1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Не хочу становиться начальником. Но хочу развития и роста зарплаты

Интересная и полезная статья ✅ Не хочу становиться начальником. Но хочу развития и роста зарплаты ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото с сайта seyminfo.ru

Спросите в своем окружении: "Что значит быть успешным в работе?". Наверное, большинство ответят, что это карьерный рост. Но бывает, что человек не хочет становиться начальником. Видите ли вы такие примеры вокруг?

Как развиваться, оставаясь на той же должности? Как понять, что вы все же готовы быть руководителем? Tengrinews.kz искал ответы на эти вопросы вместе с карьерным консультантом Людмилой Лукиной.

Почему вы не хотите становиться руководителем?

Я эту фразу слышу с завидным постоянством на протяжении многих лет от разных людей. И всегда спрашиваю: "Почему?"

Причины звучат самые разные. Но на подсознательном уровне причин всего три. Конечно же, вслух их никто никогда не произносит. Первая - желание быть уникальным: все хотят быть начальником, а я не хочу. И встречается она гораздо чаще, чем можно было бы представить. Если вы поймали себя на такой мысли, то можно устроить для самого себя челлендж стать "уникальным начальником".

Вторая причина - нежелание дополнительной ответственности.

Я не считаю, что это признак инфантильности, незрелости. Но развитие сотрудника такая позиция тормозит. Важно понимать, что если человек не становится начальником, то от ответственности и более широкого круга функций его это не спасет. Это может привести к росту неудовлетворенности жизнью. Расширение обязанностей и развитие - это согласие отдавать больше, чем прежде. Если человек не отдает больше, то он закономерно и не получает больше от компании, рынка труда и мира.

Замыкает топ-3 ответов страх. Многие люди считают, что они не умеют быть руководителями, они боятся провала. Хочу сказать, что изначально никто не умеет. Получиться может только методом проб и ошибок в условиях реальной работы.

Как не быть начальником, но расти?

Расти можно не только вертикально вверх, но и горизонтально. Как это делать на любой позиции? При возникновении проблем не просто оперативно их решать, а интересоваться их корнями. Тогда появится возможность понять, что нужно предпринять, чтобы в будущем таких ситуаций больше не было.

В материалах про профессии будущего и фриланс упоминалось, что сейчас набирает обороты тренд на все более узкие специализации в самых разных профессиях. И если человек хочет развиваться, но при этом не хочет быть руководителем, то ему дорога именно в эту сторону. 

Когда человек становится мастером в каком-то узком профиле, то это повышает его уровень экспертности. А что это дает? Во-первых, можно стать для кого-то наставником - обучать, делиться опытом, подсказывать варианты. Но опять же это возможность, а не обязанность. Если вы не хотите, то можете это не делать. Во-вторых, дает высокую ценность на рынке труда. Признанные эксперты зарабатывают больше, чем сотрудники без имени.

Могу привести пример одной казахстанской учительницы. Женщина всю жизнь работала в школе. Но при этом никогда не хотела стать ни завучем, ни директором - именно это в школе считается карьерным ростом. Но уровень ее экспертности был высок: когда страна переходила на ЕНТ, то именно ее пригласили поучаствовать в создании тестов по ее предмету. Также ее регулярно звали проводить курсы для поступающих. Педагог всю жизнь углубляла знания в своей отрасли, искала новые методы преподавания, совершенствовалась. Она никогда не была руководителем, но была общепризнанным экспертом.

Как оценить и повысить уровень своей экспертности?

10 лет опыта работы в какой-либо сфере не дают автоматически экспертность в этой сфере. Если все 10 лет выполнять одни и те же задачи, то вы останетесь одним и тем же человеком. Экспертность повышается, когда человек постоянно завышает себе планку и соглашается выполнять самые сложные задачи, которые только существуют.

Только есть один подводный камень: повышения должности и зарплаты редко когда приходят сами по себе. Вполне нормально просить о них, таким образом заявляя начальству про свои амбиции. Как это делать?

Хотя бы раз в год нужно проводить анализ рынка, оценивая: "Сколько зарабатывают коллеги моего уровня, квалификации и с моим функционалом на рынке труда?" Если есть понимание, что намного больше, тогда можно обратиться к руководству и честно обрисовать картину, попросив повышения зарплаты. Конечно, нужно быть готовыми к тому, что вам откажут и не будут останавливать, если вы соберетесь менять место работы. Однако надо понимать, что слух о большей зарплате у кого-либо - не основание для такого разговора. Возможно, человек совмещает несколько должностей. Основанием может быть только серьезная аналитика рынка.

Некоторые считают, что участие в различных профессиональных конкурсах - это тоже показатель экспертности. На мой взгляд, это скорее личный PR, прокачивание личного бренда. Если вы эксперт в какой-либо теме, то в узких кругах об этом и так знают. Участие в конкурсах - возможность заявить о себе для более широкой публики.

Как понять, что вы все же готовы быть руководителем?

Например, вы понимаете, что вы один можете сделать вот столько. Но если у вас будет в подчинении три человека, которым вы сможете что-либо поручать и планировать их рабочее время, то вы сможете достичь большего результата, чем четыре человека по отдельности. Если вы поймали себя на мысли, что планов, сил, энергии у вас больше, чем на одного сотрудника - самого себя, то это подсказка задуматься о карьерном росте.

Что касается распространенного страха не справиться с должностью руководителя, то никто не становится руководителем, как только его назначили. Руководителем надо учиться быть. Нужно изучать этот вопрос. Фактически предстоит изучение новой профессии. Руководитель - это человек, который дает себе труд учиться быть хорошим руководителем.

Чему надо научиться, чтобы стать руководителем, если вы все же захотите им стать?

У руководителя есть три основные функции: административная, организаторская и лидерская. Этим навыкам можно научиться.

Административная функция - обеспечить процесс работы: чтобы были ресурсы для работы. Если есть цель, то нужны материальные, человеческие и другие ресурсы для работы.

Организаторская функция - уметь планировать, ставить цели и задачи, распределять их между сотрудниками. 

Лидерская функция - все, что касается персонала. Подбор, мотивация, адаптация, создание команды. Любой хороший руководитель - в том числе HR-менеджер. Его цель - сделать так, чтобы сегодня люди сами хотели сделать лучше и больше, чем вчера.

Ольга Пастухова,

Иллюстрации с сайта pixabay.com