ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
28 ноября 2018 | 10:03

Я здесь новенький. Как пройти испытательный срок?

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Иллюстративное фото с сайта storagecraft.com Иллюстративное фото с сайта storagecraft.com

Автор статьи, журналист Ольга Пастухова, 30 лет:

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Автор статьи, журналист Ольга Пастухова, 30 лет:

"Я начала работать 13 лет назад. За это время я примерила 7 должностей: диспетчер, журналист, редактор, пиарщик, копирайтер, пресс-секретарь, преподаватель... Меня испытательным сроком не удивишь: опытным путем я постигла многие из этих премудростей. Хотела бы я менять работу меньшее количество раз? Да, потому что, раньше найдя то самое место работы, смогла бы сделать что-то грандиозное. Нет, потому что, сидя на одном месте, не узнала бы много интересного, не приобрела бы важные навыки и не познакомилась бы с большим количеством потрясающих людей.

Однажды я не прошла испытательный срок. По собственной воле. Я проработала в той компании один месяц и 4 дня. Это очень интересная история, из которой я сделала выводы. Подруга говорила мне, что замуж надо выходить по SMART'у (аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач - от ред.). Я сказала, что замуж буду выходить по любви, а вот работу искать - по SMART'у.

Я написала пост в Facebook, объявив, что ищу работу. Поступило 8 предложений. Я составила табличку, выписав все, что знала об этих работах, проанализировав данные. Правда, на собеседование ходила только одно. Выбрала предложение с лучшим окладом и самым интересным функционалом. Бинго? Не совсем.

Компания находилась очень далеко от моего дома. К слову, именно это станет одной из причин, почему я в итоге откажусь там работать. Однако основные причины были другие. Я не до конца понимала функционал должности. Руководитель увидел в моем резюме нужный навык и посчитал, что я справлюсь с задачей. Я же, несмотря на свое умение выполнять определенный вид работы, вовсе не горела делать его. Мои "фантазии" были вовсе о другом. И плюс мы не сработались с начальником. 

Этот опыт научил меня двум вещам. Для меня критически важно, как долго я буду добираться до работы. А еще - большая зарплата не значит ровным счетом ничего. Главное - то, чем предстоит заниматься".

***

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании. Вы нашли работу и приступили к обязанностям. Несколько следующих недель или месяцев - испытательный срок. Думаете, что квест по трудоустройству на этом закончен? Не совсем так.

Наш эксперт в области HR, карьерный консультант Людмила Лукина рассказывает, что такое испытательный срок глазами работника и работодателя, почему на самом деле важно найти общий язык с коллегами, а также почему после испытательного срока не стыдно принять решение уйти из компании.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Что такое испытательный срок?

- В компаниях сильно разнится представление об испытательном сроке. Где-то это месяц, где-то три. Как-то я слышала про полгода.

- Продолжительность испытательного срока зависит не только от компании, но и от должности.

У рядового сотрудника, скорее всего, он составит 1 месяц. Хотя это может быть и 3-7 дней. На должностях с простым функционалом уже через неделю понятно, насколько человек сможет выполнять определенный объем работы. У руководителя среднего звена - до 3 месяцев, топ-менеджера - до 6 месяцев.

- Что такое испытательный срок?

- С юридической точки зрения - это период, когда с сотрудником можно расстаться быстрее, чем обычно. Раньше в Трудовом кодексе РК был прописан срок - 10 дней. В последней редакции кодекса этой информации нет. В обычной ситуации отработать надо будет один месяц.

Все остальные права у новичка на испытательном сроке такие же, как и у давно работающего. Компании не имеют права занижать зарплату на время испытательного срока. Однако может быть прописано, что после испытательного срока она может быть повышена, если... И расписывается по пунктам. Если вы столкнулись с какими-либо нарушениями, то имеете право обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения РК. Компанию могут оштрафовать или предписать устранить нарушения Трудового кодекса.  Многие предпочитают этого не делать, полагая, что им не дадут после этого работать. Но можно еще написать в Интернете - на специальных сайтах или в соцсетях, чтобы предупредить других соискателей.

Глазами работодателя испытательный срок - это весь период адаптации сотрудника в компании. Когда он заканчивается, то человек должен уметь полноценно работать. Если этого не произошло, то работнику объявляют, что он не прошел испытательный срок. В моей практике, это было менее чем в пяти процентах случаев.

Глазами работника - это время, чтобы понять, насколько его должность и компания соответствуют его карьерному плану. Сможет ли он эффективно выполнять поставленные задачи, укрепить свои позиции как профессионала и при этом продолжить свое развитие? Я не могу привести статистику по этому пункту, потому что все очень по-разному в разных компаниях и на разных уровнях должностей.


Иллюстративное фото: pixabay.com

 Узнать критерии и наладить контакты с коллегами

- Существуют ли рекомендации, как успешно пройти испытательный срок?

- Да, есть 4 важных шага. Для начала - узнать критерии оценки вас на испытательном сроке и наладить контакты с коллегами.

Первый шаг надо делать сразу же. Рекомендую зафиксировать задачи на время испытательного срока на первой неделе работы. Грамотный руководитель сделает это сам. Но, к сожалению, не все выполняют это.

Новенький может задать вопрос HR-менеджеру или своему руководителю: "Как вы поймете, что я прошел испытательный срок?" Честно и открыто спросить, чтобы получить честный ответ. Важно, чтобы задача была сформулирована не размыто: "Пройти обучение и начать работать", а конкретно: "Научиться работать в CRM-системе: заводить карточки клиентов, вносить текущие данные, составлять отчеты" или "Сдать экзамен, ответив правильно на 80 процентов вопросов".

- Какие сложности могут возникнуть?

- Когда перед человеком поставят задачи, то он может понять, что у него не хватит квалификации и он никогда в жизни этого не сможет. Можно честно об этом сказать. Тогда вместе с руководителем можно обсудить, возможно ли за время испытательного срока освоить необходимые знания и навыки. И пройти по продуманному вместе плану вступления в должность. Глядя на слона, всегда кажется, что съесть его невозможно. Но если разделить его на кусочки…

Либо он может попробовать, попросить наставника. Например, так: "Мне бы хотелось, чтобы был наставник. Я легко и быстро учусь. Но чувствую, что мне нужна будет помощь в освоении этого функционала. К кому из сотрудников я могу обращаться по финансовым, юридическим вопросам и в области закупок?" Это нормально, понимая, что задачи требуют большей квалификации, попросить наставников или хотя бы людей, к которым можно обращаться с вопросами.

- Это не является слабостью?

- Это не является слабостью. Это, наоборот, подтверждает, что вы адекватно оцениваете свои силы и ресурсы для выполнения задач. У каждого есть ограничения. Хорошо, если человек готов их признавать и обращаться за помощью, не утверждая, что он сможет все, а по итогу испытательного срока выяснится, что проект провален.

- А что значит "наладить контакты с коллегами"? Как правильно выполнить второй шаг?

- Это не значит, что коллег каждый день надо угощать шоколадками. Вы должны четко понять, что является продуктом вашего труда и как он влияет на работу других сотрудников вашего отдела и других подразделений. Это позволит понять, по каким критериям они оценивают вашу работу.

- Можно пример?

- Давайте рассмотрим такой вариант. Вас наняли, чтобы вы покупали запчасти для автомобилей. От того, какие запчасти вы купите, зависит работа других отделов. При этом у каждого отдела свои требования к покупаемому товару.

Для транспортного отдела главное - качество. Если расходники на машины будут некачественными, то их надо будет часто менять, а значит - это часы и дни простоя транспорта, то есть претензии к ним. А экономический отдел, скорее всего, будет оценивать те же запчасти по стоимости. Потому что его задача - экономить бюджет компании.

Уже понятны два критерия вашей работы: стоимость и качество. Соблюдая их, вы не только хорошо выполните свою работу, но и будете в хороших отношениях с коллегами, люди будут настроены чаще работать именно с вами. Это также скажется на ваших доходах, если в компании предусмотрены бонусы. Кроме того, когда будут принимать решение о повышении, то будут рекомендовать именно вас как человека, с кем максимально эффективно и плодотворно можно сотрудничать.

Если рассматривать налаживание связей с коллегами в широком смысле, то это всегда приветствуется для создания дружелюбной атмосферы в коллективе. Для новенького человека это возможность понять, по каким правилам - гласным и негласным - здесь работают, чтобы закрепиться в коллективе.

- Чтобы не ходить в чужой монастырь со своим уставом?

- Да. Надо узнать устав компании и встроиться в него. По сути, чтобы вы смогли там работать дальше, ваши принципы должны быть плюс-минус одинаковыми. Чем раньше вы поймете суть компании, тем лучше для всех.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Подобрать ключик к руководителю, попросить ресурсы

- Что является третьим шагом?

- Наладить контакт с руководителем. Потому что именно он будет принимать решение, прошли ли вы испытательный срок. Да, ему могут дать рекомендации HR-менеджер, его руководитель, коллеги, но решение принимает именно он. Конечно, сотрудник должен быть ценен для компании, но в первую очередь - для руководителя.

Вам необходимо понять, узнать у начальника, какие он на вас делает ставки, чего он от вас ждет. В идеале каждый шеф хочет, чтобы вы забрали на себя определенные функции, а он лишь проверял результат работы. Эти ожидания и нужно проговорить.

- А четвертый?

- Зачастую работодатель забывает обеспечить человека необходимыми ресурсами. Это не значит, что в первый день нужно попросить авто с личным водителем. Заявки на ресурсы должны быть обоснованными. Если вам нужно постоянно звонить, а у вас нет корпоративного мобильного телефона или выхода на "восьмерку", то вы имеете полное право сказать об этом. Важно формулировать не как претензию, а как просьбу с обоснованием, зачем это нужно.

