что-то стукнуло. Потом этот звук повторился этажом ниже. А потом и на первом этаже. Атмосфера, конечно, не для слабонервных. По всей видимости, это хозяйничали ветер и птицы.
В одной из квартир кто-то оставил комнатное растение.
А другой кто-то сделал к нему подпись: "Я есть Грут".
На выходе из подъезда можно найти еще одно послание.
Выходим на свет. В прямом смысле слова.
Жильцы этой пятиэтажки уже переехали в новые квартиры и давно справили новоселье.
Я возвращаюсь на автобусную остановку. Мимо нее стремительно пронесся автобус, направляющийся в город.
Автоматика - не последняя остановка у этого маршрута, дальше есть еще конечная. Какое-то время мне пришлось подождать другой автобус.
Я смотрел по сторонам и видел остатки бывшего зеленого домика. Говорили, что эта чья-то дача.
Вот так она выглядела совсем недавно.
Вдалеке появился автобус. На этот раз я встал поближе к дороге, чтобы меня заметили. Водитель подал знак, что остановится на обратном пути. Через пару минут он действительно остановился. Я ехал в салоне один до следующего жилого массива.
К самому первому репортажу о районе Автоматика один из наших читателей написал: "Я прожил 20 лет на Автоматике и уехал в далекие страны. Но, приезжая на родину, я вспоминаю хорошие времена. Было классно и без воды, света и тепла))))".
Вот такие у людей теплые воспоминания.
Ренат Ташкинбаев.
Читайте также:
13-й район: Как живут люди в некогда секретном поселке Астаны
Прощай, Автоматика! 13-й район Астаны пустили под снос
"Вымерзнем, как мамонты". Жительница Астаны обратилась к заместителю Исекешева
Многострадальную 5-этажку в Астане все-таки решили снести
Не оставляйте нас в степи. Жители многострадального района Астаны опасаются за свои жизни
Судьба многострадального района Астаны решится в октябре
Страдания закончились? Жители самого проблемного района Астаны получили новые квартиры
Великое переселение народа. Кое-что о столичном районе "Жагалау"