03 ноября 2015 | 09:20

Как в Узбекистане создавали социальные сети

УзNET, имеющий самую многочисленную аудиторию в Центральной Азии, испытывает схожие проблемы, что в других республиках ЦА, а именно нехватка ресурсов на национальных языках, проблемы технического оснащения и инвестиций.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

УзNET, имеющий самую многочисленную аудиторию в Центральной Азии, испытывает схожие проблемы, что в других республиках ЦА, а именно нехватка ресурсов на национальных языках, проблемы технического оснащения и инвестиций.

Но это не мешает узбекским чиновникам развивать, создавать и поддерживать собственные социальные сети. В зарубежных социальных сетях они видят социальную и политическую угрозу для узбекского общества и поэтому пытаются контролировать интернет-пространство.

Реклама
Реклама

Количество интернет-пользователей в Узбекистане сейчас превысило 12 миллионов. Число абонентов мобильной связи в стране составляет более 22 миллионов. Эти официальные данные сообщает министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций страны. Развитие Интернета считается приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Но вместе с тем власти озабочены чрезмерным увлечением молодых узбеков такими социальными сетями, как "Одноклассники", Twitter и Facebook. Проблемы социальных сетей и влияние их на узбекских пользователей обсуждается повсеместно и на телевидении, и в прессе.

Власти страны официально объясняют так: "Защита молодых людей от негативных воздействий иностранных идей и движений является первоочередной задачей. Эти идеи распространяются, главным образом через иностранные социальные сети".  В 2013 году киностудия "Узбекфильм" по госзаказу сняла полнометражный художественный фильм "Одноклассники.ру", который предостерегает всю узбекскую молодежь от "тлетворного влияния" социальной сети. Фильм был направлен против российской социальной сети Одноклассники.ру. В аннотации картины создатели написали следующее:  "...данная социальная сеть имеет в себе многочисленные опасности, которые поджидают наивных пользователей глобальной сети. В частности, утверждается, что социальная сеть Одноклассники.ру наносит сильный вред неокрепшей психике узбекских пользователей. Посредством таких социальных сетей многие преступные организации манипулируют молодыми людьми, которые, сами того не желая и не осознавая, становятся игрушками в их руках. Фильм рассказывает о молодых людях, которые попали в сети торговцев людьми через сеть Одноклассники.ру. 

Поэтому создание и развитие национальных социальных сетей рассматривается узбекским правительством как альтернатива популярным социальным сетям.

Фарход Файзуллаев - создатель самой посещаемой соцсети в стране muloqot.uz (Диалог). Сеть появилась в 2011 году. В начале 2014 года его компания запустила мессенджеры GAPim и Gap - это местный вариант WhatsApp. 

Фарход утверждает, что развитие узбекскоязычного контента имеет большие перспективы. "Если посмотреть на статистику, наши сайты ежемесячно посещают 700 тысяч человек. Сейчас в Узбекистане развивается мобильная связь и соответственно мобильный Интернет. По мобильной связи чаще пользуются Интернетом, чем по компьютеру", - утверждает руководитель узбекской соцсети.

Александр Сучков - председатель редакционной коллегии единственного в Узбекистане  журнала "Инфоком", который пишет об информационных технологиях. Сучков говорит, что начиная с 2008 года, в Узбекистане социальные сети создавались каждый год по несколько штук. "Доходило до того, что даже школьники создавали социальные сети и говорили "вот смотрите, он ничем не хуже Facebook, и давайте  включайтесь". Естественно, в Узбекистане процесс создания соцсетей очень активно развивался, и достаточно профессиональные были Doira.uz, наиболее, так скажем, активно продвигаемые в свое время", - комментирует редактор интернет-журнала.

Когда появились Odnoklassniki в 2006 году, в Узбекистане создали их узбекский аналог Sinfdosh.uz. Сеть просуществовала несколько месяцев, набрала несколько тысяч подписчиков и по непонятным причинам прекратила существование. Российская соцсеть Odnoklassniki, учитывая популярность и посещаемость сайта в Узбекистане, в 2012 году запустил свою узбекскую версию.

По данным ресурса LiveInternet, ежедневная аудитория "Одноклассников" в Узбекистане составляет более 1 миллиона пользователей, при этом 77 процентов пользователей предпочитают общаться с друзьями с помощью телефона, загружая мобильную версию m.odnoklassniki.ru.Сайт не заблокирован и успешно работает в стране.

В декабре 2013 года 14-летний школьник Миразиз Мирфазылов создал новую социальную сеть drug.uz и за несколько первых месяцев она набрала более 1000 пользователей. В 2014 году "Твиттер" стал самым популярным благодаря Гульнаре Каримовой. Она активно использовала сеть для собственной защиты и критики действий властей в отношении ее бизнес-структуры. После этого был создан клон "Твиттера" Bamboo.uz. Ее рекламировали активно под девизом "Одна страна - одна сеть". Сеть допускала сообщение размером лишь до 700 знаков. Но Bamboo.uz  не стала популярной сетью, и вскоре через несколько месяцев прекратила свое существование. Позже появились на короткое время и исчезли uzfacebook, socialnet.bezoom.uz.

"Вся проблема упирается в том, что при каждом новом шаге им нужно вкладывать еще определенные средства, расширять технические возможности, потому что монетизация сети Интернет не всегда приносит ожидаемые эффекты", - объясняет проблемы узбекских социальных сетей знаток УзNETa Александр Сучков. 

На данный момент узбекским пользователям местных социальных сетей доступны vsetut.uz, клон fаcebook youface.uz  два узбекских аналога youtube mytube.uz и muver.uz. Пока самым успешным в попытке создать местную социальную сеть можно считать muloqot.uz, которым пользуются в основном школьники и студенты.

Шухрат Хуррамов, Ташкент 


Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная