Открытые двери легализации
Показалось, что компания по легализации проходит более тихо в информационном аспекте, в сравнении с народным IPO, а возможно, следуя смыслу известной поговорки о том, что деньги любят тишину… Но и при таком принципе невозможно не акцентировать внимание сограждан на позитивных открытиях, сделанных при ознакомлении с поправками в Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества". Это поистине максимальный комфорт, который может обеспечить родное государство для своих подданных, сумевших отложить, в свое время, скромные и не совсем скромные накопления за пределами страны.
Легализовать средства теперь можно без уплаты десятипроцентного сбора.
До принятия последних изменений в Закон это было возможно, но только через покупку ценных бумаг казахстанских эмитентов. При этом обязательные платежи на легализуемую сумму варьировались между двумя и тремя процентами, и в этом деле активно участвовали казахстанские брокеры. Необходимо было приобретать вновь выпущенные ценные бумаги. Для этого брокеры находили эмитента, а эмитент делал новую эмиссию акций. Примерно через неделю этот эмитент откупал свои же бумаги. По понятным причинам, бумаги было легче эмитировать в тенге, но девальвационные ожидания привносили значительный риск потерь на курсовой разнице при продаже актива, а с учетом того, что все договоренности совершались устно, лицо, легализующее свои средства, не было застраховано от неисполнения обязательств эмитента по обратной покупке размещенного актива.
Рынок полнился слухами о грядущих изменениях в лучшую сторону, но многие брокеры продолжали предлагать своим клиентам схему с обратным выкупом актива, а варианты размещения средств на пятилетний депозит рассматривали, похоже, только очень состоятельные клиенты, понимая, что доходность в три процента по валюте близка к доходности десятилетних казначейских облигаций США. Данные инструменты традиционно рассматриваются в качестве безрискового актива и являются ориентиром для оценки доходности любых инвестиционных вложений. Доходность по данному инструменту составляла около 2,20 -2,26 процента за последний месяц.
Новые поправки позволяют не платить сбор ни государству, ни брокерам, что сильно отличает нынешнюю кампанию от всех предшествующих. Также, согласно новым поправкам, правоохранительные органы не смогут использовать информацию, полученную при легализации, в качестве доказательств, а также не смогут запросить информацию о легализации без санкции генерального прокурора. Все это дает надежду, что кампания по легализации имеет большие шансы на успех.
Вывод средств из "тени" значительно посодействует улучшению состояния финансовой системы Казахстана, поскольку банки получат внутренний источник фондирования. Регулирующим же органам стоило обращать и, возможно, еще обратить свое внимание на этичность поведения брокеров, которые "под шумок" воспользовались ситуацией. По большому счету, эти сделки следовало бы признать недействительными в силу их мнимости. Наше гражданское законодательство содержит соответствующую норму о недействительности сделок, совершаемых для вида и, таким образом, пополнить государственную казну упомянутым десятипроцентным сбором. Понятность процедур и спокойствие субъектов легализации, мотивированных действовать не по "схемам", а по закону, бесспорно, укрепит авторитет нашей государственной политики.
30 ноября 2015 новая редакция Закона вступила в силу. В этот же день, в своем Послании Президент призвал граждан страны воспользоваться такой возможностью легализовать имущество, отметив, что с 2017 года вступит в силу всеобщее декларирование доходов и расходов, после чего будут приняты все меры по раскрытию счетов, активов, где бы они ни находились, для выяснения их происхождения и налогообложения.
Аналитическая группа "Б.И.Т."