Дороги, застройка и газ. Интервью с экс-акимом Астаны Алтаем Кульгиновым
Президент Касым-Жомарт Токаев недавно на совещании по развитию Астаны озвучил много проблем, давно мучающих астанчан. Сейчас должность акима столицы занимает Женис Касымбек, но корреспондент Tеngrinews.kz попросила прокомментировать критику Главы государства экс-акима Астаны Алтая Кульгинова, который управлял столицей последние три с половиной года, а с 9 декабря стал заместителем премьер-министра.
- Было большое совещание с Президентом, на нем были вы и наш новый аким. Касым-Жомарт Токаев озвучил большой блок критики, которая копилась годами. Это не внезапно возникшие проблемы. Скажите, как так оказалось, что у нас выявилось так много проблем, упущений в развитии столицы?
- Астана, как главный город нашей страны, находится на особом контроле у Главы государства. Это очень помогает в развитии столицы, поскольку все госорганы - и центральные, и местные - сообща решают проблемы. Если смотреть по статистике, Астана как столица очень быстро развивается, очень быстро растет количество населения. Это процесс урбанизации - мировой тренд, большие города, как магнит, притягивают людей. Наши города не исключение. Поэтому мы должны создавать равные условия, возможности и для областных центров, и для крупных городов.
Если брать последние 3-4 года, в столице население увеличилось на порядка 300 тысяч человек. Рекордным был 2022 год - плюс 100 тысяч человек, по официальной статистике. Естественно, все это будет нагружать инфраструктуру, как социальную, так и инженерную. Значит, нужно больше строить школ, жилья, детсадов, поликлиник, больше общественного транспорта.
- Я правильно поняла, вы говорите, что инфраструктура не успевает за приростом населения?
- Да, это вызовы, которые стоят перед большими городами.
- Из-за этого проблемы?
- Верно.
- Но прирост населения контролируется доступом к жилью. У нас в последние годы развернулась огромная программа по строительству нового жилья, и правильно ли было разрешать так много строить, если при этом инфраструктура у нас к этому еще не готова?
- Да, хороший вопрос. Вы же видите, как население растет. Естественно, спрос порождает предложение. Это закон рынка. Учитывая огромный спрос… Например, у нас в очереди на жилье стоит порядка 48-50 тысяч человек. Спрос есть и на коммерческое жилье, и на социальные объекты. Количество школьников увеличивается. Мы же рассказывали, что выпускается в мае где-то 7-8 тысяч детей, а приходит в 3-3,5 раза больше в сентябре в первый класс, 24-25 тысяч детей. Значит, нужно строить больше школ. Нужно рост населения опережать инфраструктурой.
- Но при этом с 2019 по 2023 год мы не смогли этого сделать. Строительство шло бурными темпами, школ, детсадов, медучреждений недостаточно, недостаточно дорог, из-за этого большие пробки, недостаточная газификация, смог. Как такое мы смогли допустить в нашем городе, что теперь сегодняшнее число жителей "не выгребают" не то что социальные объекты, но даже наши дороги и наши коммунальные предприятия?
- Процесс урбанизации идет такими быстрыми темпами, что нужно не только поспевать, а нужно опережать. Вот к этому мы должны стремиться, вот чем мы занимаемся.
Давайте все по порядку, начиная от проблемного вопроса ТЭЦ-3, которая больше 10 лет строится. В 2019 году изучили проект, он за 10 лет совершенно устарел и стал неактуальным. Он был рассчитан только на отопление углем и мазутом. В 2020 году начали корректировку этого проекта с учетом газификации столицы, перепроектировали на газ. В 2022 году выделили средства, свыше 20 миллиардов тенге, и подрядчик, согласно своим договорным обязательствам, обещал к концу 2022 года выдать по первой очереди ТЭЦ-3 220 гигакалорий тепла. Этого подрядчик не выполнил. Хотя имелись бюджетные средства, выделенные деньги он не освоил. Подрядчик не только подвел акимат города, в целом город подвел, жителей.
- Получается, все 10 лет у ТЭЦ был один подрядчик?
- Да, один подрядчик.
- И с ним не судились?
- Мы уже предварительную работу провели, чтобы подать в суд. Поставили жесткие условия, дали уведомления, чтобы расторгнуть (договор. - Прим.). Но он дал обязательства завершить проект. Практика показывает, что обычно никто не берется чужую работу доделывать. Это огромная ответственность. К тому же подрядчик знает историю проблемы и более 80 процентов работы выполнено. Было решено, что он отвечает за завершение и несет ответственность за этот проект. Теперь ответственность подрядчика, не только моральная, но и юридическая. В 2023 году он обязан все завершить.
- Говоря о газификации - тоже была критика, много говорилось. На каком этапе сейчас? Мы видим, что этой зимой ничего не изменилось, такой же смог стоял, точно так же люди жалуются.
- Порядка 300 тысяч наших граждан живут в частном секторе. Это наши жилые массивы. До газификации они углем топили. Свыше 500 тысяч тонн угля сжигается только в частном секторе.
У нас три источника загрязнения в городе:
- ТЭЦ, тепловые станции, энергетические и водогрейные котлы, которые потребляют уголь;
- частный сектор, который топит углем;
- автомобильные выхлопы - проблема всех крупных городов.
Газификация была запланирована, чтобы улучшить экологию, ну и облегчить жизнь нашим гражданам, особенно в частном секторе. Районы Сарыарки и Алматы полностью обеспечили газораспределительными сетями. Свыше 680 километров газораспределительных сетей проложили еще в 2021 году.
Сейчас идет поэтапное подключение к газу. Свыше 70 процентов домов в каждом районе уже подключены к газу. Выбросов стало намного меньше. На ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 все водогрейные котлы перевели на газ, тоже выбросов стало меньше. Но смог будет до тех пор, пока мы весь частный сектор не переведем на газ. Осталось же еще два района. Сейчас ведется работа по проведению магистральных газопроводов, одновременно проектирование внутриквартальных сетей, и планируется проложить внутриквартальные газораспределительные сети в микрорайоне Чубары.
- Горожане охотно подключаются к газу? Президент отмечал, что для населения слишком дорогое подключение.
- В первое время были сложности. Когда люди увидели, что газ удобен, не нужно привозить уголь, выносить золу, это же огромный труд, начали переводить дома с угля на газ. Конечно, газ дороже, чем уголь. Но качество жизни газификация улучшает значительно, и это надо признать. И выбросов меньше будет, и труда меньше будет, и город чище станет.
По поручению Главы государства, чтобы облегчить населению подключение, для социально уязвимых слоев населения мы увеличили объем помощи, свыше 400 тысяч тенге. Раньше в два раза меньше было. Далее с нацоператором QazaqGaz мы провели работу, чтобы снизить стоимость услуги, с сервисными компаниями - чтобы не завышали цены. Данные вопросы надо держать на контроле.
- Хочу вернуться к строительству ЖК. Я правильно поняла, вы не хотите сокращать темпы строительства, ввода в эксплуатацию новых квартир, даже если это не будет отвечать скорости налаживания инфраструктуры?
- Мы скорректировали в 2022 году, когда увидели, что подрядчик ТЭЦ-3 подводит. Вынуждены были снизить темпы строительства. Если вы посмотрите, в 2019 году 1,7 миллиона квадратных метров, потом, с учетом большой потребности и в социальном жилье, и в коммерческом жилье, увеличили до 3 миллионов квадратных метров в 2020 году, 3,2 миллиона квадратов жилья план нам поставили в 2021 году. И это тоже мы выполнили в городе. А потом уже ставили задачу на 3,5 миллиона квадратных метров.
- А кто вам поставил такой план?
- В целом был такой план.
- В генплане или в строительстве?
- В целом по всем регионам. План был подписан с центральными госорганами, с местными исполнительными. Поэтому акимат города выполнил. Но, уже видя, что подрядчик ТЭЦ-3 подводит и где-то инженерную инфраструктуру не успеваем (провести. - Прим.), мы вынуждены были снизить темпы строительства с 3,5 до 2 миллионов квадратных метров.
- Президент сказал, что без разрешительных документов возводится более 90 жилых комплексов. Что это за ЖК?
- Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) постоянно мониторит ход строительных работ в городе. Выявляет список так называемых ненадежных застройщиков. Только в 2022 году таких уведомлений было выдано 450. Регулярно через СМИ доводим до жителей список неблагонадежных застройщиков, чтобы они не обманывали и не вводили в заблуждение людей. По итогам этой работы застройщики оштрафованы на более чем 100 миллионов тенге. По пяти проектам вынесено судебное решение, чтобы остановить и демонтировать (строящиеся объекты. - Прим.).
По принципу Doing Business государство создало максимально удобные условия для работы, минимизировало все административные барьеры, уменьшило согласительные процедуры. Но некоторые застройщики злоупотребляют этим. Не получая разрешения, привлекают деньги дольщиков. А потом уже ГАСК приходит, выставляет штрафы, останавливает работы. Бизнес не должен злоупотреблять доверием государства и граждан.
- А на этапе продажи земельного участка акимат или подведомственный орган могут остановить или не дать эту землю предпринимателю?
- Если это частная собственность, то купля-продажа - это гражданско-правовая сделка, это право обеих сторон. Но нужно соблюдать ПДП (проект детальной планировки. - Прим.). Вот это все нужно в генплане согласовывать. Некоторые застройщики хотят обхитрить, обойти эту норму закона. И тогда уже ГАСК приходит, начинает контроль, потом по некоторым моментам даже судятся.
- Насколько "железен" этот генплан, насколько четко ему нужно соответствовать?
- Его нужно соблюдать. Сейчас генплан Астаны обновляется. В первом генплане предусматривалось, что количество жителей будет максимум где-то 800 тысяч человек. Жизнь показала, что это далеко не так, что город очень быстро развивается. В 2010 году генплан скорректировали так, что к 2030 году должно было проживать 1,2 миллиона человек населения. Этого показателя мы достигли еще в 2020 году. Учитывая, что данный показатель опередили на 10 лет, с 2019 года начали работу над корректировкой генплана.
Сейчас предусматривается, что через 10 лет в Астане будет проживать 2,3-2,5 миллиона человек. В новом генплане будет соответствующая инженерная инфраструктура, обеспечение теплом, водой, инженерными сетями, строительство новых мостов, новых дорог, соцобъектов, школ, детсадов, поликлиник и общественных пространств по принципу полицентричности.
- Что грозит застройщикам за нарушение генплана?
- Штрафы и демонтаж за свой счет, это уже риски самого застройщика. Обычно они как делают, начинают строить, потом говорят: "Вот, я столько денег потратил". Все это уже проблемы застройщика. Без разрешения если потратил, это уже ваши риски, эти расходы, которые уже понесли, никто их покрывать не будет.
- То есть физически у застройщиков была такая возможность - в обход акимата, в обход генплана строить?
- Есть недобросовестные застройщики. Но в целом генплан соблюдают. Но недобросовестные застройщики пытаются обмануть и госорганы, и жителей.
- Был вопрос про "особые условия для известных строительных компаний", как сказал Президент. Как распределяют землю в Астане, расскажите, пожалуйста.
- Если помните, раньше на виду были две-три компании, которые все знают. Наша задача была создать конкуренцию, возможности для большего количества компаний, чтобы была диверсификация, чтобы была конкуренция на рынке. Поэтому мы сделали максимум, чтобы создать конкуренцию. И количество компаний сейчас где-то больше 100. Если будут две-три компании - это уже монополия. Поэтому мы старались демонополизировать рынок строительных компаний.
- Как при вас в акимате в этом вопросе решали коррупционные риски?
- Во-первых, начали оцифровку. Сейчас имеется проект по цифровому двойнику города. Все ПДП в электронном виде показаны, инженерные сети, потому что по согласованию инженерных сетей тоже есть много рисков. Компании будут видеть, где в каком районе есть доступ к инженерным сетям, есть объемы, есть расчеты по нагрузкам, где можно подключаться, а где нет. Вот эта работа проводится, но она не одного-двух лет. Цифровизация позволит снизить человеческий фактор, оцифровать и максимально обеспечить транспарентность.
- Правильно ли я вас поняла, что сейчас нет лоббирования интересов отдельных строительных компаний, крупных игроков?
- Вообще, лоббирование противоправно. Но возникали такие моменты, когда стройкомпании изначально покупали землю, например под медцентр, а после меняли ПДП на ЖК. Вот такие лазейки надо убирать. Мы обязаны создавать равные условия для всех.
- Но кто-то равнее…
- Если компания сильная и много лет на рынке, она имеет превосходство по многим конкурентным параметрам. Есть опыт работы, квалифицированные кадры, специалисты, проектировщики, строители, инженеры и так далее. Это уже рынок. Но наша задача - создавать максимально равный доступ для всех компаний.
- "Сегодня в городе ощущается недостаток парков, мало мест для комфортных прогулок и отдыха жителей. К сожалению, вместо того чтобы заняться этим вопросом, акимат дает разрешение на строительство объектов. На пустующем клочке земли сразу же появляется жилой комплекс". Это цитата Президента. Был прецедент, когда Касым-Жомарт Токаев буквально лично отменял стройки после обращений граждан. Почему так?
- Президент особое внимание уделяет развитию столицы и держит на своем личном контроле. Поэтому здесь к требованиям застройщиков должен применяться высокий стандарт. И акимат постоянно работает над этим. Спрос на общественные пространства также увеличивается. Мы за 3,5 года порядка 900 дворов и общественных пространств благоустроили, но этого недостаточно. Надо еще больше делать. Подмостовые пространства появились, новые парки появились в районе Сарыарка. В городе с учетом поручений Главы государства мы скорректировали ПДП и в генплане запланировали парки с учетом полицентричности.
Отменили строительство ряда ЖК, где на их местах вместо многоквартирных жилых комплексов будут соцобъекты либо места для отдыха. Таких объектов было порядка девяти.
- Хочу уточнить ваше мнение. По-вашему, если стройка нового жилья не будет идти такими темпами, население в городе все равно будет так же расти? Это не взаимосвязанные вещи?
- На это и генплан, чтобы все спрогнозировать. Без этого будет хаотичный и некачественный рост, увеличится нагрузка на социальные объекты и инженерную инфраструктуру. Эта работа сейчас проводится.
- То есть регулировать прирост населения Астаны невозможно?
- Нужно планировать и прогнозировать объемы жилья. Сейчас имеются проблемы по недостаче инфраструктуры - особенно по теплоснабжению. Когда мы увидели, что потребность по теплу будет увеличиваться ежегодно, начали строительство тепловых газовых станций с учетом газификации, это поможет разгрузить теплоцентрали города.
- Простите. Мне все-таки нужно понять, население Астаны сильно выросло в последние годы, потому что у нас много квартир появилось на рынке?
- Нет, много квартир появилось, потому что потребность выросла. К примеру, в прошлом году число жителей района Есиль превысило 400 тысяч человек. Акимату было сложно управлять, поэтому откроется новый район Нура для удобного администрирования. Если посмотреть, по статистике, население Астаны увеличилось примерно на 100 тысяч человек, более половины этих жителей появились в Есильском районе, в районе новой застройки. Вот о чем я говорил.
- Кстати, в Есильском районе у нас как раз наибольшее количество жалоб на нехватку детсадов, школ.
- Поэтому в генплане мы предусмотрели максимальное количество школ, больниц, поликлиник, детсадов и общественных пространств, в том числе в районе новой застройки.
- Почему не притормозить строительство новых квартир, пока инфраструктура не догонит?
- Этот вопрос мы обсуждали на совещании по развитию столицы. И сейчас акимат и правительство работают над этим.
- То есть это возможно будет сделать?
- Можно скорректировать согласно прогнозу прироста населения и потребности в жилье.
- Было поручение Президента за пять лет превратить Астану в город-сад. Насколько это возможно?
- Да, мы обязаны это сделать. Город молодой, требуется еще больше зеленых насаждений, еще больше общественных пространств, еще больше удобств для людей.
- Президент раскритиковал качество дорог в Астане, есть улицы, которые ремонтируют каждый год, но с наступлением весны на них снова выбоины. Почему так происходит?
- Вопрос развития инфраструктуры, особенно транспортной, тоже очень важный. За три года мы свыше 400 улиц отремонтировали, особенно в жилых массивах. И на магистральных улицах, где имеется большая нагрузка на дорогу. Здесь есть несколько причин. Первое, ответственность подрядчика, где-то подрядчик не выполняет свои обязательства, где-то бывает слабый контроль. Были компании, которые признаны недобросовестными, просто не осиливают свою работу, недостает техники, людей, качества работы.
И есть еще другой фактор: на некоторых заводах качество битума оставляет желать лучшего. Но тем не менее надо признать, что нам и дорожникам нужно еще поработать над качеством дорог.
- Кто основной подрядчик по строительству дорог в Астане?
- Основных подрядчиков нет. На конкурсной основе производится отбор, выигрывают компании согласно требованию закона. У кого есть наибольший опыт, кто платит больше налогов, у кого есть соответствующая техника, люди и квалификации.
- Можете назвать хотя бы несколько компаний?
- Не могу назвать, потому что таких компаний много.
- Они дают какие-то гарантии, когда строят дорогу?
- По договору есть обязательства. Если они не выполняют, их привлекают к ответственности, штрафуют и обязывают устранять недостатки за свой счет. На практике я знаю, было несколько компаний, с которыми мы расторгали договоры. В Ильинке (ныне жилой массив Уркер. - Прим.) 10 лет один подрядчик договор продлевал, корректировал, на удорожание шел. Два года назад мы расторгли. Даже жители Ильинки обрадовались. И таких примеров очень много.
- Назовите примеры компаний, проблемные дороги.
- Например, мост по проспекту Улы дала мы должны были закончить еще два года назад. Подрядчик не закончил. Мы отсудили, разорвали контракт, объявили новый конкурс. Были проблемы с привлечением нового подрядчика, корректировали проект. Но мы закончили, и вы видите, как новый мост разгрузил сообщение между правобережьем и левобережьем реки Есиль.
То же самое было по мосту Тауелсиздик. Целый год судились два подрядчика, а время-то идет. Опять проект устарел, цены на привозные материалы меняются с учетом изменения курса валют. Но мы начали строительство моста Тауелсиздик, акимат планирует завершить в 2023 году, и тогда этот мост еще разгрузит дороги нашей столицы. В новом генплане предусматривается еще 5-7 мостов, которые нужно строить через реку Есиль с учетом прироста населения.
- Еще горожане жалуются, что главные улицы каждый год ремонтируют, а окраины - нет. К некоторым новым домам до сих пор трудно проехать.
- Да, это же все вопрос денег. Из 400 отремонтированных улиц больше половины дорог было проложено именно в жилых массивах: Коктал-1, Коктал-2 в Сарыаркинском районе, микрорайоне Юго-Восток, в той же Ильинке и других. Да, есть проблемы с качеством дорог, об этом я уже говорил. А магистральные улицы, где ощущается огромная нагрузка, тоже нужно содержать в удовлетворительном состоянии.
- Вы уже отвечали на вопрос про LRT. Говорили о том, что работы идут. Но астанчане не особо видят прогресс. Что сейчас происходит?
- Дано было поручение разобраться, просчитать все риски, посмотреть все обязательства. По итогам обсуждения с экспертами, изучив договоры, международные обязательства, пришли к мнению, что, если мы остановим сейчас, государство понесет еще больше расходов. Принято окончательное решение достроить LRT.
Когда мы завершим LRT, во-первых, улучшим облик столицы, общественным транспортом будут пользоваться много жителей и гостей города. По проспекту Кабанбай батыра - вы видите, какая загруженность, какие заторы в часы пик. LRT в будущем разгрузит эти потоки. Этот промежуток очень загруженный, там есть очень много торговых, социальных объектов, университетов, мест посещения людей, Ботанический сад, большая новая мечеть, Mega, EXPO и другие объекты.
В районе нового вокзала аллея "Мынжылдык" активно застраивается. В течение 3-5 лет там тоже появится много социальных и жилых объектов, оттуда можно ехать общественным транспортом, дойти до центра города. Либо доехать до аэропорта, это займет намного меньше времени, чем на авто.
- В сети появляются слухи, что сносят какие-то опоры.
- Слухам не нужно верить, там идет демонтаж и вынос инженерных сетей, ставят балки и другие инженерно-строительные сооружения.
Деньги, которые в прошлом году выделены, часть направлена на погашение предыдущего долга перед китайским консорциумом. Часть средств ушла на предоплату подвижного состава. Часть - на строительно-монтажные сооружения.
- Если резюмировать все наши обговоренные проблемы, сколько времени нужно, чтобы решить все эти проблемы, которые озвучил Президент, которые мы с вами обсуждали?
- Сроки и поручения, которые поставил Президент перед нами, мы это выполним. Есть все возможности и условия. Развитие города - это вопрос постоянный. Через пять лет будут новые вызовы. Через 10 лет на повестке дня будут еще более важные вопросы. Город - это большой живой организм, над которым нужно ежедневно работать.
- После совещания разговаривали с Женисом Касымбеком (действующий аким Астаны. - Прим.)?
- Да, мы и до совещания, и после разговаривали. Все приоритеты включены в план. Акимат столицы делает максимально все, чтобы решить эти задачи. Но центральные госорганы тоже должны помогать. Потому что это не задача только одного акимата.
- Что он вам сказал? Он ведь только пришел на должность, и на него сразу свалилась куча проблем.
- У меня тоже так было (смеется. - Прим.), у каждого акима такая большая ответственность. Хочу пожелать успехов новому акиму столицы. Женис Махмудович - опытный руководитель, он работал в правительстве заместителем премьер-министра, возглавлял министерство. И мы тоже будем помогать, потому что это главный город нашей страны.
- В вашем ведении сейчас важнейшие социальные вопросы: образование, здравоохранение, демография, культура, спорт, семья, молодежь. Насколько сложнее вам стало работать? Какие задачи вы ставите перед собой сейчас?
- В первую очередь хочу сказать, что указ № 1, который Президент подписал после выборов, - это повышение благосостояния граждан нашей страны. Каждый регион разрабатывает план повышения благосостояния его жителей. Министерство нацэкономики сведет все индикаторы, сроки реализации и конкретные проекты, где будут новые рабочие места, производство, импортозамещение и другое.
Принята программа "Ауыл аманаты" - обеспечение занятости населения на селе. Это решит в том числе вопрос оттока сельских жителей в города. Если у сельчан будет свой бизнес, инфраструктура с учетом специфики региона, мы решим несколько задач. Микрокредитами будут обеспечены люди, в том числе молодежь, которая хочет открыть собственный бизнес, люди, которые ищут работу, будут заняты. Будем развивать кооперации в сельском хозяйстве, которые помогут решить вопрос продовольственной безопасности. Уже выделено 52 миллиарда тенге, планируются еще допсредства. Сейчас мы ездим по регионам, смотрим, какие уникальные проекты можно развивать.
Приняты национальные проекты, такие как "Комфортная школа". В течение трех лет по данной программе мы должны построить свыше 400 школ, а в общем создать полтора миллиона ученических мест. У нас есть трехсменные, аварийные и саманные школы в регионах. Но есть еще вопрос дефицита педагогов. Перед нами стоит задача в кооперации с ведущими зарубежными вузами повысить конкурентоспособность наших вузов. Будет проделана большая системная работа в предстоящие 5-10 лет, чтобы готовить кадры.
Аналогичные вопросы имеются по системе здравоохранения. Есть национальный проект "Модернизация сельского здравоохранения". Многие жители, когда появляются проблемы со здоровьем, едут в города. В сельской местности строятся медпункты, сельские врачебные амбулатории, фельшерско-акушерские пункты. Таких объектов за три года построим свыше 600. Средства уже выделены, проектирование идет. И еще появятся 32 межрайонные укрупненные больницы. Их модернизируют, оснастят медоборудованием, переобучат кадры. Сельчане смогут ехать за лечением в соседний район, а не в областной центр.
Также по поручению Главы государства будет построено 12 перинатальных центров, из них два в столице, в больших городах мест не хватает, рождаемость увеличивается. Кроме того, перед нами стоит задача построить шесть университетских клиник и девять крупных многопрофильных больниц в областных центрах.
Предстоит большая совместная работа.
Автор - Мейирим Смайыл