- Где проходит граница нормального? Я знаю, что в западных компаниях вовсе не принято пользоваться личными ресурсами для выполнения рабочих задач. А как обстоят дела в отечественных компаниях?

- Этот вопрос лучше обсуждать еще раньше - на собеседовании. Разумно, если ваша работа связана с разъездами - 50 процентов рабочего времени на колесах, говорить о компенсации ГСМ. Но если вы раз в месяц звоните по межгороду и для этого просите лимит на телефон, то это странно.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Эффективность и обратная связь

- Насколько эффективен человек во время испытательного срока?

- Работодатель должен понимать, что в адаптационный период человек не сможет работать на 100 процентов.  Нормальным результатом считается, когда по итогам первой недели человек показывает 10 процентов.

- 10 процентов? Серьезно?

- Да, серьезно. В первую неделю человек вообще не понимает, какие бизнес-процессы в этой компании, какая нормативная документация есть. Пока он со всем этим ознакомится, поймет бизнес-процесс, в котором участвует, как минимум пройдет пару недель.

Здесь опять же включается ранжирование в зависимости от должности. Чем выше должность - тем быстрее от работника будут ждать понимание ситуации и обратную связь. К концу первого месяца рядовой сотрудник должен точно понимать, какие задачи стоят перед ним конкретно и его отделом в целом.

Для менеджера среднего звена ставки выше. После 4-6 недель он должен смочь провести хотя бы минимальный анализ своей функции и предложить варианты для ее оптимизации. Для топ-менеджера анализ ситуации является постоянной функцией, начиная с первого дня. Со временем увеличивается только глубина анализа и количество данных. По сути уже на собеседовании от топ-менеджера ждут минимальный анализ информации о компании, которая есть в открытых источниках. Топам не зря платят в десятки раз больше, чем рядовым сотрудникам.

- Насколько важно давать обратную связь простому работнику?

- Руководство оценит, если рядовой сотрудник через месяц-два работы проявит инициативу и скажет: "Знаете, здесь и здесь что-то идет не так. На этом стопорится процесс, хотя не должен. Я выяснил, что... Давайте попробуем делать вот так..." Инициатива должна быть не сама по себе, не голая критика, а подкреплена данными и идеей, как изменить. Хороши те инициативы, которые сократят сроки, улучшат качество или привлекут новых клиентов.

Это всегда нужно делать именно во время испытательного срока. Потому что потом взгляд "замыливается". Если в первое время сотруднику кажется, что это странно и он понимает, как можно улучшить, то потом странное будет казаться нормой.

- То есть в начале человек чувствует камушек в башмаке, а потом привыкает к нему и кажется, что камушек там должен быть?

- Да. Проявленная по устранению камушков инициатива также позволит в будущем быстрее подняться по карьерной лестнице. Начальство будет иметь в виду, что этот человек - инициативный, его можно привлекать для новых проектов.


Иллюстративное фото: pixabay.com

Решение принимаете вы!

- Очень многие люди думают, что время испытательного срока только работодатель решает, будет ли сотрудник работать...

- Да люди все время забывают, что они тоже принимают решение. Забывают об этом на этапе составления резюме, на собеседовании, во время испытательного срока.

Важно помнить, что работодатель таких решений принимает десять в час. А вы принимаете его один раз на ближайшие несколько лет. Поэтому для вас это решение гораздо более важное, чем для компании.

- Какими критериями стоит руководствоваться человеку?

- Теми же, что и при выборе работодателя.

Когда вы уже вышли в компанию, находитесь в этой среде, то можете оценить более наглядно. Если у вас есть портрет работодателя, то вам легче по нему сверяться: "Так себя люди ведут или не так? То делают или не то?" Не возбраняется для проверки некоторые ситуации провоцировать специально. Например, вам важно, чтобы люди помогали друг другу. И вы можете создать ситуацию, обратившись к коллеге из другого отдела. Да, может быть, вам не помогут. И быть может, что это не говорит о компании - например, человек был не в духе или у него время отчета. Но в любом случае у вас будет больше информации о том, как и что здесь принято.

- Не зазорно уйти из компании после испытательного срока?

- Нет, это нормально. Это в любом случае опыт, который позволит в следующий раз не совершить эти же ошибки при выборе работодателя. Главное - сделать выводы.

Я допускаю, что о неудачном опыте можно упомянуть в резюме. Если вы совсем молоды и опыт минимальный, то почему нет? Лучше, чем никакого опыта вообще. С другой стороны можно рассказать работодателю и если вы опытный соискатель. Есть вероятность, что в этой компании процесс работы построен так же и вас это место тоже не устроит. Если вы проговариваете, что для вас категорически неприемлемо, то работодатель сам оценивает, подходите ли вы друг другу. Или же вы здесь поработаете недолго и через 3 месяца снова будете искать работу.

Ольга Пастухова

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer