Автор статьи, журналист Ольга Пастухова, 30 лет:
Автор статьи, журналист Ольга Пастухова, 30 лет:
"Я начала работать 13 лет назад. За это время я примерила 7 должностей: диспетчер, журналист, редактор, пиарщик, копирайтер, пресс-секретарь, преподаватель... Меня испытательным сроком не удивишь: опытным путем я постигла многие из этих премудростей. Хотела бы я менять работу меньшее количество раз? Да, потому что, раньше найдя то самое место работы, смогла бы сделать что-то грандиозное. Нет, потому что, сидя на одном месте, не узнала бы много интересного, не приобрела бы важные навыки и не познакомилась бы с большим количеством потрясающих людей.
Однажды я не прошла испытательный срок. По собственной воле. Я проработала в той компании один месяц и 4 дня. Это очень интересная история, из которой я сделала выводы. Подруга говорила мне, что замуж надо выходить по SMART'у (аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач - от ред.). Я сказала, что замуж буду выходить по любви, а вот работу искать - по SMART'у.
Я написала пост в Facebook, объявив, что ищу работу. Поступило 8 предложений. Я составила табличку, выписав все, что знала об этих работах, проанализировав данные. Правда, на собеседование ходила только одно. Выбрала предложение с лучшим окладом и самым интересным функционалом. Бинго? Не совсем.
Компания находилась очень далеко от моего дома. К слову, именно это станет одной из причин, почему я в итоге откажусь там работать. Однако основные причины были другие. Я не до конца понимала функционал должности. Руководитель увидел в моем резюме нужный навык и посчитал, что я справлюсь с задачей. Я же, несмотря на свое умение выполнять определенный вид работы, вовсе не горела делать его. Мои "фантазии" были вовсе о другом. И плюс мы не сработались с начальником.
Этот опыт научил меня двум вещам. Для меня критически важно, как долго я буду добираться до работы. А еще - большая зарплата не значит ровным счетом ничего. Главное - то, чем предстоит заниматься".
***
Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании. Вы нашли работу и приступили к обязанностям. Несколько следующих недель или месяцев - испытательный срок. Думаете, что квест по трудоустройству на этом закончен? Не совсем так.
Наш эксперт в области HR, карьерный консультант Людмила Лукина рассказывает, что такое испытательный срок глазами работника и работодателя, почему на самом деле важно найти общий язык с коллегами, а также почему после испытательного срока не стыдно принять решение уйти из компании.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Что такое испытательный срок?
- В компаниях сильно разнится представление об испытательном сроке. Где-то это месяц, где-то три. Как-то я слышала про полгода.
- Продолжительность испытательного срока зависит не только от компании, но и от должности.
У рядового сотрудника, скорее всего, он составит 1 месяц. Хотя это может быть и 3-7 дней. На должностях с простым функционалом уже через неделю понятно, насколько человек сможет выполнять определенный объем работы. У руководителя среднего звена - до 3 месяцев, топ-менеджера - до 6 месяцев.
- Что такое испытательный срок?
- С юридической точки зрения - это период, когда с сотрудником можно расстаться быстрее, чем обычно. Раньше в Трудовом кодексе РК был прописан срок - 10 дней. В последней редакции кодекса этой информации нет. В обычной ситуации отработать надо будет один месяц.
Все остальные права у новичка на испытательном сроке такие же, как и у давно работающего. Компании не имеют права занижать зарплату на время испытательного срока. Однако может быть прописано, что после испытательного срока она может быть повышена, если... И расписывается по пунктам. Если вы столкнулись с какими-либо нарушениями, то имеете право обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения РК. Компанию могут оштрафовать или предписать устранить нарушения Трудового кодекса. Многие предпочитают этого не делать, полагая, что им не дадут после этого работать. Но можно еще написать в Интернете - на специальных сайтах или в соцсетях, чтобы предупредить других соискателей.
Глазами работодателя испытательный срок - это весь период адаптации сотрудника в компании. Когда он заканчивается, то человек должен уметь полноценно работать. Если этого не произошло, то работнику объявляют, что он не прошел испытательный срок. В моей практике, это было менее чем в пяти процентах случаев.
Глазами работника - это время, чтобы понять, насколько его должность и компания соответствуют его карьерному плану. Сможет ли он эффективно выполнять поставленные задачи, укрепить свои позиции как профессионала и при этом продолжить свое развитие? Я не могу привести статистику по этому пункту, потому что все очень по-разному в разных компаниях и на разных уровнях должностей.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Узнать критерии и наладить контакты с коллегами
- Существуют ли рекомендации, как успешно пройти испытательный срок?
- Да, есть 4 важных шага. Для начала - узнать критерии оценки вас на испытательном сроке и наладить контакты с коллегами.
Первый шаг надо делать сразу же. Рекомендую зафиксировать задачи на время испытательного срока на первой неделе работы. Грамотный руководитель сделает это сам. Но, к сожалению, не все выполняют это.
Новенький может задать вопрос HR-менеджеру или своему руководителю: "Как вы поймете, что я прошел испытательный срок?" Честно и открыто спросить, чтобы получить честный ответ. Важно, чтобы задача была сформулирована не размыто: "Пройти обучение и начать работать", а конкретно: "Научиться работать в CRM-системе: заводить карточки клиентов, вносить текущие данные, составлять отчеты" или "Сдать экзамен, ответив правильно на 80 процентов вопросов".
- Какие сложности могут возникнуть?
- Когда перед человеком поставят задачи, то он может понять, что у него не хватит квалификации и он никогда в жизни этого не сможет. Можно честно об этом сказать. Тогда вместе с руководителем можно обсудить, возможно ли за время испытательного срока освоить необходимые знания и навыки. И пройти по продуманному вместе плану вступления в должность. Глядя на слона, всегда кажется, что съесть его невозможно. Но если разделить его на кусочки…
Либо он может попробовать, попросить наставника. Например, так: "Мне бы хотелось, чтобы был наставник. Я легко и быстро учусь. Но чувствую, что мне нужна будет помощь в освоении этого функционала. К кому из сотрудников я могу обращаться по финансовым, юридическим вопросам и в области закупок?" Это нормально, понимая, что задачи требуют большей квалификации, попросить наставников или хотя бы людей, к которым можно обращаться с вопросами.
- Это не является слабостью?
- Это не является слабостью. Это, наоборот, подтверждает, что вы адекватно оцениваете свои силы и ресурсы для выполнения задач. У каждого есть ограничения. Хорошо, если человек готов их признавать и обращаться за помощью, не утверждая, что он сможет все, а по итогу испытательного срока выяснится, что проект провален.
- А что значит "наладить контакты с коллегами"? Как правильно выполнить второй шаг?
- Это не значит, что коллег каждый день надо угощать шоколадками. Вы должны четко понять, что является продуктом вашего труда и как он влияет на работу других сотрудников вашего отдела и других подразделений. Это позволит понять, по каким критериям они оценивают вашу работу.
- Можно пример?
- Давайте рассмотрим такой вариант. Вас наняли, чтобы вы покупали запчасти для автомобилей. От того, какие запчасти вы купите, зависит работа других отделов. При этом у каждого отдела свои требования к покупаемому товару.
Для транспортного отдела главное - качество. Если расходники на машины будут некачественными, то их надо будет часто менять, а значит - это часы и дни простоя транспорта, то есть претензии к ним. А экономический отдел, скорее всего, будет оценивать те же запчасти по стоимости. Потому что его задача - экономить бюджет компании.
Уже понятны два критерия вашей работы: стоимость и качество. Соблюдая их, вы не только хорошо выполните свою работу, но и будете в хороших отношениях с коллегами, люди будут настроены чаще работать именно с вами. Это также скажется на ваших доходах, если в компании предусмотрены бонусы. Кроме того, когда будут принимать решение о повышении, то будут рекомендовать именно вас как человека, с кем максимально эффективно и плодотворно можно сотрудничать.
Если рассматривать налаживание связей с коллегами в широком смысле, то это всегда приветствуется для создания дружелюбной атмосферы в коллективе. Для новенького человека это возможность понять, по каким правилам - гласным и негласным - здесь работают, чтобы закрепиться в коллективе.
- Чтобы не ходить в чужой монастырь со своим уставом?
- Да. Надо узнать устав компании и встроиться в него. По сути, чтобы вы смогли там работать дальше, ваши принципы должны быть плюс-минус одинаковыми. Чем раньше вы поймете суть компании, тем лучше для всех.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Подобрать ключик к руководителю, попросить ресурсы
- Что является третьим шагом?
- Наладить контакт с руководителем. Потому что именно он будет принимать решение, прошли ли вы испытательный срок. Да, ему могут дать рекомендации HR-менеджер, его руководитель, коллеги, но решение принимает именно он. Конечно, сотрудник должен быть ценен для компании, но в первую очередь - для руководителя.
Вам необходимо понять, узнать у начальника, какие он на вас делает ставки, чего он от вас ждет. В идеале каждый шеф хочет, чтобы вы забрали на себя определенные функции, а он лишь проверял результат работы. Эти ожидания и нужно проговорить.
- А четвертый?
- Зачастую работодатель забывает обеспечить человека необходимыми ресурсами. Это не значит, что в первый день нужно попросить авто с личным водителем. Заявки на ресурсы должны быть обоснованными. Если вам нужно постоянно звонить, а у вас нет корпоративного мобильного телефона или выхода на "восьмерку", то вы имеете полное право сказать об этом. Важно формулировать не как претензию, а как просьбу с обоснованием, зачем это нужно.
- Где проходит граница нормального? Я знаю, что в западных компаниях вовсе не принято пользоваться личными ресурсами для выполнения рабочих задач. А как обстоят дела в отечественных компаниях?
- Этот вопрос лучше обсуждать еще раньше - на собеседовании. Разумно, если ваша работа связана с разъездами - 50 процентов рабочего времени на колесах, говорить о компенсации ГСМ. Но если вы раз в месяц звоните по межгороду и для этого просите лимит на телефон, то это странно.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Эффективность и обратная связь
- Насколько эффективен человек во время испытательного срока?
- Работодатель должен понимать, что в адаптационный период человек не сможет работать на 100 процентов. Нормальным результатом считается, когда по итогам первой недели человек показывает 10 процентов.
- 10 процентов? Серьезно?
- Да, серьезно. В первую неделю человек вообще не понимает, какие бизнес-процессы в этой компании, какая нормативная документация есть. Пока он со всем этим ознакомится, поймет бизнес-процесс, в котором участвует, как минимум пройдет пару недель.
Здесь опять же включается ранжирование в зависимости от должности. Чем выше должность - тем быстрее от работника будут ждать понимание ситуации и обратную связь. К концу первого месяца рядовой сотрудник должен точно понимать, какие задачи стоят перед ним конкретно и его отделом в целом.
Для менеджера среднего звена ставки выше. После 4-6 недель он должен смочь провести хотя бы минимальный анализ своей функции и предложить варианты для ее оптимизации. Для топ-менеджера анализ ситуации является постоянной функцией, начиная с первого дня. Со временем увеличивается только глубина анализа и количество данных. По сути уже на собеседовании от топ-менеджера ждут минимальный анализ информации о компании, которая есть в открытых источниках. Топам не зря платят в десятки раз больше, чем рядовым сотрудникам.
- Насколько важно давать обратную связь простому работнику?
- Руководство оценит, если рядовой сотрудник через месяц-два работы проявит инициативу и скажет: "Знаете, здесь и здесь что-то идет не так. На этом стопорится процесс, хотя не должен. Я выяснил, что... Давайте попробуем делать вот так..." Инициатива должна быть не сама по себе, не голая критика, а подкреплена данными и идеей, как изменить. Хороши те инициативы, которые сократят сроки, улучшат качество или привлекут новых клиентов.
Это всегда нужно делать именно во время испытательного срока. Потому что потом взгляд "замыливается". Если в первое время сотруднику кажется, что это странно и он понимает, как можно улучшить, то потом странное будет казаться нормой.
- То есть в начале человек чувствует камушек в башмаке, а потом привыкает к нему и кажется, что камушек там должен быть?
- Да. Проявленная по устранению камушков инициатива также позволит в будущем быстрее подняться по карьерной лестнице. Начальство будет иметь в виду, что этот человек - инициативный, его можно привлекать для новых проектов.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Решение принимаете вы!
- Очень многие люди думают, что время испытательного срока только работодатель решает, будет ли сотрудник работать...
- Да люди все время забывают, что они тоже принимают решение. Забывают об этом на этапе составления резюме, на собеседовании, во время испытательного срока.
Важно помнить, что работодатель таких решений принимает десять в час. А вы принимаете его один раз на ближайшие несколько лет. Поэтому для вас это решение гораздо более важное, чем для компании.
- Какими критериями стоит руководствоваться человеку?
- Теми же, что и при выборе работодателя.
Когда вы уже вышли в компанию, находитесь в этой среде, то можете оценить более наглядно. Если у вас есть портрет работодателя, то вам легче по нему сверяться: "Так себя люди ведут или не так? То делают или не то?" Не возбраняется для проверки некоторые ситуации провоцировать специально. Например, вам важно, чтобы люди помогали друг другу. И вы можете создать ситуацию, обратившись к коллеге из другого отдела. Да, может быть, вам не помогут. И быть может, что это не говорит о компании - например, человек был не в духе или у него время отчета. Но в любом случае у вас будет больше информации о том, как и что здесь принято.
- Не зазорно уйти из компании после испытательного срока?
- Нет, это нормально. Это в любом случае опыт, который позволит в следующий раз не совершить эти же ошибки при выборе работодателя. Главное - сделать выводы.
Я допускаю, что о неудачном опыте можно упомянуть в резюме. Если вы совсем молоды и опыт минимальный, то почему нет? Лучше, чем никакого опыта вообще. С другой стороны можно рассказать работодателю и если вы опытный соискатель. Есть вероятность, что в этой компании процесс работы построен так же и вас это место тоже не устроит. Если вы проговариваете, что для вас категорически неприемлемо, то работодатель сам оценивает, подходите ли вы друг другу. Или же вы здесь поработаете недолго и через 3 месяца снова будете искать работу.
Ольга Пастухова